Александр Тюрин: «Мы уже породили своего могильщика – цифровую жизнь»
01.02.08Фантастика, которая сбывается уже в наши дни – эти несколько слов описывают киберпанк максимально кратко. Ведь человек и компьютер сливаются практические в единое целое здесь и сейчас, а не в отдаленных мирах на сказочных звездолетах. Александр Тюрин знает о кибербудущем не понаслышке – многие из его прогнозов уже сбылись. Поэтому мы и решили спросить у пионера постсоветского киберпанка, что же нас ждет в будущем…
Александр, если вспомнить конец 80-х – начало 90-х, то компьютеры и другие детища высоких технологий не были очень распространены в СССР, а затем в постсоветских странах. Как вам в такое нелегкое время пришла в голову идея писать в жанре киберпанк?
Если говорить об СССР, то по количеству вычислительных центров на душу населения мы Западу не уступали, да и писишки были на подходе. У меня, к примеру, имелась СЭВовская «Мазовия». Работал я тогда в ВЦ. Это были довольно фантастические времена, когда производственные компьютеры были еще ростом выше человека и человек как бы находился внутри компьютера – во время поломок кто-то копался в огромных накопителях на магнитных лентах, кто-то засовывал руки по локоть в процессор. А я, как было нередко в те времена, обладал достаточным количеством свободного времени, чтобы помечтать о светлой цифровой жизни.
Как успел развиться киберпанк за все это время? Ведь прошло уже почти 20 лет с его появления на славянских просторах.
Киберпанк появился на славянских просторах довольно давно, но расцвести не смог. Очевидно, проблема в исчезновении класса романтичных технарей – усилиями наших постсоветских реформаторов. А сейчас расцветать поздно. Киберпанка, как живого жанра, на данный момент уже практически не существует. Все, что в нем имелось «вкусного», растащили коммерческие писатели. На то, что в киберпанке осталось после этой растащиловки, фактически нет спроса.
Почему в ваших произведениях с конца 90-х все больше прослеживается уклон в нанопанк? Какая принципиальная разница между киберпанком и нанопанком?
После распотрошения киберпанка писателями-рыночниками я двинулся дальше, туда, где ждала меня очередная целина. На мой взгляд, нанопанк – шире киберпанка, киберпанк — подмножество нанопанка. Вообще нанопанк, как и любая другая научная фантастика – это литература о влиянии технологий на общество и личность, но нанопанк имеет в виду технологии, которые классической научной фантастике вообще не были известны. Это технологии, манипулирующие материей на атомарном и молекулярном уровне. Но нанотехнологии не могут работать без развитого программного обеспечения, которое становится предметом художественного описания в киберпанке.
Если с киберпанком и нанопанком все так печально, то какой, по вашему мнению, будет литература будущего? Какие жанры и направления будут превалировать, а какие, возможно, вымрут?
На наших глазах практически вымерла настоящая проза больших форматов. Кому она сейчас нужна, когда homo sapiens превратился в «жующий глаз», человека потребляющего. Вымерла, например, и философия, осмысляющая основные законы мироздания. А где живописцы и композиторы, способные потрясти сознание? Какой разительный контраст с началом ХХ века, когда существовали великие империи, породившие огромное количество прорывных людей во всех областях творчества — от физики до балета.
Я вообще сторонник мнения (и всячески выражаю это в своих текстах), что время человека уходит. Мы уже породили своего могильщика – цифровую жизнь. Она сейчас находится (применительно к биологической шкале) где-то на уровне инфузорий, но не за горами уже эпоха динозавров. И человеку нечего противопоставить. Ни высот духа, ни глубин интеллекта. Нет людей, способных собрать воедино распавшуюся на кусочки картину мира. Я не говорю об энциклопедичности в духе Лейбница или Леонардо. Но мы погрязаем в специализации, хотя мир един, так же как и знание о нем. Если сегодняшний человек специализируется, скажем, в математике, то во всех остальных сферах он максимально экономен и стопроцентно полагается на других специалистов. Но гуманитарная сфера заполнена «специалистами», которые выдают писсуары за произведения искусства. В гуманитарных областях у нас, в лучшем случае, схоласты, манипулирующие пустопорожними абстракциями и затасканными символами. На мой взгляд, литература будущего — умелая эпигонская компиляция вроде «Гарри Поттера».
Насколько идеи, заложенные в ваших произведениях, воплотились в жизнь? И какую из идей своих произведений вы бы хотели увидеть «ожившей», а какую – нет?
Тема обширная. Например, на рубеже 80-х и 90-х я писал о человеко-машинных интерфейсах, понимающих «язык» человеческого организма, и о кибернетических копиях реальных объектов нашего мира – в моем романе «Каменный век» они назывались «кибероболочками». И это уже появилось. Реализуются и мои представления о превращении homo sapiens в «человека потребляющего», который даже не заметит, как на его компьютерах возникнет новая цифровая жизнь. Чем сегодня заполнены твердые диски и из чего состоит сетевой трафик? На девяносто процентов из спама и близких к нему продуктов, а также быстро эволюционизирующих вирусных программ. Это, конечно, еще не цифровая жизнь, но некий «опаринский бульон», из которого она возникнет.
Я думаю, что очень скоро осуществится и мой прогноз, что у цифровой жизни появится физический наноноситель, который мы не сможем контролировать. И это, кстати, меня нисколько не печалит. Тот формат существования, который сейчас предложен человеку идеологией тотального рынка, меня не устраивает. Пускай расцветает цифровая жизнь – ведь развитие интеллекта должно продолжаться, если даже будет нечеловеческий интеллект. Я хотел бы, чтобы реальными ресурсами управляли программные «виртуальные эксперты», как в моем романе «Боятся ли компьютеры адского пламени», несмотря на все потенциальные опасности.
Конечно, я не желал бы высокотехнологичной войны за передел мировых ресурсов, угрожающей, в первую очередь, восточнославянским просторам, которая описана в моей повести «Отечественная война 2012 года». Я написал ее, чтобы предотвратить худшее.
Интернет – это тоже одна из форм цифровой жизни. Много ли вы им пользуетесь? Как вы решаете для себя проблему переизбытка информации?
Я пользуюсь интернетом давно, со времен Gopher и Telnet. Сегодня в интернете нет переизбытка информации, несмотря на терабайты, которые бегают по его каналам. Ведь информация — это то, что дает новое знание и упорядочивает мир. Есть немало вопросов, по которым в Интернете нет вообще ничего. Если мне нужно прочитать летопись XV века, то я ищу ее в библиотеке. Интернету она не нужна, какой бы объем важнейшей информации в ней не содержался. Чтобы написать, к примеру, «Сидоров – дурак», требуется всего тринадцать байт. Чтобы то же самое пропеть, нужен аудиофайл, его размер в тысячу раз больше. Но ведь объем предоставляемой информации не изменился. Чтобы показать дурака Сидорова в видеоформате и выложить его затем в Youtube, требуется размер файла в миллион раз больше, чем в тексте. Но ведь опять ничего по сути не изменилось.
Какие из наследий сегодняшнего Интернета вы считаете наиболее ценными, а какие – наиболее вредными? Почему?
Ну, если говорить о наследии, то речь идет о некотором будущем. Эволюция не останавливается ни на секунду, и технологии будут развиваться, даже если все человечество превратится в стадо жующих консумеров. Когда-нибудь историк машинной цивилизации скажет, что Интернет начала XXI века был важным этапом в развитии цифровой жизни, потому что в его глубинах зародились первые цифровые существа, еще примитивные, но уже обладающие реплицирующимся кодом и собственным метаболизмом.
Я не вижу практически никаких примеров того, что интернет повлиял на образованность и эрудицию нашего молодого поколения, скорее наоборот. Да, интернет-магазины и интернет-биржи, конечно, способствовали ускорению оборота ненужных товаров и дальнейшей виртуализации финансовой системы, но, по моему мнению, это лишь мешает решению реальных мировых проблем, таких как паразитизм «золотого миллиарда», социальное расслоение и бездарная трата природных ресурсов.
Что бы вы пожелали читателям hi-Tech PRO?
Никогда не полагать, что вы достигли конечного знания.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор смартфона Oppo A40m (CPH2669): начало
Смартфон Oppo A40m приятно удивляет дизайном и набором некоторых компонентов, которые делают из него модель уверенного нижнего среднего класса. Разберемся в деталях
Lenovo Legion Pro 7i c Nvidia GeForce RTX 5090, Intel Core Ultra 9 275HX и OLED-дисплеем стоит от $2400 Intel Lenovo Nvidia OLED ноутбук
Игровые ноутбуки Lenovo Legion получили масштабное обновление с новыми процессорами и видеокартами, включая RTX 5090.
Asus выпустит 24 модели видеокарт NVIDIA GeForce RTX 50 в сериях ROG Astral, ROG Strix, TUF Gaming и Prime Asus CES GeForce RTX видеокарта
Asus представила новую линейку видеокарт на базе архитектуры NVIDIA Blackwell — GeForce RTX 50. Среди новинок выделяется ультимативная серия ROG Astral, предлагающая как воздушное, так и жидкостное охлаждение