Я, ты, он, она… вместе Web 2.0?
08.04.09Мой Компьютер, №05 (436), 22.01.2007
Специалисты оценивают Web 2.0 по-разному. Одни говорят, что это революционный подход и концепция, определяющая будущее развитие не только Интернета, где он и возник, а и всей ІТ-отрасли. Другие утверждают, что Web 2.0 — это миф, придуманный с целью привлечения инвестиций в Глобальную Сеть. Существует мнение, что «второй Web» — это логичный этап развития Интернета и технологий, и ничего нового в нем нет. Можно также прочесть о том, что Web 2.0 — это переходная ступень к Web 3.0… Мнений вокруг понятия «Web 2.0» огромное количество. Однако все, кто говорит и пишет о Web 2.0, едины в одном — Сеть развивается и меняется, изменяются традиционные ее сервисы, принципы взаимодействия. И даже меняется роль обычного Интернет-пользователя в Виртуальном пространстве. Наверное, правильнее всего будет сказать, что Web 2.0 — это понятие, которое и отражает весь спектр изменений современного веба.
Web 2.0 базируется на нескольких постулатах, которые мы и рассмотрим детально в этой статье.
Web как платформа
Термин «Web 2.0» использовался и ранее, но в современном его значении он возник на совместной конференции, посвященной Web 2.0 (http://www.web2con.com), которая была организована в октябре 2004 года компаниями O’Reilly Media и MediaLive с целью обсуждения проблем возрождения Web-а.
По результатам этой конференции была написана первая, но до сих пор самая популярная статья о Web 2.0 под названием «Что такое Web 2.0» (http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html). Ее автор — Тим О’Рейли. В этой статье Тим О’Рейли сформулировал основные принципы, по которым существуют веб-сервисы нового поколения, а также объяснил основную идею Web 2.0, одним из основных принципов которой является «Web как платформа».
«Web как платформа» означает изменение принципов работы обычных программных продуктов. Повсеместное использование специальных интерфейсов приводит к тому, что привычные ранее офлайновые приложения начинают работать через браузер. Сегодня все большее количество приложений получают свои онлайн-аналоги, избавляя пользователя от необходимости устанавливать программное обеспечение на локальном компьютере.
Это означает, что каждый желающий может работать исключительно с web-приложениями — онлайновым текстовым редактором, табличным процессором, органайзером, сервисом хранения закладок, инструментом хранения файлов, прослушивания музыки… Таким образом, пользователь получает полную мобильность — с Сетью можно работать точно так же, как с обычным компьютером с установленными на нем приложениями. В этом случае все приложения будут доступны через браузер, а пользователю нужны только операционная система, сам браузер и доступ к Интернету.
Даже если сервис представляет пользователям услуги на платной основе, то в большинстве случаев пользование Web -сервисом обходится дешевле приобретения аналогичного по функциям софта. «Мой компьютер» уже рассказывал о сервисе онлайновой работы с документами Google Docs, который может послужить примером онлайнового аналога обычным офисным приложениям.
Потребитель или создатель
Одним из основных моментов, на которых акцентируют внимание разработчики концепции Web 2.0, является перераспределение существовавших ранее ролей создателя контента и его потребителя.
О web 2.0 пишут в энциклопедиях (рис. 2).
В предыдущей модели Сети, Web 1.0, можно было четко разграничить права и «обязанности» пользователей Интернета, среди которых можно было четко выделить производителей контента и его потребителей. Первые публиковали контент на Web -сайтах, вторые исключительно потребляли то, что первые им предложили.
В Web 2.0 такое разделение обязанностей постепенно стирается, а потребители контента, то есть Интернет-пользователи, постепенно становятся полноправными участниками его создания. Достичь этого удалось за счет возникновения инструментов публикации контента, упростивших работу с размещением информации в Web е.
Примерами таких инструментов стали блоги (как сервисы, так и движки), системы управления контентом сайта, позволяющие обновлять сайты без знания языка разметки HTML.
Блогосфера и Web 2.0 неотделимы
Одним из ярких проявлений реализации концепции Web 2.0 стало развитие блогосферы. Количество блогов в современном Интернете растет с каждым днем, а их число измеряется миллионами. Блоги открывают не только известные личности, но корпорации и фирмы. А специалисты по рекламе изучают возможности рекламирования своего товара в блогосфере.
На сегодняшний день обычный пользователь создает не домашнюю страничку, а блог. Корпорации стараются открывать корпоративные блоги, а при приеме на работу журналистов работодатели часто интересуются содержанием блога соискателя.
Такая тенденция объясняется не только модой на блоги. Ведь создать блог на одном из бесплатных сервисов — очень просто, с такой задачей справится и неопытный пользователь. А возможности, полученные в результате этого, просто огромны. Поэтому блоги и стали столь популярны и уважаемы среди Интернет-пользователей. Блог — это средство самовыражения, способ размещения в Интернете практически любой информации, инструмент поиска контактов и средство общения. Блоги превратились в самые популярные онлайновые сервисы последних лет.
Но появление и рост блогосферы стало возможным не только благодаря значительному упрощению инструментов публикации контента, что привело в результате к доступности Web а для обычного пользователя.
Блогосфера — один из ярких примеров использования принципов Web 2.0: здесь Web -контент создается пользователями, именно здесь работает принцип превращения потребителя контента в его создателя. Блогосфера представляет собой яркий пример одновременно «коллективного разума», и в то же время той особой индивидуальности, которую привносит в нее каждый блогер. Гражданская журналистика — именно так называют блогосферу в последнее время, и недаром, ведь она стала конкурировать с журналистикой традиционной. И конкурировать настолько успешно, что блоги стали более достоверным и актуальным источником информации по сравнению с традиционными медиа, часто страдающим заангажированностью.
Две головы лучше: сила коллективного разума
Следующей основной идеей Web 2.0, по утверждению одного из ее авторов, Тима О’Рейли, является усиление технологий за счет коллективного разума. В своей статье «Что такое Web 2.0» Тим О’Рейли приводит сразу несколько примеров удачного использования коллективного труда и коллективного разума, результатом чего стали успешные Интернет-проекты.
Web 2.0 как механизм использования коллективного интеллекта — пожалуй, самый интересный принцип, заслуживающий пристального внимания.
Одной из первых коллективный труд стала использовала Yahoo!, завоевав популярность как наиболее полный каталог ссылок, созданный тысячами и миллионами пользователей.
Успех сервиса онлайновой торговли amazon.com Тим О’Рейли объясняет использованием его создателями идеи привлечения пользователей и, как результат, публикацией пользовательских обзоров, которым посетители сайта, как оказалось, доверяли гораздо больше, чем официальным рецензиям.
Концепция коллективного создания контента подразумевает активную сопричастность пользователей к деятельности Интернет-ресурса, нередко большое (если не основное) значение придается контенту, созданному пользователями. В качестве примеров можно привести блогосферу, многочисленные сервисы обмена мультимедийным контентом (Flickr, YouTube, Last.fm) и закладками (del.icio.us, BlogMarks). Интернет-издания, не относящие себя в Web 2.0, стали использовать комментарии и возможности для оценки своих статей — это тоже элемент Web 2.0.
За последние два года в Интернете появилось сразу несколько удачных примеров коллективных онлайновых проектов.
В Web 2.0-сообществе обсуждаются идеи и проекты Web 2.0 (рис. 3).
Примером наиболее успешного Web 2.0 проекта стала онлайновая бесплатная энциклопедия Wikipedia, детально о которой мы расскажем чуть позже. Основным принципом существования этого проекта является свободный доступ к созданию статей энциклопедии обычными пользователями. Решившись на совершенно безумную идею — размещение энциклопедических статей любым желающим, разработчики Wikipedia создали продукт, которому нет равных ни по оперативности, ни по достоверности, ни по точности предоставленной здесь информации. А динамику развития Wikipedia нельзя сравнить ни с каким другим ресурсом из существовавших ранее.
Вслед за Wikipedia стали возникать и другие ресурсы, принявшие за основу принцип коллективного труда. В качестве еще одного примера можно назвать коллективно ведущийся портал Open Directory Project (http://dmoz.org).
Отдельное внимание идеологи Web 2.0 отводят и новым механизмам распространения контента, в первую очередь — RSS. Сочетание блогов и RSS-механизма сформировало феномен Web 2.0 — эта Сеть уже соединяет не документы с помощью гиперссылок, а людей с помощью RSS. Одновременно изменяется и основной принцип потребления информации. Если в прежние времена она основывалась на идее пассивного потребления информации пользователем, то сейчас можно говорить об активной роли чуть ли не всех участников процесса информационного обмена.
Одним из наиболее ярких примеров этому — сервисы, ориентированные на предоставление справки по отдельному ресурсу, например, http://otvet.mail.ru, Google Answers (http://answers.google.com). Здесь пользователи могут как задавать интересующие их вопросы любого характера, так и давать ответы на вопросы других пользователей, тем самым создавая некоторую огромную базу данных справочного характера.
Другие успешные примеры коллективного труда — обменные ресурсы, такие как Flickr и YouTube, получающие свое содержимое от пользователей и предоставляющие им хостинг для мультимедийных файлов и даже некоторую помощь в раскрутке интересных материалов. Аналогичные проекты в Рунете — Фото@Mail.ru и http://video.mail.ru. За последние два года появилось очень много сервисов файлового хостинга, которые также можно отнести к коллективным проектам.
Следует заметить, что принципы Web 2.0 тесно взаимодействуют друг с другом. Так, концепция «Web как платформа» позволяет реализовать инструменты совместной работы над документами, а как результат — предоставить средства создания коллективного контента.
Сервисы онлайновой работы с документами (да и другие онлайновые ресурсы, например, онлайновые органайзеры) в большинстве случаев обладают возможностями совместного доступа к данным. Благодаря этому несколько пользователей могут работать с одним документом или формировать общее расписание и размещать его в онлайне.
Стоит упомянуть и еще одно свойство Web 2.0 — популярность «социальных сетей». Благодаря специальным сервисам здесь пользователи формируют своего рода сети, которые представляют собой списки онлайновых друзей, знакомых и коллег по работе.
Таким образом, Веб превратился в средство поиска единомышленников и инструмент расширения профессиональных контактов.
Реализация концепции Web 2.0 для совместного редактирования документов стала возможной также и благодаря возникновению Wiki-систем — инструментов упрощения публикации контента. Wiki-сайты позволяют всем желающим размещать на них информацию, оставлять комментарии, в общем, участвовать в коллективном проекте.
Окончание следует.
Надежда БАЛОВСЯК
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Познайомимося з топ-пристроями року. Серед яких флагманські дорогі моделі та бюджетні девайси.
Что такое Axie Infinity и почему монета AXS стала популярной? криптовалюта Попросили разместить
Axie Infinity — это одна из самых известных блокчейн-игр, которая позволила пользователям не только развлекаться, но и зарабатывать. Благодаря уникальной модели play-to-earn, проект приобрел широкую популярность
Toyota Alphard и Vellfire выпустили в Японии в версиях PHEV Toyota автомобиль
Toyota представила plug-in hybrid версии минивэнов Alphard и Vellfire, ставших первыми PHEV-моделями в своем классе в Японии. Оба автомобиля доступны в шестиместных конфигурациях