Вернер фон Сименс: человек, соединивший континенты
01.02.08
Наверняка сегодня нет такого человека, которому ничего не сказало бы имя Siemens – одного из ведущих производителей электротехники, решений в области мобильной связи, здравоохранения и автоматизации производства. А вот имя человека, чей неоспоримый светлый ум и талант ученого стояли у истоков создания гигантской корпорации, чаще всего остается в тени. И имя это – Вернер фон Сименс. Юный суворовец Родился Вернер Сименс (тогда еще без приставки фон) 13 декабря 1816 года в многодетной семье фермера. Правда, перед тем как осесть на земле, отец успел поучиться в Геттингенском университете. Практически во всех поколениях Сименсов проявлялся талант к точным наукам, и Вернер не был исключением. Одаренного юношу отправили в Берлин учиться в артиллерийском инженерном училище. Военная муштра и методичность преподавателей подтолкнули и без того яркую натуру будущего ученого к развитию. К двадцати годам Вернер получил профессию «офицера-изобретателя широкого профиля». Довольно однообразную службу в заштатных гарнизонах он перемежал научными изысканиями, посвящая им все свое свободное время, чем неоднократно удивлял своих товарищей по службе. Вскоре в семью Сименсов постигло горе: почти одновременно, с полугодичной разницей, умерли мать и отец. Двадцатичетырехлетний Вернер остался старшим, возложив на себя заботу о многочисленных братьях и сестрах. Минута славы В 1842 году состоялось первое открытие молодого изобретателя: Сименс создал свой метод гальванического золочения и серебрения, применив гальванопластику – изобретение петербургского профессора Бориса Якоби. Кстати, «доводить до блеска» свой успех Сименсу приходилось на гаупвахте, куда он попал за участие в дуэли в качестве секунданта. Начальство снисходительно отнеслось к проступку молодого офицера и даже разрешило проводить эксперименты, не выходя из крепости. Кардинальных изменений в жизнь Вернера открытие не внесло, но молодого офицера заметили. Вскоре ему довелось устраивать фейерверки по случаю торжеств в семействе принца Карла Прусского. Представление настолько поразило особу королевских кровей, что Сименс сразу же после перформанса был приглашен к столу принца. Знакомство успешно продолжилось гонкой под парусами на яхте Карла. Вскоре после этого Вернеру помогли перебраться в Берлин. Основание компании В Берлине того времени была на науку и "ученость", расцветавшая благодаря великому естествоиспытателю Александру фон Гумбольдту. Столичный бомонд всерьез увлекался учеными диспутами. Недавно основанное Немецкое Физическое Общество влекло в свои ряды толпы неординарных людей – и исследователей, и заинтересованных любителей, из которых потом вышла блестящая плеяда ученых и промышленников. Среди них оказался Вернер Сименс. Именно на одном из заседаний общества, на котором Вернер делал доклад о своих разработках в области электрической телеграфии, он и познакомился с Иоганном Георгом Гальске – представителем мастерового сословия, высококлассным механик Берлинского университета. Выступление Сименса произвело на него такое впечатление, что он тотчас бросил свою мастерскую и явился к докладчику с предложением работать вместе. Это был переворот в жизни молодого ученого: 1 октября 1847 года была основана фирма Siemens&Halske. Этакий альянс офицера и мастерового, которому в последствии суждено было стать отправной точкой основания того гигантского предприятия, которое мы сегодня знаем под именем Siemens. Первое задание Стартовый капитал для своего предприятия компаньоны заняли у богатого кузена Вернера. Фирма начала заниматься широким кругом работ в области электротелеграфии, точной механики и оптики, а также созданием электромедицинских аппаратов. И уже через год компания получила первый серьезный заказ: правительство собиралось соединить телеграфной линией Берлин и Франкфурт-на-Майне. Там должна была состояться сессия первого немецкого парламента. Прусский король Вильгельм хотел из столицы следить за его заседанием. Компания должна была проложить телеграфную линию длиной 500 км — ничего похожего в Европе тогда еще не было. Для одного из участков был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы. 8 марта 1849 года новым телеграфом из Франкфурта в Берлин поступила весть, что Вильгельм избран немецким императором. С момента принятия решения не минуло и часа. После этого компания получает правительственные заказы на телеграфные линии между другими городами Германии. Вклад в науку Одновременно с началом собственного бизнеса, Сименс продолжал служить в армии, а также заниматься наукой. В 1846 году он изобрел специальную машину для покрывания медной проволоки гуттаперчей. Открытие вошло во всеобщее употребление при производстве изолированных проводников для подземных и подводных телеграфных кабелей. А в 1848 он заложил в нильской гавани первые подводные мины, снабженные приспособлениями для воспламенения электрическим способом. Курс на Восток В 1851 году для компании началась новая эра – плотное сотрудничество с Россией. Siemens&Halske 75 телеграфных аппаратов для пока еще пребывавшей в проектной стадии линии Москва – Петербург. Уже через год в Санкт-Петербурге открылось представительство Siemens&Halske, которое возглавил один из братьев Вернера – Карл. А еще через год компания выигрывает у англичан, продукция которых на европейском рынке того времени была передовой, тендер на постройку первой телеграфной линии в России. Кроме того, Сименс обязался провести гарантийное обслуживание телеграфа в течение 12 лет. Поначалу подобный ход казался откровенным разорением, однако, как потом выяснилось, вылился в выгоднейший бизнес. За первой линией последовала прокладка еще нескольких: Петербург-Москва-Крым, Москва-Киев-Одесса и далее на Севастополь, Петербург-Кронштадт, причем часть этой линии проходила по дну моря. Позднее были проложены линии на Финляндию, Варшаву, Ригу и Таллинн и далее на Западную Европу. Для того, чтобы обеспечить обещанное гарантийное обслуживание огромного количества телеграфных аппаратов, Сименс изобрел диагност телеграфных линий, равных которому в мире не было очень долго. Компания росла: кроме Петербурга, отделения предприятий фирмы Сименса и Гальске открыты были в Вене и в Тифлисе. Большой завод в Шарлоттенбурге изготавливал кабели для подземной проводки, для электрического освещения и для телефонов. Другой кабельный завод был построен в Англии. А на Кавказе фирма занималась нефтепромышленностью. Сам же Вернер, помимо развития собственного бизнеса, по-прежнему много времени отдавал исследованиям в области сильноточной электротехники. Его самое значительное достижение в этой области датируется 1867 годом, когда он создал совершенную конструкцию генератора постоянного тока с самовозбуждением, долгое время именовавшуюся динамо-машиной. Он же предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в Ом, а единице электрической проводимости было присвоено наименование Сименс. Становление гиганта Опоясав пол-России телеграфными линиями, да еще с фантастическими по тем временам гарантиями, Siemens&Halske не остановилась на достигнутом. Компания принимает участие в одном из самых громких проектов XIX в. — сооружает первую прямую трансконтинентальную телеграфную линию Лондон–Калькутта длиной 11 тыс. км. Строительство закончили менее чем за два года. Время доставки сообщений — 28 мин. — поразило всех. Один из участков этой линии (через Кавказ) был построен на железных опорах и проработал с 1871 по 1931 г. В начале 1870-х годов Siemens&Halske построила кабельное судно «Фарадей», оснащенное усовершенствованной кабелеукладочной машиной. В 1874 г. «Фарадей» проложил трансатлантический телеграфный кабель, напрямую связавший Ирландию и США (5700 км), минуя остров Ньюфаундленд. А всего за 10 лет это судно проложило шесть трансатлантических кабелей. В стране медведей и лаптей Между тем связи Siemens&Halske с Российской империей становились все крепче. Кроме телеграфных линий, компания начала строить на территории России свои заводы и электростанции. Электрическое освещение страны от вокзальных станций до Зимнего дворца – все это дело рук Siemens&Halske. Кстати, и первые российские трамваи также были произведены немецкой компанией. Помимо производственный, укреплялись и личные связи. Брат Сименса Карл женился на русской женщине, а сам Вернер даже купил медный рудник на юге России. Почетный дворянин Почти всеми успехами предприятия Сименса обязаны исследовательским и изобретательским способностям своего руководителя. Он отклонял все, что не было всесторонне рассмотрено теоретически и подтверждено экспериментом. В 1877 г. фирма S&H изготовляла телефонные трубки Белла, а в 1881 г. участвовала в строительстве первой в Берлине телефонной станции. Динамо-машина Сименса, изобретенная в 1867, произвела настоящую революцию в горном деле, благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортер и, главное, электрическая рудничная дорога. В 1879 г. фирма S&H представила на берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу, в 1880 г. на выставке в Мангейсе — первый в мире электролифт; Еще через год была построена первая линия электрического трамвая на окраине Берлина, а в 1882 г. начата опытная эксплуатация безрельсового транспорта. В 1888 году кайзер дарит Сименсу дворянский титул, и к его фамилии добавляется приставка «фон»: теперь его все называют Вернером фон Сименсом. Отход от дел Вскоре после получения дворянства начался постепенный отход Вернера от дел фирмы. Однако он не прекращал своих исследовательских изысков. В 1892 г. Сименс изобрел стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий. Это стало его последним изобретением: 6 декабря 1892 года Вернер фон Сименс ушел из жизни, немного не дожив до своего семидесятишестилетия.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 — доступные флагманские технологии



У Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 одинаково хорошие дисплеи, емкие аккумуляторы, есть поддержка обновлений софта в течение 6 лет. Расскажем подробнее чем еще они интересны

Moto Book 60 — первый ноутбук компании Motorola, он оснащен процессорами Intel Core 7/5, 14″ OLED Intel Motorola ноутбук
Корпус ноутбука Moto Book 60 выполнен из металла и сертифицирован по военному стандарту MIL-STD-810H, масса устройства составляет 1,39 кг.
Hyundai разработала встроенную систему пожаротушения батарей электромобиля Hyundai разработка
Hyundai Mobis представила разработку в области безопасности электромобилей — батарейную систему, способную локализовать возгорание на уровне отдельной ячейки