ВОЛЯ раскрыла свой рецепт спасения рынка платного телевидения в Украине
19.09.14
Во время выступления на конференции PayTVin Ukraine-2014 «Сохранение инвестиций в отрасль – способ оправдания ожиданий потребителей и катализатор рыночного роста», проходившей 16 сентября в столице в рамках мероприятия Kiev MediaWeek, президент компании ВОЛЯ Сергей Бойко перечислил ряд наболевших проблем отрасли и предложил способы их решения.
По его словам, события последних восьми месяцев значительно повлияли на все сферы жизни украинских потребителей и, конечно же, не обошли стороной сферу платного телевидения. Серьезные политические изменения, аннексия Крыма, информационная война с Россией, боевые действия на востоке Украины и девальвация национальной валюты по-прежнему оказывают серьезное влияние на этот рынок.
Первая проблема – неравные условия на рынке, проявляющееся в выборочном подходе к разным субъектам хозяйствования. К примеру, компании, которые предоставляют, по сути, одинаковой продукт, но с использованием различных технологий, подвергаются различному уровню требований. Так провайдеры, развернувшие ОТТ- или даже спутниковые платформы, получили преференции: им не требуются лицензии, и, по сути, их деятельность не регулируется ни с точки зрения контроля соблюдения авторских и смежных прав, ни с точки зрения качества сигнала. А в то же время другие платформы вынуждены получать лицензии, ежегодно перерегистрировать свои принципы пакетирования и т. д.
Вторая – «зарегулированность» и законодательство, которое морально устарело и в котором необходимо переписать все существующие нормы. А ведь за прошедшие почти десять лет действия Закона «О телевидении и радиовещании» многое изменилосьв сфере платного ТВ, основывающейся на быстро развивающихся технологиях. На днях Верховная Рада проголосовала за ратификацию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, и, если мы стремимся к приведению национального законодательства к европейским нормам, дерегуляциинам не избежать. Во всем мире все регулирующие органы идут по пути снижения регуляторного давления на участников рынка, поскольку иначе невозможно угнаться за развитием технологий.
Отсюда – третья проблема – отсутствие у регулятора прозрачности и профессионализма. Речь шла о том, что Нацсовет по телевидению и радиовещанию, на протяжении 2010-2014 годов не предпринял шагов, способствующих развитию рынка. Не говоря уже о его скандальном решении ввести адаптационные списки, о нашумевших конкурсах по распределению эфирных частот, по сути, национального достояния, о создании преференций для конкретных компаний.
И наконец, четвертая проблема, по мнению Сергея Бойко, – отсутствие действенной борьбы с пиратством. Люди не платят за контент не потому, что не хотят, а потому, что есть возможность не платить. Это никак не порицается в обществе, поэтому нет цивилизованной культуры потребления контента. Но это также и не пресекается со стороны огромного количества государственных структур, задача которых якобы и состоит в такой борьбе – начиная от регуляторов (Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, НКРСИ) и заканчивая органами МВД, налоговой администрацией.
Все это привело к уменьшению подписчиков платного телевидения в Украине. «Начиная с 2012 года количество подписчиков падает. И не на один-два процента, как это происходит во всем мире из-за перехода с одной платформы на другую, а существенными темпами. В 2012 году падение составило 100 тысяч абонентов, в 2013 году – 80 тысяч, – подчеркивает президент компании ВОЛЯ. – По ориентировочным оценкам, в этом году реальные потери уже составляют от полумиллиона до 700 тысяч подписчиков, что значительно отразится на общем обороте рынка, а также приведет к снижению поступлений в государственный бюджет, фактически остановив отечественную индустрию производства киноконтента».
И это далеко не все. «В нашей стране не заложены деньги на съемку или выпуск в этом году ни одного фильма или телесериала. То есть лакуна в производстве кинопродукта – полтора года. А ведь производство контента является двигателем роста потребления наших услуг. Все сериалы, которые снимаются как платными платформами на Западе, так и здесь, – это то, ради чего люди подписываются на ту или другую платформу или услугу. В конечном итоге любой устаревший контент – а наша жизнь заставляет обновлять контент ежесекундно, ежедневно – теряет привлекательность в глазах потребителей. В результате у последнего создается впечатление, что качество контента ухудшается, а, следовательно, – снижается привлекательность услуг провайдеров».
Ближайшими задачами, которые позволят восстановить отрасль, Сергей Бойко считает:
1. Установление единых правил и обеспечение равных условий всем участникам рынка. От всех провайдеров услуги доступа к телепрограммам необходимо потребовать регистрации и получения лицензии.
2. Инициирование изменений в уже устаревший закон Украины «О телевидении и радиовещании», позволяющих:
a) уже в этом году – начать дерегуляцию деятельности по предоставлению программной услуги путем замены лицензирования на регистрацию;
b) в следующем году – устранить технологическое неравенство и принять новую редакцию Закона под названием «Об аудиовизуальных услугах», соответствующую современным мировым и европейским тенденциям.
3. Обеспечить существенное снижение уровня пиратства и воровства контента, например, путем проведения проверок всех игроков рынка с помощью саморегулирующихся организаций, ассоциаций.
Говоря о возможностях, которые появятся в результате этих изменений, Сергей Бойко отметил: «В первую очередь, и я думаю, это интересует всех участников рынка, это рост количества легальных субъектов рынка, что несомненно будет способствовать возрастанию налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, это позволит увеличить количество качественных каналов, повысить число абонентов кабельного, спутникового и интернет-телевидения при переходе на цифровое эфирное вещание (этот переход Украина планирует уже на июнь следующего года) и, конечно же, обеспечить рост объема рынка в денежном выражении в среднесрочной перспективе – уже в течение ближайших двух-трех лет».
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Познакомимся с топ устройств года Среди них флагманские дорогие модели и бюджетные девайсы. Лучшие смартфоны, наушники и ноутбуки 2024 года по версии редакции hi-tech.ua.
YouTube начнет борьбу с кликбейтом заголовков YouTube обновление
Компания YouTube объявила об усилении борьбы с ложными кликбейтными названиями и обложками видео, что особенно коснется новостного контента.
Twitter/X станет дороже. Подписка Premium Plus будет стоить $22 в Украине Twitter (X) социальные сети
С 21 декабря Twitter (X) повысил стоимость подписки Premium Plus почти на 40%. В Украине цена составляет $22 в месяц и $229 в год вместо прежних $16 и $168