Контрабас по экспоненте
19.04.18
Любовь к математике помогает во многих случаях, от вероятностных подходов в расшифровках информационных операций до расчета стоимости компании. И еще — в формировании личных и корпоративных бюджетов. И та же самая математика помогает в отслеживании параметров риска важных процессов. Хочется верить, что система контроля сбора налогов тоже использует математику.
Люди рассказывают, что определение плохих компаний, например центров конвертации, давно было автоматизировано и выявление аномальных движений НДС прекрасно показывало, кто кому. Правда, сделали ту систему хлопцы уже сбежавшие, и использовали они ее для личных целей, а совсем не исходя из государственных интересов. Понятно, что настоящий хозяин систему бы не выкинул, а переориентировал на пользу государственному бюджету. Тем более что при уже внедренной системе кодов, регистраций и прочих инвестиционно привлекательных плюшек украинские бизнесмены про обнал больше не думают, а стоят в очереди за кредитами для предоплаты налогов. Хочется верить, что где-то, среди этой автоматизации, затесались показатели удовлетворенности бизнеса своим существованием. И как только хотя бы у 50 % компаний оборотки перестает хватать на НДС, так сразу красный алярм начинает выть сиреной до самого до верхнего руководства.
Нераскрытым остается вопрос: почему при совсем не малом количестве цифровых параметров при таможенном оформлении грузов остается так много неуплаченного в украинский государственный бюджет? Или частично неуплаченного? Хотелось бы также знать поименно, кто не дает внедрять единые базы таможни и налоговой. Или, может быть, они там как-то и взаимодействуют, но для другого, для личного? Например, завез в белую, невзирая на всеобъемлющую помощь уклониться — получи проверочку. Завез в черную — получи дочисления по зарплатам. Завез в серую — предоплати прибыль. Вариантов масса, и при правильных алгоритмах — очень даже прибыльных. Хотелось бы знать, где та прибыль аккумулируется и как перераспределяется.
Чем отличается белое, черное и серое? Черное — это грузы, которые прошли мимо таможни, серое — грузы прошли по заниженной стоимости, белое — растаможено в соответствии с ценами, количеством и характеристиками поставщика. Именно для обеспечения белых поставок следует делать интеграцию с международными базами и украинской налоговой системой. Для остальных вариантов такой подход смерти подобен. Обеспечить интеграцию могли бы работающие системы штрих-кодов. Штрих-коды — вообще волшебная вещь: она может практически устранить человеческий фактор. Но мы так не можем, это же социальный фактор и целая армия работающих на свой карман людей.
Есть масса материалов о дисбалансах экспорта и импорта разных стран с украинским учетом. Но кое-что можно посчитать и внутри страны. Для устройств с мобильной связью есть такие штуки – ІМЕІ-коды: международные идентификаторы мобильного оборудования, уникальные для каждого использующего их устройства. Эти номера известны мобильным операторам. Когда-то хотели регистрировать коды для ввезенного оборудования, и делать это должны были импортеры. Но политической воли на такой закон не хватило. Поэтому двух баз данных не родилось. Соответственно, в автоматическом режиме сверить, сколько устройств завезли, растаможили и начали обслуживать в мобильных сетях, невозможно. Однако, имея разного рода оценки учета разными организациями одних и тех же параметров, применяя допущения, базируясь на исследованиях рынка авторитетными организациями, посчитать соответствие между использованием мобильников и их пересечением границы — можно. Можно даже применить средние цены и оценить урон, нанесенный бюджету Украины.
Решение задачи
Начальные условия:
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Зарегистрированных кодов ІМЕІ, млн шт. | 6,9 | 13,9 | 17,5 | 18,2 |
Оценка количества растаможенных устройств | 8,1 | 5,9 | 6,8 | 7,3 |
По данным исследований были определены проценты в общем объеме для разного типа телефонов с одной, двумя или тремя SIM-картами:
Устройство | SIM-карты | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
телефоны | |||||
1 | 13 | 8 | 3 | 2 | |
2 | 30 | 23 | 26 | 22 | |
3 | 1,1 | 0,08 | 0,11 | 0,28 | |
смартфоны | |||||
1 | 10 | 4 | 2 | 2 | |
2 | 42 | 58 | 63 | 68 | |
планшеты | 4 | 6 | 6 | 5 |
Средние цены для единицы товара в гривнах:
Устройство | 2014 | 2015 | 2106 | 2017 |
телефоны | 498 | 723 | 725 | 681 |
смартфоны | 2123 | 3430 | 4075 | 4404 |
планшеты | 2255 | 3255 | 3492 | 3852 |
В таблице представлены рассчитанные количества разного типа устройств и их стоимость по зарегистрированным кодам:
Устройство | 2014 | 2015 | 2106 | 2017 |
Телефоны, млн шт | 1,95 | 2,75 | 2,86 | 2,35 |
млн грн | 970 | 1990 | 2076 | 1602 |
Смартфоны, млн шт | 2.16 | 4,61 | 5,88 | 6,60 |
млн грн | 4576 | 15 807 | 23 972 | 29 059 |
Планшеты, млн шт | 0,28 | 0,90 | 0,97 | 0,93 |
млн грн | 641 | 2918 | 3377 | 3583 |
ВСЕГО, млн шт | 4,4 | 8,3 | 9,7 | 9,9 |
млн грн | 6187 | 20 715 | 29 425 | 34 244 |
Аналогичные расчеты и допущения можно провести для растаможенных устройств:
Устройство | 2014 | 2015 | 2106 | 2017 |
Телефоны, млн шт | 2,47 | 1,8 | 2,1 | 1,79 |
млн грн | 1228 | 1301 | 1508 | 1218 |
Смартфоны, млн шт | 5,0 | 3,7 | 4,2 | 5,1 |
млн грн | 10 630 | 12 533 | 17 209 | 22 417 |
Планшеты, млн шт | 0,66 | 0,48 | 0,48 | 0,43 |
млн грн | 1488 | 1575 | 1673 | 1653 |
ВСЕГО, млн шт | 8,1 | 5,9 | 6,8 | 7,3 |
млн грн | 13 346 | 15 410 | 20 389 | 25 287 |
Таким образом, в украинских мобильных сетях в 2017 году добавилось почти 10 млн устройств, а через таможню их прошло только 7 млн. Соответственно, товар почти на 9 млрд грн не соприкоснулся с таможенной системой Украины. А есть еще товарные запасы, которые обычно составляют 20–25 %. И они уже точно не учтены в официальной статистике. Потери государственного бюджета только по НДС-платежам составили 1,8 млрд грн, плюс-минус в рамках допущений и погрешностей усреднения показателей.
Задача решена. Простые математические действия с собранными из разных источников данных дают цифру потерь.
Согласно мнению экспертов, в текущем году контрабас потерял страх, и ввозится все как угодно, только не по белому. Ожидается рост по экспоненте, т. е. в профессиональных кругах о сокращении черного и серого импорта даже не шутят. Возможно, есть товарные группы, где ситуация кардинально отличается, но не на пользовательском рынке технологических продуктов. Никаких механизмов оценок того, что на самом деле происходит с импортом на уровне государства, не существует. Для пользователей это означает отсутствие уровня сервиса от глобальных компаний, невозможность использования глобальных площадок продаж контента и приложений. Контрабас потихоньку загоняет Украину в резервацию по вторичным таможенным признакам.
На уровне потребления корпоративного сегмента ситуация не на много лучше. Государственные организации позволяют себе покупать товар не только не растаможенный, но и не авторизированный производителем на нашей территории, иногда не зарегистрированный в специальных реестрах, а иногда и не сертифицированный. Иногда отдельно взятые производители умеют управлять ситуацией и не допускают беспредела с поставками своего товара. Но в глобальных компаниях работают люди, и некоторые из них испорчены квартирным вопросом. И тогда производитель может потерять рынок или его показатели, которые тоже влияют на инвестиционную привлекательность страны.
В общем, фискальные органы Украины непобедимы, пока там работают люди. Вопрос не только в старом опытном контингенте. Вопрос в технологиях, которые должны полностью устранить человеческий фактор. И в аналитических инструментах, которые призваны определять воронки уклонений, пересекать разные базы, определять риски и их адреса. Действующий бизнес прекрасно знает адреса, куда ходить и получать добро. Те, кто не получает добра и материально его не компенсирует, теряют рыночную привлекательность, сокращают рабочие места и целые товарные группы. Говорят, что децентрализация потоков произошла, но год до выборов диктует несколько целей: концентрация средств для кампаний, последний шанс урвать перед сменой власти. И опять остается надеяться на международное сообщество, потому что хотя бы по международным проектам нужно завозить в белую, платить в белую и использовать белые пушистые решения.
Выражаем благодарность компаниям и экспертам, которые приняли участие в сборе данных и их оценке.
Издатель
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
3 thoughts on “Контрабас по экспоненте”
Добавить комментарий
Планшет Samsung Galaxy Tab S10 Ultra (SM-X926B): многое
Новый планшет Samsung Galaxy Tab S10 Ultra получил большой 14,6”-экран, топовый процессор Mediatek Dimensity 9300 и стилус S Pen. Попробуем разобраться для чего такой девайс
В Android 16 можно будет передавать звук по Bluetooth без сопряжения Google Андроид
Google выпустила первую версию Android 16 для разработчиков, и одной из заметных новинок стала функция обмена аудио, которая позволяет передавать звук на несколько Bluetooth-устройств одновременно
Stellantis представила единую платформу STLA Frame для всех своих серий автомобилей автомобиль разработка
STLA Frame также поддерживает значительные тяговые возможности, включая максимальную буксировку до 6 350 кг и грузоподъемность 1 224 кг
однако ето наше все: вместо того, чтобьі отменить таможенную мзду на непроизводимьіе в стране товарьі раздается вопль «караул грабят». и пример тех же китайцев, доплачивавших за ввоз в страну електроньіх комплектующих для стимуляции собственного производства ничему не учит. страна торгашей и барьіг однако….
к сожалению нет ни одной законодательной инициативы о полной отмене налоговых обязательств при импорте
Шнуркова.як лобіст великих торгівельних мереж ЗА повний контроль державою всього.. особливо продаж через Інтернет….. тоді у великих оптовиків буде «профіт»…