В другом измерении со шлемом виртуальной реальности Lenovo Explorer
12.02.18
Виртуальная реальность взволновала мир несколько лет назад. Но по мере выхода первых устройств стало ясно, что для обработки графики в ней требуется немалая производительность. Кроме того, даже с ростом вычислительной мощи оставалась нехватка контента и сценариев применения. Однако за последний год дополненная (Augmented Reality) и виртуальная реальности (Virtual Reality) стали не просто популярными, но и доступными.
Начало было положено производителями мобильных устройств, предлагавшими использовать шлемы со смартфонами, которые и занимались обработкой VR-контента. Затем подтянулись Oculus и HTC, которые на тот момент смогли понизить системные требования компьютеров для работы со шлемами. В то же время разработчики и энтузиасты нашли применение альтернативным реальностям не только в играх, но и образовании, а также в интернет-коммерции.
Панорамные видео и фото теперь могут снимать рядовые пользователи с помощью доступных девайсов, и такие форматы теперь — сами собой разумеющиеся. А вот поиграть дома в виртуальной реальности стало возможным относительно недавно.
Что такое очки дополненной реальности (AR) и чем они отличаются от очков (шлемов) виртуальной реальности (VR)?
В очках виртуальной реальности вы видите исключительно изображение, которое выводится на специальные экраны для глаз. А в очках дополненной реальности вы продолжаете видеть окружающее вас реальное пространство, но в это пространство могут быть добавлены различные виртуальные элементы.
Большие корпорации, разумеется, тоже не стояли в стороне. Microsoft подготовила платформу Mixed Reality, которая предполагала совмещение AR и VR. Взаимодействие с «нарисованными» объектами происходило в рамках отслеживания позиции пользователя в окружающем пространстве. Причем технология и работа с устройствами уже реализованы на уровне операционной системы — с приходом обновления Windows 10 Fall Creators Update. Главным же отличием от шлемов Oculus Rift и HTC Vive стало отсутствие необходимости в дополнительных датчиках для позиционирования. Все встроено в шлем, а контроллеры отслеживаются в пространстве камерами шлема и с помощью собственных сенсоров.
Единственным недостатком в таком подходе является пониженная точность отслеживания положения контроллеров. Особенно когда они заводятся за спину пользователя. Впрочем, эти нюансы эпизодичны.
В сентябре на выставке IFA 2017 сразу несколько производителей представили свои шлемы, работающие на платформе Microsoft Mixed Reality. Среди них — версии от Acer, Asus, Dell, HP и Lenovo, отличающиеся по большей части только внешне. Цена таких решений стартует от $300, но контроллеры в комплекте есть не всегда.
У самой Microsoft также имеется свой шлем — Hololens. Он имеет полупрозрачное стекло, которое и помогает накладывать виртуальные объекты на окружающее пространство.
Что нужно от пользователя?
Для шлемов с поддержкой Mixed Reality минимальными системными требованиями стали: процессор не ниже Core i5-7200U, 8 ГБ оперативной памяти, Intel HD Graphics 620 или совместимая с DirectX 12 видеокарта. Кроме того, необходим порт HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2, а также один USB 3.0 и Bluetooth 4.0 для сопряжения с джойстиками. В итоге система сможет выдавать 60 fps, чего достаточно для комфортной игры, а при более мощных комплектующих получится достичь 90 fps — графика и анимация станет очень плавной и естественной. Это можно получить, используя процессор Core i5 4590 и выше, а также видеокарту не младше NVIDIA GTX 960 или AMD RX 460.
Как выглядит
В нашем материале мы познакомимся с Lenovo Explorer. Шлем оснащен двумя LCD-экранами диагональю 2,89 дюймов, общим разрешением 2880×1440, частотой обновления 90 кадр./с и углом обзора 110°.
Прямо в Windows есть возможность настройки расстояния между зрачками от 59 до 67 мм. Стоит отметить, что этот шлем может работать не только с контроллерами, а и с клавиатурой, мышкой и геймпадом Xbox.
Шлем выполнен из матового пластика. Глянцевой сделана только полоска с объективами камер и логотипом компании. Покрытие не маркое, что важно, так как в процессе настройки шлем, возможно, придется двигать руками. Причем полностью снимать его с головы не обязательно. Фронтальная часть с экранами и оптикой крепится к каркасу подвижным шарниром, и при необходимости часть шлема можно просто приподнять. На голове шлем крепится с помощью круглого каркаса, а диаметр регулируется с помощью шайбы сзади.
По периметру лицевой части шлема есть мягкая проставка из поролона. В области носа она не закреплена, чтобы пользователь мог более свободно настроить шлем. Во внутренней части есть датчики, которые автоматически «ставят на паузу» воспроизведение или игру, если шлем снят.
Джойстики тоже сделаны из матового черного пластика. Пока у всех производителей шлемов Mixed Reality они одинакового дизайна. На каждом из контроллеров есть аналоговый стик, пятипозиционная клавиша с сенсорной поверхностью, кнопки «Меню» и «Windows» (она же включения и выключения). На обратной стороне — триггер, который чаще всего используется для захвата виртуального предмета. Для крепления на запястье есть шнурки. Во фронтальной части каждого контроллера расположено кольцо со светодиодами.
В комплекте помимо самого шлема есть два джойстика, работающие от двух пальчиковых батареек типа АА. Шлем подключается к компьютеру по четырехметровому кабелю, совмещающему HDMI, USB и аудиоразъем 3,5 мм.
Начало работы
Вес шлема составляет 380 г. Это не много и сопоставимо с аудиогарнитурами. Однако для комфортного использования нужно уделить время настройке расположения шлема на голове и межзрачковому расстоянию. Если картинка в шлеме расплывается, значит, вы еще не выбрали оптимальное положение.
Рекомендуем настраивать работу шлема на площадке хотя бы три на 3 м, тогда у вас появится свобода движений и будет возможность еще больше погрузиться в виртуальное окружение.
При подключении шлема к компьютеру первый раз, автоматически запуститься приложение с настройками. В нем можно откалибровать датчики и выбрать зону действия шлема. Изначально игрок может использовать гарнитуру в определенной области, которая «очерчивается» шлемом, или сидя перед компьютером. Это не влияет на доступность игр, но все движения и действия пользователя будут отрабатываться исходя из заданных параметров игровой области. К слову, если вы уже настроили шлем стоя перед компьютером, а затем сели, то на всех уровнях и плоскостях виртуальной реальности вы будете располагаться ниже. Все потому, что рабочая позиция была задана выше.
Затем запускается интерфейс, который выполняет роль виртуального рабочего окружения Windows. Он оформлен в виде дома на утесе — Cliff House. По сути, установленные приложения и сервисы располагаются здесь в виде картин на стенах. В одной комнате можно «повесить» магазин приложений Windows, а в другой — браузер и видеопроигрыватель. В свободное время можно прогуливаться по дому и заниматься чем-то из того, что висит на стене. Но нельзя сказать, что это сильно удобно. А увлекательно это лишь первые пару минут и для тех, кто никогда не пробовал VR или AR-устройства.
Если, например, смотреть видео через браузер, то получится просмотр роликов в обычном формате на стене виртуального дома. Поэтому следует воспользоваться специальным видеоплеером или проводником голограмм для игры с виртуальными объектами.
То есть, вы можете запустить в виртуальной реальности обычные и адаптированные VR-приложения, просто первые будут показываться в виде виртуальных окон без полного погружения в ту самую виртуальную реальность.
К слову, в виртуальной реальности под Windows не могли не проявиться классические проблемы ОС. Система и так достаточно сильно загружена работой со шлемом. Если к этому добавится параллельно запущенная игра или избыток долго устанавливающихся обновлений, то виртуальная картинка может подтормаживать, и это вызывает не самые приятные физиологические ощущения. Поэтому советуем активировать игровой режим, в котором запущенное приложение получит приоритет ресурсов, а фоновые процессы будут игнорироваться.
В процессе
Что касается самой реализации технологии, то здесь у нас нет замечаний. Движения головы и контроллеров отслеживаются точно и отрабатываются плавно. Если, как уже говорилось, вы присели, то вся графика не начинает ломаться или переставать работать. Зомби в Arizona Sunshine просто будут смотреть выше вас, но исправно наносить урон.
Точность работы контроллеров удалось оценить в той же игре. Патронов дается не слишком много, поэтому лучше всего выцеливать мертвяков в голову. Делать хэдшоты реально, а для более комфортной игры прицел сделан в виде лазерной указки. Более того, если захочется поддержать руку с джойстиком-пистолетом второй рукой, не проблема — сенсоры практически ни разу не сбились из за скрещивания.
Стоит отметить, что контроллеры действительно позволяют достичь реализма. Подобранный одной рукой магазин с патронами нужно поднести к пистолету. Для перезарядки — нажать кнопку, сбросив магазин, и приложить пистолет к поясу, где закреплена подобранная амуниция. Все это реализовано интуитивными движениями джойстиков, и, привыкнув к управлению и кнопкам, можно очень быстро и естественно бороться с виртуальными врагами.
Виртуальная альтернатива
Отдельно стоит упомянуть, что пользователь не ограничен приложениями и играми из магазина Microsoft. С Lenovo Explorer совместим и контент из Steam VR. В нем разработчики игр тоже готовят соответствующие обновления известных и не очень тайтлов. Причем не играми едиными: в Steam VR есть много приложений, которые позволяют смотреть спортивные трансляции с разных точек залов и стадионов, рисовать объемные предметы и проходить обучающие интерактивные программы, например, по ремонту двигателя автомобиля. Главный нюанс, как это ни странно, — в финансах. Часто одни и те же игры в Steam ощутимо дешевле, чем в Microsoft Store. Запуск Steam VR происходит по аналогии с Cliff House. Есть обучение, настройка контроллеров и выбор контента в виртуальном меню. Весь список игр и контента для Windows Mixed Reality, которые имеются в Steam, можно найти по ссылке.
Общие впечатления
В целом и общем, шлем Lenovo Explorer — замечателен. Реализация технологии на отличном уровне, эргономика шлема — почти идеальна. Да, возможно, не каждый сможет настроить его под себя так, как хочется. Но в целом, создать носимое и универсальное устройство вряд ли получится, пока технологии не позволят реализовать VR в виде проецирующихся голограмм и маленького брелока в кармане. Не стоит забывать и тех, кому такой шлем от природы неудобен. Вес все же ощущается, более того, центр тяжести смещен вперед. Если не настроить линзы, то укачивание обеспечено, да и картинки никакой по сути не видно.
Контроллеры тоже работают и ощущаются хорошо и комфортны как для навигации, так и для удерживания виртуальных объектов. С одной стороны, работа от батареек заставляет закупаться аккумуляторами, с другой — точно так же при проприетарных батареях, их нужно иметь несколько штук, чтобы не прерывался игровой процесс. А заряжать контроллеры во время использования от шнурка — вариант плохой. К шлему и так идет четырехметровый осьминог проводов, и запутаться в них можно еще на этапе перетаскивания окна на виртуальной стене.
Тем не менее, несмотря на вроде бы достигнутый баланс эргономической части и контента, такие решения не становятся массовыми еще и в силу цены. VR-шлем до сих пор не стал девайсом на каждый день. Да и куда ему тягаться с листанием ленты «Фейсбука» и ретушированием фото в «Инстаграме»?
AR и VR. Где использовать?
После того как мы вспомнили историю развития и опробовали одно из устройств, не до конца отвеченным вопросом осталось использование виртуальной и дополненной реальности.
Пополнение в рядах адаптированных игр не удивляет и зависит лишь от возможностей разработчиков. По сути, остается доработать графические возможности движков. С точки зрения игр, у VR есть все карты на руках, чтобы играть в Doom, GTA, Call of Duty и «Ведьмака» со шлемом виртуальной реальности. Подержать BFG перед собой и рассмотреть все зубы дракона — бесценный опыт для геймера. Но превалирует здесь вау-эффект, а не возможность увеличить эффективность, хотя по мере адаптирования — навыки профессиональных игроков могут оттачиваться, как у настоящих военнослужащих.
Что касается образования, то на каждой выставке есть павильон с минимум сотней стендов, где компании-разработчики пытаются найти практическое применение виртуальной и дополненной реальностям. Ремонт двигателя, проведение хирургических операций, работа с 3D-моделями — только несколько примеров.
В медицине уже тестируются концепты удаленной ассистентской помощи и прохождения практики операций. Врач может видеть поверх тела пациента его текущие показатели, а во время операций — подсказки о том, как лучше сделать надрез. Параллельно в процессе могут ассистировать его коллеги, находясь в сотне километров и видя то же самое, что и он. VR здесь поможет научить интернов, давая им возможность в буквальном смысле заглянуть внутрь человеческого организма.
Дизайнеры видят потенциал AR в создании интерактивной графики. Например, студия DIA Studio использует технологии интерактивной 3D-типографики на обычных предметах. Рисуя в VR, пользователь не ограничен двухмерным пространством, более того, он может создавать гибкие и изменяющиеся формы.
Надеемся, что технологии позволят улучшить комфортность шлемов виртуальной и дополненной реальностей. У пользователей появится возможность побывать в тех точках планеты, куда они вряд ли доберутся, а у игроков в Counter-Strike — полезные навыки владения оружием и стратегии. Конечно, обучение напрашивается, как и наиболее перспективное направление в развитии этих технологий. Оно уже практически «вылизано» в плане интерфейсов и материалов. Так что во главу угла становится положительный опыт, отголоски которого уже можно найти.
Руководитель проектов hi-tech.ua
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Познакомимся с топ устройств года Среди них флагманские дорогие модели и бюджетные девайсы. Лучшие смартфоны, наушники и ноутбуки 2024 года по версии редакции hi-tech.ua.
27-дюймовый 4К-монитор BenQ EW2790U оснащен встроенными динамиками и датчиком яркости BenQ монитор
Тайваньская компания BenQ представила новый монитор EW2790U на европейском рынке. Устройство оснащено 27-дюймовым дисплеем с разрешением 4K UHD и поддерживает 95% цветового пространства P3 для точной цветопередачи
Американская инвестиционная компания покупает разработчика шпионских программ Paragon бизнес разработка
Израильская компания Paragon, известная разработкой шпионского программного обеспечения, была приобретена американской инвестиционной компанией AE Industrial Partners