Хеди Ламарр: изобретательница из Голливуда
14.09.15
Что общего между игрой на пианино в четыре руки, торпедами и «вай-фаем» в вашем гаджете? Ответ вы найдете в этой статье.
Не так давно, 9 ноября 2014 года, отмечалось столетие со дня рождения голливудской звезды Хеди Ламарр. Фильмы с ее участием давно стали классикой Голливуда. Но не все знают, что она была не просто актриса. Без нее мы бы сейчас вряд ли говорили по мобильному телефону, ориентировались с помощью GPS и искали, где лучше ловится Wi-Fi. Но обо всем по порядку.
Болтун — находка для шпиона
Хедвиг Ева Мария Кислер (Hedwig Eva Maria Kiesler) — таково настоящее имя голливудской дивы — родилась 9 ноября 1914 года в Вене. Ее отец Эмиль Кислер, выходец из Львова, был банкиром, а мать Гертруда Лихтвиц, родом из Будапешта, — профессиональной пианисткой.
В детстве Хеди посещала театральную школу, занималась балетом, играла на фортепиано, а еще любила изучать математику. В 16 лет она покинула родительский дом и начала сниматься в кино. В 1933 году она снялась в фильме, который принес ей скандальную известность во всей Европе. Это был чехословацкий фильм «Экстаз», где впервые была показана сцена обнаженного купания в лесном озере. В то время этот эпизод, довольно невинный по нынешним меркам, шокировал зрителей и кинокритиков, а в некоторых странах картину запретили к показу.
После скандальных съемок родители решили положить конец богемной жизни дочери и выдали 19-летнюю Хедвиг замуж за 33-летнего австрийского миллионера и фабриканта Фрица Мандла, владельца оружейных заводов. Мандл сколотил состояние, продавая Германии и Венгрии новейшие системы вооружения в нарушение Версальского договора. На приемах у фабриканта бывали Гитлер и Муссолини. Юная фрау Мандл осуждала политические взгляды мужа.
Скоро Хеди поняла, что для мужа она всего лишь очередное выгодное приобретение, как автомобиль или породистая лошадь. Мандл хвастал красавицей женой перед деловыми партнерами и высшим обществом. Она ездила с мужем на его заводы и даже присутствовала на производственных совещаниях. Партнеры спокойно обсуждали свои дела, не обращая внимания на жену фабриканта. Ведь разве может какая-то актриса понимать, о чем рассуждают такие серьезные господа?
Между тем актриса, за неимением других интеллектуальных развлечений, слушала все совещания и вникала в технические вопросы. Знание математики и пытливый ум позволяли ей довольно хорошо понимать суть разговоров. «С детства мне все вокруг было интересно», — говорила она. В то время лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Управление торпедами по проводам оказалось неприменимо в водной среде, и для этого искали возможность использовать радио. Но специалисты так и не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи. Если бы партнеры Мандла могли знать, кто именно и в какой стране решит эту проблему…
Побег на фабрику грез
После четырех лет брака фрау Мандл поняла, что жизнь в золотой клетке — не для нее, и попросту сбежала от мужа. По словам самой актрисы, она подсыпала снотворное горничной и переоделась в ее платье. Хеди перебралась в Париж и там получила развод. Затем был Лондон, где она недолго подрабатывала певицей. Тогда же ее встретил основатель студии MGM Луис Майер.
Хорошо представляя масштабы надвигающейся фашистской угрозы, Хедвиг не рискнула оставаться в Европе и отправилась в Нью-Йорк на теплоходе «Нормандия». И прямо на корабле она подписала выгодный контракт с Луисом Майером. Память о скандальном «Экстазе» была еще свежа, и имя Хедвиг Кислер могло вызвать неприятие у пуританской публики США. По совету Майера она взяла псевдоним — Хеди Ламарр (в память об актрисе Барбаре Ла Марр, прежней любимице Майера). В Голливуде карьера актрисы стремительно пошла в гору. Она сыграла в таких известных фильмах, как «Алжир», «Леди в тропиках», «Тортилья-Флэт», «Рискованный эксперимент» и «Самсон и Далила». В общей сложности Ламарр заработала на киносъемках $30 млн — оглушительная сумма в то время.
Когда началась Вторая мировая война, актриса обратилась в Национальный совет изобретателей США, созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности, и предложила свои услуги. Правда, поначалу ей рекомендовали использовать славу и красоту для продажи облигаций оборонного займа. Во время этой акции каждый, кто покупал облигации на $25 тыс., получал поцелуй самой Хеди Ламарр. Желающих было немало, и таким способом она собрала целых $7 млн.
Но актриса знала, что способна сделать гораздо больше, чем продавать облигации. В этот период в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли военные и гражданские суда. Ламарр вспоминала, как бывший муж обговаривал с партнерами проблему дистанционного управления торпедами и невозможность использования для этого радиосвязи. Если передавать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то корабли противника могут легко перехватить, заглушить сигнал, а то и вовсе перенаправить торпеду на другую цель. Постепенно Хеди пришла к простому выводу: нужно все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, синхронизировав передатчик и приемник.
Эта идея пришла ей в голову вскоре после знакомства с композитором-авангардистом Джорджем Антейлом (George Antheil,1900–1959). Он был автором нескольких опер, музыки для оркестров и фильмов. Одним из самых известных его произведений был «Механический балет» для симфонического оркестра, 12 механических пианино, электрических звонков и авиационного пропеллера. Помимо музыки Антейл написал несколько книг, работал обозревателем в журнале, а в годы войны выступал как репортер. В одной из статей он довольно точно предсказал развитие и исход Второй мировой войны.
88 клавиш
Хеди Ламарр встретила Джорджа Антейла на вечеринке в 1940 году. Поначалу они обсуждали его статьи в журнале «Эсквайр», но затем разговор плавно перешел на тему, занимавшую их обоих: как помочь стране в борьбе с фашистами.
Ламарр и Антейл любили играть на фортепиано в четыре руки. Игра навела их на мысль, что можно посылать часть радиосигнала торпеде на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала. Если заранее согласовать передатчик и приемник в отношении перескока частот, то сигнал может стать устойчивым к помехам при глушении — получалось похоже на игру в четыре руки. Механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить с помощью детали, похожей на валик механического пианино. Компактный валик со штырями, перфорированной лентой и приводом от хронометра вполне мог поместиться в корпусе морской торпеды. Валик начинал вращаться, задавая курс, который набит на перфоленте. Короткий радиосигнал передавал его вращение на валик торпеды, на нем автоматически набивалась та же перфорация — и торпеда выстреливала по курсу. Система могла использовать набор из 88 радиочастот — число клавиш фортепиано.
Псевдослучайные коды и раньше применялись для шифровки информации, но передавались по открытым каналам связи. Теперь же для изменения каналов передачи информации нужен был секретный ключ, одинаковый для приема и передачи. Противник не смог бы просканировать и заглушить все 88 частот, а вычисление заняло бы слишком много времени и сил.
Идея получила название «псевдослучайной перестройки рабочей частоты» (Frequency Hopping Spread Spectrum). Проверка на механических пианино, участвовавших в постановке «Механического балета», подтвердила работоспособность системы. Еще несколько месяцев Хеди и Джордж дорабатывали свое изобретение. В декабре 1940 года заявка была направлена председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу (глава исследовательского отдела General Motors), отобрана среди сотен тысяч других и доработана под его руководством. В июне 1941 года был получен патент США № 2,292,387 на «Систему секретных сообщений» (Secret Communication System). Патент описывал секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Ламарр и Антейл подарили его правительству и отказались от всех выплат.
В ВМС США пытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление с помощью перфоленты оказалось затруднительным. Патент был засекречен и положен под сукно на долгие годы. Концепция перескока частоты возродилась только с развитием электроники после войны. В 1957 году инженеры фирмы Sylvania стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин «широкополосный сигнал», и идея Ламарр и Антейла оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали новую радиоаппаратуру во время кубинского кризиса.
В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и ШПС стал доступен для гражданского применения. Изобретение легло в основу технологий с расширенным спектром частот, которая сегодня используется повсюду: в сотовой связи, протоколах беспроводной передачи данных стандарта Wi-Fi, Bluetooth, в приемниках и спутниках GPS.
Портрет на коробке
В 1953 году Хеди Ламарр получила американское гражданство. Она шесть раз выходила замуж и имела троих детей. После 1958 года она перестала сниматься, а последний неудачный брак привел к тому, что она потеряла все свое состояние. В 1966 году актриса пыталась вернуться на экран, но этому помешали ее неуживчивый характер и привычка откровенно высказывать свое мнение. Урон репутации кинодивы нанесли также обвинения в краже вещей из магазина (суд позже опроверг их) и выход якобы автобиографической книги «Экстаз и я», которая содержала массу домыслов и сплетен.
Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, раскопав историю Хеди Ламарр, пытались представить ее к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Лишь в 1997 году актрисе присудили награду фонда Electronic Frontier, но она отказалась присутствовать на церемонии вручения и не пожелала принять журналистов. Награду вместо нее получил ее сын Энтони Лодер.
В 1998 году имя Хеди Ламарр снова зазвучало в СМИ: актриса подала в суд на компанию Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw 8. В иске она потребовала выплатить ей $15 млн, из них половину — в качестве 10 % от объема продаж CorelDraw 8, а другую половину — в качестве компенсации за моральный ущерб. Однако изображение было не фотографией, а цифровой иллюстрацией, созданной для конкурса дизайна Corel в 1996 году. Иллюстрация получила главный приз, и компания начала использовать ее для рекламы CorelDraw. И хотя Хеди требовала снять ее изображение со всех продуктов Corel, по решению суда компании разрешили использовать лицо Ламарр в течение пяти лет, а также обязали выплатить актрисе $250 тыс.
Хеди Ламарр скончалась 19 января 2000 года в возрасте 86 лет в доме престарелых. За свой вклад в достижения кинематографа она была удостоена звезды на голливудской Аллее славы. В 2014 году Ламарр и Антейл были введены в Национальный зал славы изобретателей. А день рождения актрисы 9 ноября — это День изобретателя в Германии, Австрии и ряде других стран Европы.
Фото:
https://www.moviezine.se
https://www.flickr.com
http://oberoncartoons.blogspot.com
www.britannica.com
www.famouswiki.com
http://radiom.org
www.theplace.ru
www.fameimages.com
http://www.google.com/patents/US2292387
http://hedy-lamarr.org
http://hedylamarr.tumblr.com
Литературный редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Samsung Galaxy Flip6: подарок поколений или чем интересен смартфон-раскладушка в 2024 году?
Samsung Galaxy Flip – не совсем имиджевая история. Компактный в сложенном виде и практический классический в разложенном – он кажется полноценной альтернативой современным мобильным аппаратам. Разберемся так ли это
ChatGPT для Windows стал бесплатным
Windows искусственный интеллект приложенияOpenAI выпустила бесплатное приложение ChatGPT для пользователей Windows, которое теперь можно скачать через Microsoft Store
SSD Solidigm на 122 ТБ стал самым емким накопителем в мире
SSD накопитель серверы ЦОДКомпания Solidigm представила накопитель D5-P5336 с рекордной емкостью 122 ТБ, который предназначен для работы с большими объемами данных и специально разработан для серверов в центрах обработки данных