Под гребнем волны: история создания экшен-камеры GoPro
16.03.16
Название «GoPro» уже давно стало нарицательным для экшен-камер. А для их изобретателя Ника Вудмана — еще и источником миллиардного состояния.
Маленькие камеры в прозрачных кейсах, прикрепленные на руки и головы, машины и велосипеды, доски и сноуборды. В воде, в горах, под землей и в космосе — наверно, мало найдется мест, где еще не побывала экшен-камера GoPro. И все это благодаря одному серфингисту-фотолюбителю из солнечной Калифорнии — Нику Вудману.
Волна зовет
Николас Вудман родился 24 июня 1975 году в округе Санта-Клара в Калифорнии. Он был младшим из четырех детей в состоятельной семье. Отец Ника, Дин Вудман, ― сооснователь инвестбанка Robertson Stephens, а отчим Ирвин Федерман ― управляющий партнер U.S. Venture Partners.
Детство будущего миллиардера прошло в городе Атертон в Калифорнии. Учился он средне и по окончании школы получил невысокий балл. Урокам предпочитал футбол и бейсбол, а больше всего на свете любил серфинг. И даже для дальнейшей учебы он выбрал Калифорнийский университет в Сан-Диего ― из-за его близости к океану. Правда, сначала Вудмана туда не приняли, и он поступил в университет Беркли, который, к сожалению, находился далеко от океана. На всякий случай Ник подал апелляцию ― и неожиданно его все же зачислили в Калифорнийский университет. Так он получил важный жизненный урок: никогда не сдаваться на пути к мечте.
Ник поселился в кампусе на берегу океана и оказался среди таких же заядлых серферов, как и он сам. Конечно, в перерывах между катаниями на волне он не забывал учиться. Поначалу Вудман пошел по стопам отца и отчима и начал изучать экономику. Через год он понял, что не создан для финансов, а больше его привлекают изобразительное искусство, писательское дело и актерское мастерство. Затем Нику захотелось стать разработчиком видеоигр, и он записался на курсы программирования. Все бы хорошо, но усердная учеба начала мешать любимому увлечению ― серфингу, а это ему не очень-то нравилось. И он решил, что совсем не обязательно быть инженером, чтобы разрабатывать продукты. «Все, что нужно, — уметь общаться с инженерами. Так что я стал развивать способности придумывать идеи», — вспоминал Вудман.
В 1997 году он окончил университет с дипломом специалиста в области изобразительных искусств. Еще в детстве Николас не сомневался, что создаст свой бизнес. Для начала он занялся интернет-предпринимательством, попробовал сделать онлайн-магазин электроники, но быстро его забросил. В 1999 году он запустил Funbug ― игровой сайт, где можно было играть в разные олдскульные игры и выигрывать денежные призы. Под идею он привлек инвестиции — $3,9 млн. Два года все шло замечательно, и к 26 годам состояние Вудмана оценивалось уже в $4 млн. Но в 2001 году лопнул пузырь доткомов, а вместе с ним — и миллионный проект Funbug.
Решив отвлечься от банкротства, Вудман отправился на пять месяцев в серф-тур по Индонезии и Австралии со своим другом, а также с подругой (и будущей женой) Джилл Скалли, которая была еще большей экстремалкой, чем сам Ник. В Австралии Вудман, кроме серфинга, любил фотографировать друзей ― правда, только с берега. На таком расстоянии мало что можно было разобрать, и много интересных моментов оставалось за кадром. Нику очень хотелось запечатлеть все движения, то, как выглядят волны изнутри, но это была практически невыполнимая задача. Подходящее оборудование было очень сложным и дорогим. А простые серферы снимали свои катания на досках дешевыми, часто одноразовыми камерами, которые закрепляли на себе или на доске разными способами. Впрочем, эти способы не всегда помогали. Поток воды поворачивал объектив в любую сторону, кроме нужной, вода проникала внутрь и портила пленку или просто смывала фотоаппарат в воду.
Ник тоже сделал, как все: соорудил себе крепление на руку из старого ремешка и резиновой ленты, укрепил на нем одноразовую фотокамеру Kodak. Его близкий друг (а ныне творческий директор GoPro Брэд Шмидт) также испытал крепление и отметил, что нужна более прочная камера, которая выдержит удары волн и погружения. И Вудман понял, какое дело он откроет — выпуск специальных ремешков с надежным креплением для камеры. Идея увлекала Ника все больше, и, несмотря на насмешки друзей, он решил, что будет заниматься именно этим.
Дешево и профессионально
Вернувшись в Калифорнию, Ник и Джилл еще какое-то время колесили по стране в своем автофургоне Volkswagen и продавали пояса из ракушек и бусин, которые закупили оптом на острове Бали. Там эти пояса стоили около $2 за штуку, а в США за них отваливали до $60. Вырученные деньги Ник использовал для своего нового проекта ― Woodman Labs, компании по выпуску и продаже креплений для серфингистов. Фирма была создана в 2002 году, инвестиции ― $30 тыс. своих сбережений и доходов от продажи поясов, $200 тыс. от отца и $35 тыс. от матери.
Чтобы сэкономить, Вудман поселился у отца. С помощью маминой швейной машинки и дрели он начал создавать эластичные браслеты-крепления для камер из старых гидрокостюмов и пластика. После разных тестов Ник решил, что лучше всего будут продаваться не отдельные крепления, а комплекты — ремешок, защитный чехол и камера. И все должно стоить не очень дорого.
Создание такого гаджета потребовало бы новых инвестиций, и Ник ради экономии стал искать производителя в Китае. Он подобрал в Интернете дешевую китайскую фотокамеру за $3, которую можно было бы доработать и продавать по лицензии. Склеил пластиковый прототип защитного чехла (компьютерной графикой Вудман не владел) и отправил образец своего изделия китайской компании Hotax, переведя на ее счет $5000.
Ник не очень-то верил, что из этого что-то получится. Однако через несколько месяцев из Китая прислали готовые образцы и 3D-визуализацию. В сентябре 2004 года он представил первый экземпляр своей камеры GoPro Hero на выставке Action Sports Retailer Convention в Сан-Диего — и сразу же получил заказ на изготовление 100 аналогичных экземпляров.
На видео: Ник Вудман представляет свои первые пленочные камеры GoPro Hero в телемагазине QVC (2005 год)
Идея названия для камеры пришла довольно быстро. Сам Ник так сказал об этом: «Я пытался придумать название для компании — и спросил себя: «Чего я и мои друзья хотели бы больше всего?» Ответ был: «Мы все хотим стать профессиональными серферами. Стать профессионалами (go pro)». Я поразмышлял и решил, что GoPro — это отличное имя для компании. Оно призывает добиваться успехов вне зависимости от сферы деятельности — не обязательно быть серфером, чтобы ее использовать».
За первый год продаж GoPro выручка компании составила $350 тыс. А несколько лет спустя случился еще один прорыв. Вудман увлекся автогонками и начал посещать гоночную школу. Для съемок заездов он хотел арендовать камеру, но цена $100 показалась ему завышенной. Тогда он решил закрепить GoPro в салоне машины, и в этот момент ему пришла очередная блестящая идея: камеры GoPro должны быть не только нательными. Они должны крепиться к любой необходимой поверхности — сноуборду, велосипеду, салону гоночной машины. Чтобы воплотить новую идею, Ник пошел по самому простому пути и купил себе спорткар Lotus Exige, на котором тестировал новые модификации креплений. С тех пор снимать на GoPro могут как серферы, так и гонщики, и другие любители экстремального спорта.
Все выше и выше
Первую цифровую камеру GoPro Digital Hero Вудман представил в конце 2006 года. Помимо съемки фото она уже могла записывать 10-секундные ролики в формате VGA, но не фиксировала звук. Пленочная модель GoPro Hero по-прежнему активно продавалась. Однако с развитием сайта YouTube появился массовый спрос на качественное цифровое видео, и в Woodman Labs окончательно занялись выпуском только цифровых камер.
В 2007 году вышла GoPro Digital Hero 3 — уже со звуком, а длина записи видео была ограничена лишь объемом памяти. В 2008 году появилась Digital Hero 5 с широкоугольным объективом, а саму камеру теперь можно было крепить не только на руку, а практически куда угодно.
В конце 2010-го компания выпустила первую камеру с высоким разрешением Hero HD. В том же году доходы Woodman Labs достигли $64 млн.
В 2012 году появляется GoPro HD Hero 3 на 12 Мпикс., а выручка растет до $521 млн. В декабре того же года быстрый рост Woodman Labs заинтересовал тайваньскую компанию Foxconn. Она приобрела 8,88 % компании, оценив ее в $2,25 млрд. Самому Вудману принадлежит доля в 45 %.
В 2013 году компания наняла 500-го сотрудника, а следующем у нее уже 869 штатных сотрудников, доход — $1,4 млрд. В феврале 2014 года Woodman Labs официально сменила название на GoPro, а состояние Вудмана оценивалось в $4,8 млрд.
В 2015 году в компании начался небольшой спад. Штат сотрудников сократили на 7 % и предупредили инвесторов о снижении продаж своих экшен-камер. Такие данные появились за несколько недель до финансового отчета за IV квартал 2015 года. Ожидаемый доход компании снизился с $500–550 млн до $435 млн. Таким образом, доход в IV квартале 2015 года стал на 30 % меньше, по сравнению с доходом за тот же квартал 2014-го ($634 млн). Аналитики связывают такое падение с редким выпуском флагманских устройств. Но в GoPro не унывают и планируют в 2016 году сделать акцент на дронах и камерах, снимающих 360-градусное видео. А еще компания выпустила обновление для экосистемы умных часов Apple Watch: теперь этот девайс может служить пультом управления для камеры. С помощью часов можно запускать и ставить на паузу запись видео, использовать часы в качестве видоискателя и добавлять технические подписи на видеоролики.
Смотрите лучшие видеофрагменты от GoPro по итогам 2015 года
Ник Вудман давно и счастливо женат на Джилл, они растят троих сыновей. Кстати, Ник снимал на камеру GoPro рождение каждого ребенка. У Вудмана нет аккаунта в Twitter, он мало пишет в Facebook. Камеры GoPro заполонили весь мир. Кроме собственно спорта и экстрима, они помогают снимать фильмы и концерты мировых звезд. Большинство экшен-камер других производителей создаются по той же системе, что и GoPro. Сам Ник тратит миллионы на то, чтобы название GoPro присутствовало на самых зрелищных видео, будь то пируэты Шона Уайта на скейтборде или спуск Феликса Баумгартнера с парашютом из стратосферы (во время этого рекордного прыжка на нем было целых пять камер GoPro).
Что такое GoPro?
GoPro — это и не фотоаппарат, и не видеокамера. Даже продвинутая версия камеры уступает по техническим характеристикам средней цифровой зеркалке. Экшен-камера представляет собой нечто среднее между обычной любительской камерой и смартфоном, который всегда под рукой и не требует особых навыков для фото- и видеосъемки.
В камерах GoPro отсутствуют видоискатель и трансфокатор. На передней части камеры имеется монохромный жидкокристаллический дисплей для отображения меню и параметров съемки. Прозрачный HD-кейс с линзами способен выдерживать удары и погружение в воду на глубину до 30 м.
В настоящее время на официальном сайте gopro.com представлены две серии камер: Hero и Hero 4.
GoPro Hero
В серии доступны три основные камеры: Hero, Hero+ и Hero+ LCD. Все они имеют водозащиту (глубина до 40 м) и разрешение Full HD (1080p). GoPro Hero оснащена матрицей в 5 Мпикс., а Hero+ и Hero+ LCD — 8 Мпикс. Кроме того, Hero+ LCD имеет цветной сенсорный экран с обратной стороны камеры.
GoPro Hero 4
Линейка Hero 4 представлена модификациями Black, Silver и Session. Камера Silver снимает видео разрешением Full HD, а Black — 4K. Обе камеры имеют матрицу 12 Мпикс. и могут погружаться в воду на глубину до 40 м. Hero 4 Silver также оснащена цветным сенсорным дисплеем.
Камера Hero 4 Session заметно отличается от своих «сестер» Это черный пластиковый кубик размером 40×40×40 мм. Разрешение видео — до 1440p, а фото — 8 Мпикс. В отличие от других камер GoPro, она не имеет жидкокристаллического дисплея спереди. Управляется всего одной кнопкой, выдерживает погружение на глубину до 10 м.
Литературный редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор Asus Zenbook S 16 (UM5606): новая волна
Новый ноутбук Asus Zenbook S 16 выполнен в корпусе из необычного металла, построен на базе свежей платформы AMD, адаптированной для ИИ, и имеет отличную автономность. Расскажем об этом премиальном ноутбуке подробнее
Редактор 3D-моделей Blender получил возможность создавать реалистичные текстуры металла 3D видео обновление приложения
Одним из ключевых нововведений стал новый режим «Physical Conductor» для Eevee, который позволяет точнее моделировать взаимодействие света с металлическими поверхностями
OLED-монитор LG UltraGear GX7 с матрицей 1440p поддерживает частоту 480 Гц LG монитор
LG представила новый игровой монитор UltraGear 27GX790A, оснащенный 27-дюймовой матрицей WOLED с разрешением 2560×1440 пикселей и максимальной частотой обновления 480 Гц