Ретро — фотография: тест фотокамеры Fujifilm X10
10.05.12
- Дизайн камеры неуловимо напоминает дальномерные камеры середины прошлого века, а качественный пластик корпуса имитирует фактуру кожаной обшивки
- Для включения достаточно повернуть из положения «off» кольцо, отвечающее за выбор фокусного расстояния
- Встроенная вспышка оригинальной конструкции спрятана внутри корпуса, также есть разъем для подключения внешней
Старые пленочные камеры имеют особый шарм. Увесистый корпус, который прекрасно лежит в руке. Удивительная эргономика, где каждая кнопка, рычажок или колесико отвечают за свою и только за свою функцию. Добротная конструкция, способная выдержать любое испытание временем. У автора, например, есть полностью рабочая пленочная фотокамера Kodak Retina 1939 года выпуска, но речь сейчас не о ней.
Всего перечисленного выше сильно не хватает современным цифровым фотокамерам. Вот почему многие фотографы с энтузиазмом восприняли выход ретро-серии камер от Fujifilm. У нас на тесте побывала младшая модель линейки — X10. По сути, это продвинутый компакт с матрицей размером 2/3’’, качественным четырехкратным зум-объективом со светосилой f/2-2.8 и богатыми возможностями творческих настроек. Но это еще не все.
Среди конкурентов эту камеру (как, впрочем, и всю линейку X) выделяет необычный дизайн, вобравший в себя все лучшее, что было в пленочных дальномерных камерах (фанаты «Зоркого» и ФЭД, прослезитесь от умиления!). Но красивый внешний вид — ничто, по сравнению с удобством использования. В нашем тесте мы проверяем не только качество фото и видеосъемки, но и удобство ретро-дизайна на практике.
Начнем с того, что у камеры нет обычной кнопки Power. Для включения агрегата необходимо повернуть кольцо управления фокусным расстоянием (зумом) на объективе из положения «Off». Очень стильно, но не слишком удобно, если камеру включать не для съемки, а для просмотра кадров. Во-первых, с поворотом кольца объектив сильно выдвигается вперед. Во-вторых, придется снять защитную крышечку, которая на выдвинутом объективе просто не будет держаться.
Как было сказано выше, это же кольцо служит для управления фокусным расстоянием в диапазоне 7,1–28,4 мм (28–112 мм в 35-мм эквиваленте). Зумирование с помощью кольца — как в старые добрые времена. Удобно и интуитивно понятно.
Оптический видоискатель имеет поле зрения отличное от того, что видит объектив. И хотя изменение фокусного расстояния он передает вполне корректно, для правильного кадрирования вам понадобится некоторое привыкание.
· По умолчанию кнопка Fn отвечает за выбор чувствительности
· Регулировка экспокоррекции позволяет легко сделать кадр несколько темнее или светлее (±2 ступени)
· Интеллектуальный режим выбора настроек для каждой конкретной сцены
А вот классическое колесико выбора режимов съемки требует определенных пояснений. Кроме автоматического и полуавтоматических режимов приоритета выдержки (S), диафрагмы (A) и полностью ручного режима (M), имеются несколько интересных автоматических режимов.
Прежде всего, это режим выбора сюжетных сцен (SP). Если вы твердо уверены, что сейчас будете снимать портрет, пейзаж, фотографии на снегу, на пляже и т. п., то вам сюда, все режимы выбираются вручную. Правда, вам еще предстоит до них добраться через несколько уровней меню. Кроме этого есть продвинутый режим (Adv.) В нем можно выбрать режим съемки круговых панорам, режим Pro Focus, имитирующий эффект боке (камера сама определяет главный объект кадра и «замыливает» задний план, силу эффекта можно регулировать), и съемку в условиях недостаточной освещенности.
Также есть некий экспертный режим (EXP), автоматически определяющий характер сцены и наиболее подходящий из 99 режимов съемки. Камера определяет не просто освещенность сцены, но и располагаемые в ней объекты (трава, деревья, голубое небо, люди и т. п.), в том числе движущиеся предметы. Это сильно влияет на параметры съемки. Например, для одних и тех же сцен, сделанных в режиме EXP и Auto, длина выдержки может отличаться в разы! В этом же режиме можно выбрать три предустановки, определяющие использование фирменной технологии EXR CMOS, о которой ниже.
- В камере нет возможности установить постоянную съемку в формате RAW, но включить этот режим для одного кадра можно нажатием этой кнопки
- Дополнительное колесо служит для управления выдержкой или диафрагмой
Очень полезная «фишка» камеры — колесико экспокоррекции для программного (P) и полуавтоматических режимов (S и A). С его помощью можно легко переснять кадр более светлым или более темным. Диапазон настроек от -2 до +2 с шагом в 1/3.
Органы управления на задней стороне камеры не сильно отличаются от большинства компактов. Радует колесико для управления выдержкой/диафрагмой в полуавтоматических и ручных режимах, а также возможность выбора алгоритма экспозамера, работы автоматического (центральный датчик или выбор зоны фокусировки) и ручного фокуса, баланса белого. Для всего этого есть отдельные кнопки, что очень удобно.
На первый взгляд обычная компактная камера имеет в арсенале немало продвинутых режимов (в отличие от некоторых зеркальных камер). Например, это брекетинг. Причем, это может быть как брекетинг по экспозиции (с выбранным шагом), так и по чувствительности ISO, динамическому диапазону или типу пленки. Да-да, камера умеет имитировать фирменные «фуджиковские» пленки Provia, Velvia и Astria. Также есть моделирование черно-белых снимков с разными фильтрами и эффект сепии. На наш взгляд, хорошо бы добавить модные в этом сезоне эффекты ломоарт, holgaart, эффект старых снимков и т. п., раз уж сегодня это есть в десятках мобильных фотоприложений.
Камера умеет снимать в RAW и даже обрабатывать отснятые таким образом кадры. Задать можно практически любые параметры — экспозицию, резкость, насыщенность цветов и многое другое. Результат работы сохраняется отдельным кадром, так что эксперименты можно многократно повторять.
В камере используется фирменная матрица EXR CMOS. От матриц подавляющего большинства фотокамер она отличается расположением светочувствительных элементов — сенсоры одного цвета всегда образуют смежные пары. Практический смысл такой конструкции становится понятен на примере разных режимов съемки (о них мы упоминали в режиме EXP).
В режиме снижения шумов на высокой чувствительности (SN) данные пары смежных пикселей одного цвета усредняются, что, по утверждению разработчиков, позволяет минимизировать хаотические шумы, правда, за счет снижения разрешения снимка до 6 Мпикс. В режиме расширенного динамического диапазона также используются усредненные значения пары фотодатчиков. Информация одного из них считывается до завершения экспозиции второго. Далее данные недосвеченного и «нормально» пикселей усредняются, что позволяет, в частности, избавится от пересвеченных областей. В результате разрешение снимка все так же ограничено 6 Мпикс.
В режиме полного разрешения в снимке участвуют все 12 млн пикселей матрицы. На наш взгляд, в этом режиме матрица EXR не имеет никаких преимуществу перед классическим расположением фотодатчиков. Скорее наоборот, качество изображения будет хуже, чем у матрицы с аналогичным разрешением классического образца. Потому что расстояние между парами одноцветных пикселей оказывается намного большим, чем между отдельными пикселями «обычных» матриц.
Собственно говоря, этим и объясняются смешанные чувства, которые мы испытали при просмотре получившихся фотографий. Видимые шумы появляются уже на чувствительности ISO 200, впрочем, до значения 800 их можно считать вполне терпимыми. Видимо, в более темных условиях съемки есть смысл использовать фирменные режимы матрицы EXR. В целом же качество снимков вполне приемлемое для матрицы такого размера, а богатые возможности для тонкой настройки и пред-, а также постобработки способны дать интересные результаты ценой минимальных усилий. Примеры фотоснимков в разных режимах смотрите на hi—Tech DVD.
В результате перед нами достаточно интересная камера, по достоинству которую оценят те энтузиасты, которым неохота экспериментировать с постобработкой снимков, а хочется получить приемлемый результат здесь и сейчас. Механическое управление камерой очень эргономично, а вот необходимость использовать экранное меню навевает тоску. Над его удобством создателям еще предстоит поработать.
Fujifilm X10
Матрица: 2/3 дюйма EXR CMOS, 12 Мпикс.
Объектив: Fujinon 4 x optical zoom lens
Фокусное расстояние: 7,1–28,4 мм (28–112 мм в 35-миллиметровом эквиваленте)
Светосила: F/2,0–2,8
Чувствительность: ISO 100–12 800
Экспонометр: TTL 256-зональный
Стабилизация изображения: Сдвиг линз
Определение лица: Да
Экспокоррекция: –2.0EV — +2.0EV (шаг 1/3EV)
Выдержка: 30–1/4000 сек
Серийная съемка: 3–10 кадров в секунду
Брэкетинг: экспозиция, имитация пленки, динамический диапазон, чувствительность
Запись видео: 1920x1080/1280x720/640x480 точек, 30 fps
Интерфейсы: USB 2.0, HDMI Mini
Питание: Li-ion батарея
Размеры: 117х69,6x56,8 мм
Вес: 350 г
Поставщик: представительство Fujifilm
Цена: $650
Оценка
+ фирменная матрица EXR
+ качественные материалы и оригинальный дизайн
+ удобное механическое управление
+ богатый набор умных режимов съемки
+ брекетинг с возможностью тонкой настройки
— неудобное экранное меню
— высокий уровень шумов
Владислав Ткачук
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Познакомимся с топ устройств года Среди них флагманские дорогие модели и бюджетные девайсы. Лучшие смартфоны, наушники и ноутбуки 2024 года по версии редакции hi-tech.ua.
YouTube начнет борьбу с кликбейтом заголовков YouTube обновление
Компания YouTube объявила об усилении борьбы с ложными кликбейтными названиями и обложками видео, что особенно коснется новостного контента.
Twitter/X станет дороже. Подписка Premium Plus будет стоить $22 в Украине Twitter (X) социальные сети
С 21 декабря Twitter (X) повысил стоимость подписки Premium Plus почти на 40%. В Украине цена составляет $22 в месяц и $229 в год вместо прежних $16 и $168