Александр Тюрин: «Мы уже породили своего могильщика – цифровую жизнь»
01.02.08Фантастика, которая сбывается уже в наши дни – эти несколько слов описывают киберпанк максимально кратко. Ведь человек и компьютер сливаются практические в единое целое здесь и сейчас, а не в отдаленных мирах на сказочных звездолетах. Александр Тюрин знает о кибербудущем не понаслышке – многие из его прогнозов уже сбылись. Поэтому мы и решили спросить у пионера постсоветского киберпанка, что же нас ждет в будущем…
Александр, если вспомнить конец 80-х – начало 90-х, то компьютеры и другие детища высоких технологий не были очень распространены в СССР, а затем в постсоветских странах. Как вам в такое нелегкое время пришла в голову идея писать в жанре киберпанк?
Если говорить об СССР, то по количеству вычислительных центров на душу населения мы Западу не уступали, да и писишки были на подходе. У меня, к примеру, имелась СЭВовская «Мазовия». Работал я тогда в ВЦ. Это были довольно фантастические времена, когда производственные компьютеры были еще ростом выше человека и человек как бы находился внутри компьютера – во время поломок кто-то копался в огромных накопителях на магнитных лентах, кто-то засовывал руки по локоть в процессор. А я, как было нередко в те времена, обладал достаточным количеством свободного времени, чтобы помечтать о светлой цифровой жизни.
Как успел развиться киберпанк за все это время? Ведь прошло уже почти 20 лет с его появления на славянских просторах.
Киберпанк появился на славянских просторах довольно давно, но расцвести не смог. Очевидно, проблема в исчезновении класса романтичных технарей – усилиями наших постсоветских реформаторов. А сейчас расцветать поздно. Киберпанка, как живого жанра, на данный момент уже практически не существует. Все, что в нем имелось «вкусного», растащили коммерческие писатели. На то, что в киберпанке осталось после этой растащиловки, фактически нет спроса.
Почему в ваших произведениях с конца 90-х все больше прослеживается уклон в нанопанк? Какая принципиальная разница между киберпанком и нанопанком?
После распотрошения киберпанка писателями-рыночниками я двинулся дальше, туда, где ждала меня очередная целина. На мой взгляд, нанопанк – шире киберпанка, киберпанк — подмножество нанопанка. Вообще нанопанк, как и любая другая научная фантастика – это литература о влиянии технологий на общество и личность, но нанопанк имеет в виду технологии, которые классической научной фантастике вообще не были известны. Это технологии, манипулирующие материей на атомарном и молекулярном уровне. Но нанотехнологии не могут работать без развитого программного обеспечения, которое становится предметом художественного описания в киберпанке.
Если с киберпанком и нанопанком все так печально, то какой, по вашему мнению, будет литература будущего? Какие жанры и направления будут превалировать, а какие, возможно, вымрут?
На наших глазах практически вымерла настоящая проза больших форматов. Кому она сейчас нужна, когда homo sapiens превратился в «жующий глаз», человека потребляющего. Вымерла, например, и философия, осмысляющая основные законы мироздания. А где живописцы и композиторы, способные потрясти сознание? Какой разительный контраст с началом ХХ века, когда существовали великие империи, породившие огромное количество прорывных людей во всех областях творчества — от физики до балета.
Я вообще сторонник мнения (и всячески выражаю это в своих текстах), что время человека уходит. Мы уже породили своего могильщика – цифровую жизнь. Она сейчас находится (применительно к биологической шкале) где-то на уровне инфузорий, но не за горами уже эпоха динозавров. И человеку нечего противопоставить. Ни высот духа, ни глубин интеллекта. Нет людей, способных собрать воедино распавшуюся на кусочки картину мира. Я не говорю об энциклопедичности в духе Лейбница или Леонардо. Но мы погрязаем в специализации, хотя мир един, так же как и знание о нем. Если сегодняшний человек специализируется, скажем, в математике, то во всех остальных сферах он максимально экономен и стопроцентно полагается на других специалистов. Но гуманитарная сфера заполнена «специалистами», которые выдают писсуары за произведения искусства. В гуманитарных областях у нас, в лучшем случае, схоласты, манипулирующие пустопорожними абстракциями и затасканными символами. На мой взгляд, литература будущего — умелая эпигонская компиляция вроде «Гарри Поттера».
Насколько идеи, заложенные в ваших произведениях, воплотились в жизнь? И какую из идей своих произведений вы бы хотели увидеть «ожившей», а какую – нет?
Тема обширная. Например, на рубеже 80-х и 90-х я писал о человеко-машинных интерфейсах, понимающих «язык» человеческого организма, и о кибернетических копиях реальных объектов нашего мира – в моем романе «Каменный век» они назывались «кибероболочками». И это уже появилось. Реализуются и мои представления о превращении homo sapiens в «человека потребляющего», который даже не заметит, как на его компьютерах возникнет новая цифровая жизнь. Чем сегодня заполнены твердые диски и из чего состоит сетевой трафик? На девяносто процентов из спама и близких к нему продуктов, а также быстро эволюционизирующих вирусных программ. Это, конечно, еще не цифровая жизнь, но некий «опаринский бульон», из которого она возникнет.
Я думаю, что очень скоро осуществится и мой прогноз, что у цифровой жизни появится физический наноноситель, который мы не сможем контролировать. И это, кстати, меня нисколько не печалит. Тот формат существования, который сейчас предложен человеку идеологией тотального рынка, меня не устраивает. Пускай расцветает цифровая жизнь – ведь развитие интеллекта должно продолжаться, если даже будет нечеловеческий интеллект. Я хотел бы, чтобы реальными ресурсами управляли программные «виртуальные эксперты», как в моем романе «Боятся ли компьютеры адского пламени», несмотря на все потенциальные опасности.
Конечно, я не желал бы высокотехнологичной войны за передел мировых ресурсов, угрожающей, в первую очередь, восточнославянским просторам, которая описана в моей повести «Отечественная война 2012 года». Я написал ее, чтобы предотвратить худшее.
Интернет – это тоже одна из форм цифровой жизни. Много ли вы им пользуетесь? Как вы решаете для себя проблему переизбытка информации?
Я пользуюсь интернетом давно, со времен Gopher и Telnet. Сегодня в интернете нет переизбытка информации, несмотря на терабайты, которые бегают по его каналам. Ведь информация — это то, что дает новое знание и упорядочивает мир. Есть немало вопросов, по которым в Интернете нет вообще ничего. Если мне нужно прочитать летопись XV века, то я ищу ее в библиотеке. Интернету она не нужна, какой бы объем важнейшей информации в ней не содержался. Чтобы написать, к примеру, «Сидоров – дурак», требуется всего тринадцать байт. Чтобы то же самое пропеть, нужен аудиофайл, его размер в тысячу раз больше. Но ведь объем предоставляемой информации не изменился. Чтобы показать дурака Сидорова в видеоформате и выложить его затем в Youtube, требуется размер файла в миллион раз больше, чем в тексте. Но ведь опять ничего по сути не изменилось.
Какие из наследий сегодняшнего Интернета вы считаете наиболее ценными, а какие – наиболее вредными? Почему?
Ну, если говорить о наследии, то речь идет о некотором будущем. Эволюция не останавливается ни на секунду, и технологии будут развиваться, даже если все человечество превратится в стадо жующих консумеров. Когда-нибудь историк машинной цивилизации скажет, что Интернет начала XXI века был важным этапом в развитии цифровой жизни, потому что в его глубинах зародились первые цифровые существа, еще примитивные, но уже обладающие реплицирующимся кодом и собственным метаболизмом.
Я не вижу практически никаких примеров того, что интернет повлиял на образованность и эрудицию нашего молодого поколения, скорее наоборот. Да, интернет-магазины и интернет-биржи, конечно, способствовали ускорению оборота ненужных товаров и дальнейшей виртуализации финансовой системы, но, по моему мнению, это лишь мешает решению реальных мировых проблем, таких как паразитизм «золотого миллиарда», социальное расслоение и бездарная трата природных ресурсов.
Что бы вы пожелали читателям hi-Tech PRO?
Никогда не полагать, что вы достигли конечного знания.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор игрового ноутбука Acer Nitro V 14 ANV14-61 (N9.QTFWW.001): лед и мощность
Acer Nitro V 14 ANV14-61 выглядит элегантно несмотря на игровую принадлежность. Хороший экран, процессор и видеокарта достаточной производительности. Что еще в нем интересного?
Стал известен ТОП-10 игр на Sony PlayStation 1 PlayStation Sony игры рейтинг
Одной из самых интересных тем, связанных с юбилеем, стал список самых продаваемых игр для PlayStation 1, который недавно был опубликован популярным блогером под ником Stealth
RedMagic выпустила Go Power Bank для зарядки устройств на ходу аккумулятор
RedMagic Power Bank оснащен цифровым дисплеем, показывающим уровень заряда, и защитой от перегрева для безопасной работы