Путевые заметки: Adobe InDesign CS5
08.07.10Когда более-менее осваиваешься в InDesign CS5, возникает мысль: а чего еще желать сверх того, что Adobe уже добавили? Конечно, тема разработки электронных изданий, насыщенных сложными интерактивными мультимедийными элементами, только-только становится актуальной и востребованной (об этом вкратце рассказывается в одной из вставок в этих «Путевых заметках»). Но по части макетирования печатной продукции… На свете мало что осталось из того, что нельзя было бы сделать в Adobe InDesign — это можно утверждать без лишней скромности.
Разумеется, консервативно настроенные скептики могут проворчать, что с задачами современных издательств и дизайнерских студий отлично может справиться и программа верстки десятилетней давности. Если закрыть глаза на многочисленные ограничения таких раритетных продуктов, то, скрестив пальцы за спиной, можно согласиться — исключительно из нежелания раздувать бесполезный спор.
Однако даже скептики не могут спорить с тем, что главным фактором в работе любого «конвейерного производства» является время. И чем больше рутинных операций будет выполняться на автомате, без непосредственного участия человека, тем больше времени можно потратить на творческие и организационные задачи. А это, в свою очередь, позволит выполнять более сложные проекты в хорошо слаженной команде профессионалов.
Собственно, в этом направлении разработчики InDesign CS5 проделали очень большую работу — куда более заметную, чем в программах, о которых шла речь в предыдущих «Путевых заметках». И если верстальщик в «пятерке» все-таки не работает шутя и играя, то Adobe дали возможность подойти к такому состоянию очень близко.
Работа с текстом
Раньше заголовки, которые занимали по ширине сразу несколько колонок основного текста, в InDesign создавались за счет добавления дополнительного текстового блока. Теперь нужно лишь указать в свойствах абзаца, сколько колонок он должен «накрыть» собой. Очень похоже на объединение ячеек в таблице Microsoft Excel — такая аналогия очень кстати. Только за эту возможность компоновки заголовков разработчикам большое спасибо — верстка получается более аккуратной и простой, особенно это касается больших газетных полос с кучей маленьких заметок и вставок.
Из больших улучшений по части работы с текстом еще обязательно стоит вспомнить средства рецензирования. Нечто наподобие возможности вычитки текстов было и в InDesign CS4 — можно было комментировать требуемые фрагменты текста в области Story. Однако тем, кто хорошо знает о средствах рецензирования Microsoft Word, «литредакторских» возможностей InDesign CS4 было недостаточно. В свежей версии программы этот недостаток исправлен.
Теперь InDesign — полноценный инструмент литературного редактора, который может проверять тексты, уже сверстанные и подогнанные под компоновку страниц, тем самым избавляя себя от необходимости распечатывать макет и проверять его по старинке, «с листа». Правда, удобного инструмента комментирования, как в том же «Ворде», в InDesign так и не появилось — это жаль. Впрочем, для обсуждения макетов в Creative Suite 5 предусмотрено более универсальное средство, о чем будет рассказано в одном из следующих выпусков «Путевых заметок».
Компоновка макета
Затрагивая тему макетирования в InDesign CS5, в первую очередь, стоит уделить внимание инструменту Gap Tool. Как видно по названию, он предназначен для работы с промежутками между элементами макета. В самом простом варианте Gap Tool позволяет передвигать «просвет» между объектами точно так же, как вы двигаете границу двух ячеек в таблице. При этом объекты самостоятельно изменяют свои размеры (ширину или высоту, в зависимости от «ориентации» передвигаемого промежутка) и масштабируют содержимое, если вы включили соответствующую опцию.
При удержании определенных клавиш-модификаторов Gap Tool позволяет вместе с промежутком передвигать и объекты, между которыми этот промежуток образовался (при этом сами объекты свои параметры не меняют). Или можно регулировать ширину самого промежутка, сохраняя габариты всей композиционной группы. А можно и комбинировать эти действия — все при помощи одного-единственного инструмента и сочетания требуемых клавиш-модификаторов. Без преувеличения можно сказать, что настолько простой компоновки даже сложных макетов в InDesign еще не было — очень классный инструмент, который сэкономит немало времени.
В InDesign CS5 значительно упрощают работу и средства манипулирования страницами макета. Теперь в одном макете можно собирать страницы разной ориентации и даже разного размера. Более того, к основным страницам разворотов можно «пристегивать» дополнительные листы — чем вам не средство для макетирования суперобложек с клапанами? А ведь таких «пристегнутых» страниц может быть и больше — это полезно для создания складных длиннющих диаграмм, например. С такими возможностями над разворотами нестандартных размеров больше не нужно работать в том же «Иллюстраторе» или «Фотошопе» — InDesign CS5 сам запросто справляется с подобными задачами.
Еще одной «палочкой-выручалочкой» являются усовершенствованные средства работы с текстовыми и графическими объектами. Во-первых, прямо на странице простым инструментом Move Tool можно менять конфигурацию углов различных блоков — как сразу всех, так и каждого в отдельности. Здесь снова напрашивается аналогия с офисными программами Microsoft — тот же самый принцип с передвигаемыми желтыми маркерами, посредством которых по умолчанию дизайнер регулирует радиус закругления. На панели свойств объекта дополнительно можно изменять форму углов (также всех сразу или каждого в отдельности).
Во-вторых, значительно упростилось манипулирование графическими блоками, внутри которых вставлены какие-нибудь изображения. Тем же инструментом Move Tool при использовании специальной «мишени» (она автоматически появляется, когда курсор мыши находится поверх графического элемента) можно передвигать иллюстрацию внутри содержащего ее элемента, масштабировать ее или вращать. Правда, к сожалению, эту «мишень» пока нельзя настроить так, чтобы относительно нее выполнялись все преобразования графического элемента, что несколько снижает интуитивность работы. Но и описанных возможностей уже достаточно — мелкие доработки можно оставить до выхода InDesign CS6.
Работа на экспорт
По части экспортных возможностей InDesign по-прежнему развивается в сторону универсального инструмента создания многоформатного контента. Речь идет не только о носителях (бумага или экран), но и о платформах — как программных, так и аппаратных.
Еще в предыдущих версиях программа позволяла разрабатывать макеты веб-сайтов, экспортируя готовые проекты в HTML-формат (с сопутствующими графическими файлами, таблицами стилей и программными сценариями).
Интеграция с Flash-платформой в InDesign CS5 стала еще более тесной — теперь можно создавать целые интерактивные документы с применением анимационных эффектов как к отдельным элементам верстки, так и к страницам целиком. Здесь, кстати, снова возникает аналогия с «Офисом» — только теперь с PowerPoint. Но как и презентации PowerPoint, интерактивные документы, созданные в InDesign, не блещут какими-то навороченными спецэффектами (что, например, для «презентатора» Apple Keynote в порядке вещей). Но простоту, с которой такой контент создается, нельзя не похвалить — часто этого бывает достаточно.
Кроме этого, обязательно следует назвать поддержку формата электронных книг ePub, который получил мощный толчок в своем распространении благодаря его поддержке программой-читалкой iBooks, созданной Apple для своих планшетных компьютеров iPad и смартфонов iPhone. Так что вооружившись InDesign CS5, любое книжное издательство может запросто издавать свою продукцию для мобильной платформы Apple.
Бочка меда
Кроме перечисленного в статье, в InDesign CS5, конечно, есть и другие нововведения и усовершенствования — пусть и не такие «ходовые», но не менее полезные.
+ Палитра слоев преобразилась и стала схожей с аналогичной палитрой в Illustrator CS5. Это значит, что через палитру Layers можно обращаться к любой группе и каждому отдельному объекту InDesign CS5, скрывать их или запрещать («лочить») их редактирование.
+ Поддержка EXIF-данных в импортируемых графических файлах позволяет автоматически добавлять новому графическому объекту и подпись. В добавлении дополнительных текстовых блоков необходимости нет — InDesign все делает сама автоматически.
+ В седьмой версии InDesign появились так называемые фоновые процессы. Если раньше такие операции, как экспорт макета в PDF-формат, полностью занимали приложение (и пока конвертация не закончится, нельзя было ничего другого делать), то теперь вы можете продолжать работу, пока какой-нибудь рутинный процесс, совершенно не требующий вашего участия, выполняется в фоне.
+ Инструмент итерационного размещения объектов Step and Repeat теперь позволяет копировать исходный объект в «табличном режиме» — размножая его одновременно по горизонтали и вертикали.
+ Средство балансировки содержимого колонок разрешит быстро подогнать содержимое разных по высоте колонок, без ручной корректировки размеров текстового блока.
+ Функция Document Installed Fonts позволяет автоматически включать шрифты, используемые в конкретном макете, и выключать их, как только соответствующий файл InDesign закрывается. Очень удобно — не нужно использовать менеджеры шрифтов, и система не перегружается лишними гарнитурами, необходимыми лишь от случая к случаю. Вопрос только в том, почему такого средства нет в других программах CS5?
+ Режим презентации — просмотр страниц макета на черном фоне. При этом все элементы интерфейса InDesign скрыты.
Ложка дегтя
Чуть ли не первый раз сложно найти какие-то существенные недоработки — InDesign CS5 настолько развилась, что вряд ли можно назвать хоть какой-нибудь значительный недостаток программы. Есть скорее специфические недочеты, которые обозначены в специальном документе на сайте Adobe. В остальном же… Ну, хороший релиз хорошей программы — что еще добавить. Так что ложки дегтя не будет, извините. Есть с десяток мелких капель — но их можно легко отгрести ложкой и наворачивать медок, впервые за всю историю существования программы.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Главные технологические события 2024 года
Редакция сайта hi-tech.ua продолжает освещать все значимые технологические события 2024 года — от новых игр и технологий, до очередных смартфонов и электрокаров. Мы уже привыкли что аудиторию интересуют самые разные темы — видим здесь как интерес к очередному бюджетному смартфону, так и бронемашине от США
Игровой монитор LG UltraGear GX9 с гибким экраном 45″ имеет разрешение 5K CES LG монитор
LG представит на CES 2025 новый монитор LG 45GX990A, который назван «первым в мире игровым монитором 5K2K с гибким экраном».
Наушники OnePlus Buds Ace 2 получили ANC, 43 часа автономности и поддержку двух устройств Bluetooth OnePlus наушники
OnePlus представила на новые наушники Buds Ace 2. Наушники весят 4,2 г каждый и доступны в цветах Submarine Black и Shadow Green.