Пузырь фильтров или Как Интернет может ограничить наше «окно в мир»
03.01.13Чтобы осознать суть понятия «пузырь фильтров» (thefilterbubble.com), предлагаем вам провести нехитрый эксперимент. Предложите кому-либо из родных или друзей (лучше нескольким людям одновременно) сесть со своим ноутбуком и придумать несколько словосочетаний, которые они будут последовательно вводить в строке одного и того же поисковика, каждый – на своем ПК. Наверняка результаты поиска будут разниться между собой. Такое происходит оттого, что интернет-компании стремятся подстроить свои услуги (новости и поисковые результаты в частности) под наши индивидуальные вкусы, в результате чего появилось опасное непреднамеренное последствие: мы оказываемся в плену у этих самых пузырей фильтров, не получая той информации, которая могла бы заставить нас усомниться в чем-то, расширив наш кругозор.
Тонкости, подмеченные в социальных сетях
Для иллюстрации главного принципа пузыря фильтров часто приводят фразу Марка Цукерберга, которой он ответил на вопрос о важности ленты новостей в Facebook: «Белка, умирающая на вашем дереве, может в данный момент заинтересовать вас куда больше, чем люди, умирающие в Африке».
Белка, умирающая на вашем дереве, может в данный момент заинтересовать вас куда больше, чем люди, умирающие в Африке (Марк Цукерберг)
То есть, наитипичный пример пузыря фильтров — страничка пользователя в соцсети. Например, у гипотетического человека в Facebook, («Вконтакте», «Одноклассниках», нужное подчеркнуть) есть друзья, помешанные на кулинарии, которые постоянно выкладывают у себя на странице новые изысканные рецепты. Помимо кулинаров, у него есть друзья, интересующиеся политикой и финансовыми сводками, которые у себя на страницах выкладывают последние новости о заседаниях Верховной Рады и об очередных ляпах Николая Азарова. Все эти новости (статусы и обновления друзей на странице) отображаются в новостной ленте пользователя. Как и всегда, он просматривает новости друзей. При этом ему более интересны политические сводки, и он часто переходит по ссылкам в этих новостях. И что странно: через некоторое время в своей ленте новостей наш гипотетический пользователь не увидит больше никаких сообщений от друзей-кулинаров. Даже если они вдруг начнут писать о политике.
Социальная сеть запоминает, на что пользователь нажимает в ленте новостей, и выдает в следующий раз те новости, которые она посчитает интересными для данного пользователя. Справедливости ради заметим, что, например, в «Вконтакте» после многочисленных жалоб ввели две опции — «Показать все новости» и «Показать наиболее интересные». Поэтому якобы неинтересное будет отсеиваться только в случае выбора второй.
В плену у поисковиков
С поисковыми системами, как мы могли убедиться из предложенного выше эксперимента, дело обстоит аналогично. Даже если выйти из своего аккаунта в поисковой системе, пузырь фильтров будет работать, ведь остаются еще более 50 видов персонализации (индивидуализации) — параметров, которые в любом случае обработает поисковик: тип компьютера, тип браузера, местоположение, история посещения сайтов и т. д., — и выдаст информацию на основе этих параметров.
Эксперты интернет-бизнеса не зря утверждают, что стандартного Google больше не существует. И этот факт остается практически незаметным для каждого из нас, так как мы не видим результатов поисковой выдачи других людей.
Множество компаний по всему миру применяют персонализацию: новостные гиганты Yahoo News, Google News, Huffington Post, Washington Post, New York Times. Тренд на персонализацию расползся по всему Интернету, и в конечном итоге пользователям будет показываться только то, что им будет интересно исходя из результатов обработки информации поисковыми машинами, а не то, что может быть действительно необходимо пользователям. Такое предположение подтверждает бывший глава Google Эрик Шмидт: «Людям будет очень сложно увидеть нечто или приобрести что-то, что так или иначе не было специально под них подобрано».
Знаменитая книга Эли Парайзера «Пузырь фильтров»
Последствия от персонализации
Автор термина Filter Bubble Эли Парайзер (elipariser.com/bio.html) говорит о том, что последствия от пузыря лежат в первую очередь в социальной плоскости. Так, пользователи, интеллектуально изолируясь в своем информационном поле, получают намного меньше той информации, которая противоречит их собственной точке зрения. Писатель приводит пример того, как один пользователь ввел в Google запрос British Petroleum, а в ответ получил только инвестиционные новости об одноименной компании. Когда же другой пользователь отправил такой же запрос, то в ответ получил информацию о взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon, и обе эти страницы с результатами поиска разительно отличались между собой.
Исследователь в своей книге также предупреждает о том, что потенциальным недостатком при фильтрации поисковых запросов является то, что она закрывает нас от новых идей и важной информации, создавая такое впечатление, будто наши узкие собственные интересы и есть все, что существует и окружает нас. Это приносит потенциальный вред как личности, так и обществу в целом. Парайзер раскритиковал Google и Facebook за предоставление пользователям «слишком много сладкого, но ничего полезного». Он предупреждает и о том, что этот невидимый алгоритм редактирования в Сети может ограничивать получение новой информации и сузить рамки разнообразия этой информации. Согласно Парайзеру, пагубное воздействие пузыря фильтров причиняет вред обществу, так как может подорвать само формирование гражданского мнения, что сделает людей более уязвимыми к пропаганде и манипуляциям, а в глобальном масштабе — затормозить демократические процессы во всем мире.
Эли Парайзер на конференции PopTech 2010, где он презентовал свою теорию о пузыре фильтров
Парайзер сравнивает пузырь фильтров с собственной микровселенной каждого человека, в которой он живет в Интернете. И то, что будет отображаться в этом пузыре фильтров, будет зависеть напрямую от того, кто этот человек и чем он занимается, то есть информация из пузыря фильтров будет всегда основываться на профессиональных и личностных интересах человека. Главная проблема заключается в том, что не сам человек решает, какую информацию он будет получать в Интернете. И еще более важно — он даже не увидит той информации, которая останется за пузырем фильтров.
Социальные психологи пришли к выводу, что такой информационный ограничитель нарушает «нормальный информационный рацион», выводя информацию только о том, что развлекает пользователей. Исследования, проведенные Netflix, (signup.netflix.com/global), показали, что люди куда охотнее выбирают для потребления массовый информационный продукт (ток-шоу, реалити-шоу, посредственные комедии, сплетни, интриги-скандалы-расследования и т. д.), нежели информацию о культуре, медицине, науке, политике или образовании.
Как же расширить кругозор? Универсального рецепта не существует. Но первый шаг к развитию — это осознание того, что подобный тренд уже внедрился в жизнь каждого интернет-пользователя, а также само желание изменить собственную картину интернет-мира, расширяя при этом собственный кругозор. В техническом же плане можно воспользоваться несколькими простыми методиками (см. врезку). Мы уверены в том, что знания не уйдут от желающих их получать!
Советы по улучшению конфиденциальности в интернете включают несколько ключевых шагов. Для начала, рекомендуется регулярно очищать куки-файлы в вашем браузере. Это поможет избежать формирования «пузыря фильтров», который может искажать результаты поиска в интернете, основываясь на ваших прошлых активностях.
Удаление истории веб-поиска также важно, особенно если вы используете почту от крупных поисковых систем, таких как Gmail или «Яндекс». Эти системы ведут единый профиль пользователя, который используется для персонализации поиска. Удаление истории поможет минимизировать это влияние.
В социальных сетях, таких как Facebook, важно скрывать свои персональные данные, такие как дата рождения или имя. Также избегайте нажимать «Like» на публикациях, если не хотите, чтобы эта информация стала публичной. По возможности, используйте никнеймы вместо реального имени.
Отключение таргетированной рекламы — еще один способ снизить степень отслеживания вашей активности в сети. Использование режима «инкогнито» в браузере помогает избежать хранения куки-файлов и дает возможность видеть менее персонализированные результаты поиска.
Анонимный серфинг, например через Torproject.org или Anonymizer.com, позволяет скрывать ваши данные даже при использовании режима «инкогнито». Эти сервисы пропускают ваш трафик через свои серверы, что эффективно скрывает информацию о вашем устройстве.
Наконец, деперсонализация вашего браузера важна, так как каждый запрос на загрузку веб-страницы передает сайтам много информации о вашем компьютере и программном обеспечении. Уникальные конфигурации вашего устройства могут использоваться для идентификации, поэтому стоит принимать меры для минимизации утечек этой информации.
Несколько простых шагов, которые позволят вам избегать персонализации информации в Интернете
- Удалите все куки-файлы.
- Удалите историю веб-поиска.
- Скройте персональные данные в Facebook.
- Скройте дату рождения (или хотя бы год рождения) и пользуйтесь никнеймами.
- Отключите таргетированную рекламу.
- Используйте режим «инкогнито» в браузере.
- Используйте анонимный серфинг в Интернете.
- Деперсонализируйте ваш браузер.
Рекомендациями о том, как сделать так, чтобы ваши настройки было гораздо труднее отследить, с вами поделились специалисты из организации Electronic Frontier Foundation (EFF, panopticlick.eff.org/self-defense.php
Редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор смартфона Poco X7 Pro: потенциал
Купить смартфон Poco X7 Pro стало возможным совсем недавно. Как выяснилось, это довольно интересный аппарат бренда с хорошим процессором, достаточным объемом памяти, защитой корпуса и оптической стабилизацией у камеры. Но есть и нюансы. Посмотрим, как они влияют на опыт использования
CapacMouse Pro — миниатюрная компьютерная мышка-брелок мышка
Аккумулятор мышки CapacMouse Pro емкостью 180 мАч обеспечивает до 30 часов автономной работы.
SoftBank и разработчики Chat GPT будут выпускать корпоративные сервисы ИИ бизнес искусственный интеллект разработка
Кроме этого, SoftBank будет ежегодно выплачивать $3 миллиарда за использование технологий OpenAI в своих дочерних компаниях