Обзор игры: Overclocked
08.09.08Мой Компьютер, №14, 01.04.2008
- Разработчик: House of Tales
- Издатель в Украине: Новый Диск
- Жанр: квест с хитроподвывертами
- Системные требования: CPU 1.6 ГГц, 256 Мб ОЗУ, видеокарта со 128 Мб памяти и поддержкой DirectX 9.0с, 7 Гб на жестком диске, Windows XP/Vista
Авторское примечание: Всем, кто верит в «двадцать пятый кадр», всемогущих российских ученых и бабайку, настоятельно рекомендую поиграть в Overclocked. Сильные эмоции обеспечены. А вот остальным все-таки лучше почитать текст, который пойдет дальше.
Сколько лет уже пророчат скорую гибель жанра «квест обыкновенный», а он, гад, все никак не даст дуба — хоть ты тресни. И раз за разом выходят игры, которые вызывают у публики самые противоречивые отклики, причем вовсе небезосновательные, при всей своей противоречивости. Например, если вам скажут, что графика в Overclocked ужасна, то это будет чистая правда — давно я не видел настолько кошмарных моделек персонажей и окружения (уровня любительских воллпейперов из эпохи 3D Studio Max 2.0). Но и те, кто говорит, мол, по меркам жанра Overclocked красив, аки Мона Лиза, тоже будут правы. Да, остальное, пожалуй, выглядит еще страшнее, а былые шедевры (ну, все помнят игры мсье Бенуа Сокаля?) потускнели в свете новомодных шейдеров, бампов и прочих наворотов. Вот сиди теперь, товарищ-рецензент, и думай, что написать.
И ведь если бы так было только с графикой, то уж как-нибудь можно было отписаться, сказать «смотрите на скриншоты», дать парочку сравнений и уточнить, что, в принципе, стиль в игре более-менее выдержан. То есть военная база выглядит именно военной базой, виртуальный Нью-Йорк похож на реальный (сужу, естественно, по голливудским шедеврам, сам в «большом яблоке» не бывал еще) и так далее. Но что делать, например, с геймплеем? Вы не забыли еще, что скрывается за термином «пиксельхантинг»? Ну конечно, не забыли, ведь нас еще регулярно кормят теми самыми «олдскульными» квестами подкласса «руссо-квесто». Но это отдельная песня, достойная самостоятельного разбора. А вот чтобы такой архаичный подход жил и здравствовал в просвещенной Европе (разработчики Overclocked родом из Германии, если кто не догадался) — это уже что-то из ряда вон… Особенно после Fahrenheit, показавшего, как сделать интересной игру, в которой основное достоинство — это сюжет. При этом, кстати, сам по себе геймплей тоже получился на славу, хотя, на первый взгляд, и прост, как три копейки. Знай себе, кликай по кнопкам, которые показывают на мониторе, но соединение действий персонажа с тактильными ощущениями и постоянным напряжением игрока создавало такую необходимую связь между виртуальностью и реальностью. В конце концов, если ты не чувствуешь никаких опасений за жизнь персонажа, то и все происходящее с ним воспринимается менее остро. Вот, кстати, так спонтанно и сформулировалась одна из моих основных претензий к жанру «квест». А ведь еще в далекие 90-е аксакал этого жанра, компания Sierra, пыталась преодолеть эту границу. Помнится, в King’s Quest (часть вторая, если не ошибаюсь) был такой момент, когда игрок принимал пари у Кракена-наперсточника. Угадаешь, под какой из трех чашек жемчужина, идешь дальше. Не угадаешь, извини, скушают тебя. А система сейвов там хитрая была…
Ну, не о том речь, перейдем поближе к столу, на котором расположился наш пациент. Тут надо именно что препарировать, чтобы понять, почему после прохождения остается такое непонятное ощущение. За мою практику такое случилось впервые: прошел игру, и не знаю, что о ней сказать. Хорошая, плохая, никакая — что? До сих пор не могу решить.
* * *
Red Lable — то любов,
Black Lable — то журба.
Раз, два — вже дрова.
В ресторані
Піджак-кутюр’є,
Медамс і месьє,
Заснув в олів’є
Із ногами
(Группа «БОРЩ»)
Начать придется, пожалуй, с самого основного то ли достоинства, то ли недостатка этой игры. То есть, с сюжета.
Завязку, думаю, уже знают все, кто хоть как-то интересовался Overclocked до ее выхода, но напомню еще разок. В один прекрасный дождливый день на улицах Нью-Йорка появляется пятеро полуголых подростков мужеского и женского полу (да-да, в ролике покажут сиськи, правда, не шибко аппетитные), вооруженных пистолетами неизвестного производства. Все они пребывают в неудовлетворительном умственном состоянии, вследствие чего их отлавливает полиция и доставляет в больницу для умалишенных на Стейтон-Айленде. В больнице, в свою очередь, устанавливается практически общий для всех диагноз — амнезия.
Разобраться в том, откуда взялись эти товарищи, где было добыто оружие, а главное, что вогнало пациентов в столь плачевное состояние, предстоит нашему альтер-эго, то ли психиатру, то ли психопату Дэвиду Макнамаре. Интриги добавляет то, что информация о ходе лечения является конфиденциальной, о чем нам незамедлительно сообщат еще до встречи с больными. Ну что ж, приступим…
Мое личное восприятие истории Overclocked по мере прохождения можно описать кривой Гаусса. Начало — вяленькое, хотя и интригующее. Но, братцы, что вы предлагаете? Снова амнезия? На сей раз — аж у пяти человек? Не перестарались, а? Ну ладно, что у нас там еще… Ага, главный герой, которого вот-вот выпрут из дому (вернее, он сам по работе выперся в другой город, и ему в гостиницу вот-вот жена пришлет все пожитки). Хорошо. Правда, отождествлять себя с таким лузером станет не каждый, а кроме того, сюжетные действия главного героя далеко не всегда продиктованы общечеловеческой логикой, что еще сильнее затрудняет «вживание в образ». Впрочем, тут больше вины самой игровой механики, но все несуразности кондового квестового геймплея в Overclocked почему-то очень остро рикошетят по восприятию сюжета. В том же «Илье Муромце», которого я проходил буквально перед Overclocked, такого ощущения нет вовсе. Может, потому что там пафоса поменьше?
К середине игры интерес к сюжету начинает возрастать, и тут уже не пришлось гадать, в чем причина. Просто разработчики начали выводить на первый план личную жизнь главного героя, которая на фоне абсолютно невнятного «основного» сюжета как раз наполнена настоящими вещами. Любовью, ненавистью, дружбой, чувством вины и ответственности, в общем, всем тем, что волнует любого из нас и будет волновать всегда. Я вам сейчас открою большую тайну, до которой, правда, либо своим умом, либо по чьей-то указке добралось уже все прогрессивное человечество… Но, тем не менее, озвучить лишний раз не помешает. А суть этой тайны состоит в том, что интересный сюжет всегда основан на личных переживаниях персонажей, на их взаимоотношениях и прочих «телячьих нежностях», которые, как ни крути, все-таки близки всем нам независимо от возраста и политических взглядов. Ярчайший пример — это классическая литература (вернее, литература, ставшая классической). Шекспир писал о любви, Достоевский — о пороках личности (и о любви, впрочем, тоже местами писал), Щедрин больше напирал на мещанство и уже общественные пороки, присущие отдельным социальным прослойкам. Но когда читаешь их книги, в принципе, описанная эпоха абсолютно не имеет значения. Будь это средневековье или 19 век — чувства Джульетты поймет любая девушка, а борзописец, которого прессует маркетинговый и рекламный отделы, а также главный редактор, чтобы не писали плохого «про вот этих» невольно поежится при прочтении истории «пенкоснимателей» из «Записок провинциала» Салтыкова-Щедрина. Ну, вечное это, что поделать? И будет жить, пока жив хотя бы один гомо сапиенс.
А прочитать про новую расу полугномов-полутараканов, про крутую пушку, придуманную товарищем пейсателем с большого бодуна, или про крутого человекоподобного робота бывает интересно, но максимум — один раз. Согласны, нет? Причем, если в такую историю приплетено нечто большее, чем просто бурный полет фантазии автора, то и такой вариант имеет все шансы на то, чтобы стать классикой. А пример можно взять из еще более острого жанра — из кино. Помните «Терминатор 2»? Конечно, все помнят. Но во время выхода ходили смотреть на крутого робота в исполнении неподражаемого Арни, на спецэффекты, равных которым тогда еще не было… А сейчас пересматривают по пятому-десятому-сотому разу из-за того, что кроме самого Терминатора в фильме есть еще Сара Коннор, которая достоверно знает, что конец света наступит и не может смириться с тем, что ее воспринимают не более, чем сумасшедшей. Есть Джон, у которого такая вот интересная мать и приемные родители, о личностных качествах которых благоразумно умолчим. В конце концов, «очеловечивание» самого Т-800 по ходу действия имеет немало общего с чувствами реальных людей.
Преисполненный подобными мыслями в середине прохождения Overclocked, я уж было понадеялся на закрученную интригу в личной жизни главного героя, но… Любая вечная тема воспринимается лишь тогда, когда персонажи, ее несущие, поступают так, как поступил бы и реальный человек. И пускай вариантов много, но какая-то единая логика все же должна присутствовать. Жаль, что создателям Overclocked эта простая истина неизвестна… Либо же известна, но они почему-то решили принести логичность и жизненность персонажей в жертву сиюминутным «большим пушкам» и «человекоподобным роботам», ассоциирующимся у меня с «основным» сюжетом.
Эх, блин, еще и не так вывернешься, чтобы ненароком не запустить спойлер! Но мысль, надеюсь, понятна. К финалу Overclocked я успел разочароваться в герое, который вроде бы начинал становиться похожим на живого человека в середине игры. Ну, и финал… Мда… В общем, кому страшно хочется спойлеров, перечитайте еще раз «авторское примечание», там имеется вполне прозрачная подсказка об основе всех хитросплетений сюжета Overclocked. И основа эта человека более-менее критически мыслящего нисколько не впечатляет. Но что забавно, второстепенные персонажи, которые не связаны напрямую с «той самой» военной базой, на которой творятся ужасные ужасы, сей печальной участи избежали. Вот из-за них, наверно, я и не назову сюжет Overclocked совсем уж плохим. Но ведь в середине-то он казался интересным, оригинальным (несмотря на амнезию)…
И еще одна деталь, которой и посвящен эпиграф этой подглавки. Наш «лудильщик душ» является банальным алкоголиком. Не подумайте плохого, я и сам иногда бываю выпимши (и даже сильно выпимши), но все равно, люди, которые «решают проблемы» просто напиваясь, никогда не будут вызывать у меня ничего, кроме неприязни. В лучшем случае — непонимание. Да, один раз, когда «все навалилось», можно и хряпнуть рюмочку-другую для расслабления мозговой мышцы. Но не каждый же день — проблемы от этого никуда не исчезнут.
* * *
Наши лица, как коробки,
Наши ноги, как столбы,
Наши взгляды, как заклепки,
Словно пробка наши лбы…
(Группа «Ноль»)
Это уже про графику пошел разговор, если кто не догадался. В начале статьи я уже сказал достаточно для того, чтобы можно было понять, что представляет собой визуальная составляющая Overclocked. Да, на адекватность дизайнеров жаловаться не приходится. И даже несмотря на то, что большая часть игры проходит в нарочито старых, обшарпанных помещениях, с донельзя аскетичной обстановкой, визуально «задники» воспринимаются именно так, как надо. И атмосферу нагнетают подходящую случаю. Запустение, ржавчина, облупленная краска… Ну, не Сайлент Хилл, но тоже ничего так. Да и не с монстрами имеем дело, а с обычными людьми и их пороками.
Только халтуры при создании локаций (кстати, они статичные, но я так и не понял — трехмерные с неподвижной камерой, либо просто отрендеренные) допущено немало. Наповал «сражает» табуретка (смешки прекратить!), вернее, две табуретки-близнеца из военной базы и психбольницы. В больнице трехногое седалищное приспособление, прикрученное болтами к полу, выглядит вполне уместно, но на военной базе бросается в глаза сразу же.
Впрочем, подобных несуразностей хватает и в геймплее Overclocked, но об этом чуть позже. А по поводу графики необходимо еще пару слов сказать о персонажах.
Сами модели получились так себе, на уровне Max Payne (первого). Для квеста уже вроде бы неплохо. Но вот анимация в Overclocked — это нечто. Как наши буратинки ходят, при желании посмотрите сами, несколько минут здорового смеха обеспечены (особенно забавно выглядят девицы, виляющие бедрами так, что им сзади на джинсах впору лепить наклейки с автобусов-гармошек «занос 1 м»). А вот передергивание затвора пистолета негнущимися пальцами и опрокидывание стакана с виски примерно за десять сантиметров от рта — это уже не смешно, а просто печально.
И не знаю почему, но меня больше всего покоробила поза одной из девушек, которая по причине своего нездорового психического состояния часами сидит в одном положении, откинувшись назад и опираясь на полусогнутые руки. Интересно, сами аниматоры пробовали посидеть таким образом хотя бы пять минут? Упомянутый выше Арни просидел бы часок, я не сомневаюсь, но человеку, далекому от спорта, это все равно что, допустим, висеть на турнике.
В общем, единственное, что не вызвало никаких нареканий в графическом оформлении Overclocked, это вода. И дождь, и море смотрятся неплохо. Правда, то же виски в стакане к воде уже не относится, оно пребывает в состоянии желе и из стакана в утробу главного героя перемещается посредством телепортации.
Ну, и напоследок, если кто-то заподозрит меня в том, что я проморгал момент и не выставил приличные настройки графики, то уточню — в Overclocked настройка графики всего одна. Яркость называется. А даже для того, чтобы выставить другое разрешение экрана, придется лезть в системный реестр (именно так, не в конфиги, а в реестр!) и вводить не количество точек, а произведение требуемого разрешения на цветность. Давно не меняли разрешение в игре способом, при котором требуется калькулятор? Я лично — впервые в жизни.
* * *
Я еду в поликлинику
Сдавать свои анализы,
С учета диспансерного
Сниматься не хочу.
Я занимаю очередь,
Заказываю карточку,
Я кал сдаю в коробочке
И в баночке мочу…
(Группа «Ногу Свело»)
Собственно, геймплей. О нем можно говорить долго, но суть все равно будет одна — типичный квест, который хотели скрасить чем-то свежим. Из «свежатинки» у разработчиков придумалась только «схема» с «гипнозом» больных. Наш доктор мечется из палаты в палату, заставляя каждого из молодых людей вспоминать очередной кусок прошлого. На нужные воспоминания может навести какой-нибудь предмет и (или) запись разговора с другим пациентом, в которой описывается ситуация, в которой так или иначе участвовал наш больной. Выбрать нужный кусок разговора несложно по контексту, на крайний случай можно просто прокручивать все свежие записи подряд — после «правильной» доктор задумчиво хмыкнет, давая тем самым подсказку, что теперь самое время гипнотизировать «клиента». А вот с предметами не все так просто. Логика их появления в игре и дальнейшего использования местами отсутствует напрочь. Например, радио, лежащее в ординаторской больницы, нужно для того, чтобы напомнить одному из пациентов о его прошлом. Но игрок может узнать об этом только после того, как получит соответствующую SMS-ку от полицейского инспектора, а SMS-ка приходит только после того, как радио перекочевало в наш карман после весьма неочевидной махинации с другим предметом… В общем, спасает только хроническая квестоманская клептомания. Если уж поймал курсором активный предмет — тащи его в инвентарь, пригодится. Правда, некоторые предметы нельзя взять в принципе до тех пор, пока не наступит «нужный момент».
Небольшой отдушиной являются «флэшбеки» душевнобольных. Эти эпизоды из прошлого выглядят как мини-квесты, в которых нам предстоит не просто исполнять роль пассивного наблюдателя, но и активно участвовать, руководя действиями одного из пяти молодых людей. Постепенное «отматывание назад» во времени флэшбеков позволяет сохранить интригу (хотя было бы что сохранять), а непосредственное участие игрока позволяет более четко понимать, как себя чувствовали пациенты «там».
Но все равно, если вы не прожженный квестовик, то проходить Overclocked лучше с солюшеном. Муторное «обкликивание» всего и вся простому смертному вряд ли понравится, ну а во «флэшбеках» можно и не подглядывать. Хотя тем, кто хоть что-то смыслит в технике, будет трудно догадаться, например, что в аккумуляторе, которому уже исполнилось лет 40-50, осталось достаточно заряда, чтобы между двумя зажимами проскочила искра. Эх, горе от ума.
* * *
О, не пинайте дохлую собаку!
Она не сможет вас уже укусить…
(Группа «ДДТ»)
Хорош или плох Overclocked, я однозначно сказать не могу. Но раз уж все равно упор был сделан на сюжет (который довольно многим понравился, хотя я в их число и не вхожу), можно было вообще отказаться от атавизмов квестового жанра. И воспользоваться идеями Fahrenheit — получилось бы гораздо лучше, уверен. Местами то загадки, то сюжетные ходы заставляют вспомнить старую поговорочку, не особо приличную по форме, но мудрую по содержанию. Озвучу ее в талеровском стиле: не можешь [цвести], не мучай [корнеплоды]. А посему рекомендация простая — поклонникам жанра на безрыбье играть все-таки стоит. Ничего лучше в ближайшее время не предвидится. Остальным если и играть, то только ради сюжета. Но сюжет Overclocked, что бы кто ни говорил, дурь еще та. И не говорите потом, что я не предупреждал.
P.S. Отдельного пинка хотелось отвесить локализаторам. Особенно после того, как я услышал первый сеанс гипноза, в котором доктор и пациент говорят одним голосом. Звучит дико, но как оказалось, это задумка разработчиков. Мол, пациент в трансе, ему кажется, что он говорит сам с собой… Угу, и диктофон, на который все это записывается, тоже в трансе и послушно записывает именно один голос.
В общем, пинать не буду, за вычетом этого момента локализация вполне стандартная. Внятный перевод и фиговая игра актеров. Привыкли уже…
P.P.S. Спасибо всем вышеназванным музыкальным коллективам за хорошие песни, из которых я понавытаскивал цитат.
Bateau
Web-droid editor

вологість:
тиск:
вітер:

Огляд ноутбуку Lenovo ThinkPad X1 Extreme Gen 5: в чому сіль?



Ноутбуки Lenovo серії ThinkPad X1 Extreme мають бути готові до будь яких навантажень, витримувати певні фізичні випробовування та при цьому характеризуватися доволі невеликим габаритами та вагою. Розкажемо про модель п’ятого покоління та розберемося наскільки вона виправдовує свій статус екстремальної

ASUS представила в Україні ігровий ноутбук ROG Strix SCAR 16 (2023) з Core i9-13980HX та GeForce RTX 4080
ASUS Intel NVIDIA Republic of Gamers ігри ноутбук події в УкраїніКомпанія ASUS представила в Україні ігровий ноутбук ROG Strix SCAR 16 (2023). Також компанія показала на презентації версію моделі з дисплеєм діагоналлю 18 дюймів.
Нова пошта запустила сервіс безкоштовного повернення товарів
події в Україні сервіс«Легке повернення». — це швидка та безкоштовна послуга для повернення товару або частини товарів із замовлення продавцю протягом 14 днів після отримання посилки.