Baidu и Робин Ли: «Гугл» по-китайски, или как трудолюбие завоевывает миллионы
19.02.13Робина Ли как только не называли — от «марионетки компартии» до «азиатского гения», а с недавних пор (стоит заметить, заслуженно) — «самый богатый человек в Китае». Но его биография говорит сама за себя — все-таки эрудиции и трудолюбию Робина можно позавидовать.
Он родился в 1968 году в семье рабочих в Янькване, небольшом городке к юго-западу от Пекина. Отличная учеба в школе открыла ему двери в Пекинский университет (http://english.pku.edu.cn), а затем и в магистратуру Университета штата Нью-Йорк в Буффало (www.buffalo.edu). В 1996 году он получил патент на алгоритм Rankdex, который позволял ранжировать результаты поиска на основе анализа входящих ссылок. В это же самое время студенты Стэнфорда Ларри Пейдж и Сергей Брин только разрабатывали свой аналогичный по принципу PageRank, который был запущен двумя годами позже.
Будущий компаньон Робина Эрик Сю тогда работал торговым представителем в одной из американских биотехнологических компаний. Однажды в компании решили снять документальный фильм об инновациях и Кремниевой долине, а Сю стал его продюсером. На запись беседы с Джерри Янгом, одним из основателей Yahoo родом из Тайваня, Эрик привел своих друзей — коллегу-торгпреда Мелиссу Ли и ее мужа Робина. Позже Робин Ли говорил, что его тогда очень вдохновил пример Янга, который смог создать такую мощную высокотехнологичную компанию.
Символичность и судьба
И Ли, и Сю были очень увлечены идеей создать собственную поисковую систему. Добыв $1,2 млн инвестиций, они вернулись в Китай, где больше года прожили в крошечном гостиничном номере неподалеку от Пекинского университета, работая по 15 часов в день. Чуть позже они получили еще 10 млн от одного венчурного инвестора.
Название их детища — Baidu — позаимствовано из названия поэмы, написанной более 800 лет назад, во времена империи Сун. В ней поиск красоты, исчезающей в хаосе (впрочем, тоже не лишенном своеобразного очарования), сравнивается с поиском человека своей мечты, требующим преодоления многих жизненных трудностей. «… Сотни и тысячи раз искал я ее среди хаоса, и вдруг я обернулся случайно в ту сторону, где гасли огни, и там стояла она». Слово «Baidu», которое буквально означает «сотни раз», символизирует постоянные и упорные поиски идеала. На логотипе изображен след медвежьей лапы — как символ пути, следования, поиска.
Интерфейс у сервиса изначально был минималистичный, в духе «Гугла». Кстати, Baidu — это тоже глагол (как «гуглить»), на кнопке поиска написано «Baidu!» — как призыв к действию.
К концу 2002 года количество китайских сайтов, индексируемых Baidu, было на 50 % больше, чем у любого конкурента. Еще через год Baidu стала лидирующей поисковой системой в Китае. К 2005 году, когда Baidu решила стать публичной компанией, ее годовой доход достиг $13,4 млн.
Робин Ли на одной из конференций молодых интернет-предпринимателей Китая
Первые знаковые успехи новой компании всерьез обеспокоили Google, и со стороны Пейджа и Брина начались попытки адаптировать свой сервис под китайских пользователей. Робин Ли, в свою очередь, сделал ход конем, решив сломить стереотип «китайское — значит некачественное». Он запустил широкую рекламную телекампанию, в которой Google изображался в виде бестолкового европейца, переводящего сложные китайские фразы глупо и прямолинейно, а Baidu — в виде высокоученого мудреца, который, конечно, раскрывал все многоуровневые подтексты и скрытые смыслы (
is very old» rel=»nofollow» >www.youtube.com/watch?v=j-5G98g3-DI&).
В любом случае, борьба была изначально неравная. Власть в Китае принадлежит Коммунистической партии, и простирается эта власть во все области жизни и хозяйства, в том числе и в Интернет, где политическая цензура также присутствует. Baidu с властью сотрудничала, чего никогда и не скрывает: удаляла из выдачи неугодные сайты, известны даже случаи, когда спецслужбам выдавались личные данные пользователей.
Реклама, деньги, скандалы
Успешность Baidu зарождалась, по нынешним меркам, сомнительно. Так, в начале 2000-х около 25 % ее трафика обеспечивалось за счет поиска MP3-файлов — спорного с юридической точки зрения сервиса, позволявшего пользователям скачивать пиратскую музыку. Кроме того, стандартная на сегодняшний день монетизация в виде платы за выход в топ тоже приносила не только позитивные плоды.
Так, в сентябре 2008 года в молочной продукции китайской Sanlu Group был обнаружен меламин, который вызывает серьезные заболевания почек. Пока охваченные паникой китайцы метались в поисках безопасных молочных продуктов для своих детей, на сайте социальной сети Tianya (www.tianya.cn) появился файл, который якобы представлял собой внутренний документ Baidu. В нем содержались свидетельства того, что Baidu получила от Sanlu Group деньги в обмен на обязательство исключить из результатов поиска ссылки на сайты, обличающие производителя опасных молочных продуктов. Ни отследить, откуда появился на сайте Tianya этот файл, ни проверить его подлинность не удалось. Однако скандальная новость разнеслась по блогосфере.
Реклама скандальной молочной продукции от Sanlu
Через месяц с небольшим, в ноябре 2008 года, в выпусках новостей китайского государственного телеканала CCTV был показан разоблачительный репортаж о медицинской рекламе на сайте Baidu. За размещение некоторых рекламных ссылок платили врачи-шарлатаны, вымышленные больницы и незарегистрированные аптеки. Этот репортаж привлек всеобщее внимание к размытости той границы, которую Baidu проводила между рекламными ссылками и результатами поиска, помечая оплаченные линки лишь малозаметной меткой. Такой прием вводит в заблуждение пользователей, поэтому его не используют Google и другие западные поисковые системы.
С апреля 2009 года реклама, появляющаяся на сайте Baidu в ответ на поисковые запросы, начала размещаться только в правой части экрана или в левом верхнем углу.
Baidu сегодня и завтра
Любопытно, что многие аналитики прогнозируют корону первенства для Baidu уже в ближайшем будущем. Аргументация здесь проста: ведь сегодня этой самой поисковой системой пользуются практически все интернет-пользователи Поднебесной и других стран Азии. Так, с запуском японской версии (www.baidu.jp) поисковик уверенно обогнал Bing.
Также на данный момент Baidu — не только самый популярный в Поднебесной поисковый сервер, в индексе которого находится свыше 800 млн электронных страниц (из которых только 100 млн китайских), а еще и самый посещаемый в Кинете сайт (в мире он занимает восьмое место по посещаемости). Таким образом, интернет-реклама во всем тихоокеанском регионе — это в первую очередь успех раскрутки сайтов в Baidu.
Безусловно, рекордные показатели национального поисковика вряд ли были бы возможны, не будь в Китае 360-милионной армии пользователей Интернета (фактически каждый четвертый китаец использует Интернет и пользуется Baidu). Но при этом бытует и альтернативная версия, что связывать стремительную экспансию Baidu на мировые рынки поисковых систем и популярность поисковика только с беспрецедентной численностью интернет-аудитории Китая было бы не совсем корректно. Одной из основ успеха Baidu называют также умелую маркетинговую политику компании, которой вовремя удалось привлечь внимание инвесторов. Кроме того, внедрение все новых, часто инновационных или оригинальных сервисов, также дает компании неоспоримое преимущество. Среди них стоит отметить следующие:
· Baidu Encyclopedia — самая большая открытая интернет-энциклопедия на китайском языке. Да, «Википедию» они тоже обошли. В Энциклопедии Baidu статей в 10 раз больше, чем в китайской «Википедии». Статьи в Baidu Encyclopedia также пишутся зарегистрированными пользователями, но проходят цензуру.
· Baidu Knows — сервис вопросов и ответов, аналогичный Google Answers.
· Baidu PostBar — своеобразное интернет-сообщество, тесно связанное с собственно поисковиком, в котором можно создать форум (Bar), введя в поисковую строку слово или фразу. В основном там создают фан-сообщества звезд, фильмов, комиксов, книг и т. д.
· Baidu News — лента новостей.
· Baidu Space — социальная сеть.
· Baidu MP3 Search — как можно догадаться по названию, поиск по MP3. Если ввести в поисковую строку название песни, в результатах будут прямые ссылки на скачивание аудиофайла (или на прослушивание с помощью встроенного плеера). И хотя музыкальные файлы обычно защищаются авторским правом, Baidu до сих пор старательно и, как мы видим, успешно это игнорирует. J
· Baidu WangPan — облачный сервис, аналогичный Dropbox или Google Drive. Запущен был совсем недавно, в начале 2012 года. Бесплатно пользователям предоставляется 15 ГБ дискового пространства, и этот объем обещают в будущем увеличить. Кстати говоря, Google Drive в Китае попросту заблокирован с легкой руки Компартии.
· Baidu Maps — карты с 3D-моделями крупных городов (см. вставку).
В нашей стране о Baidu мало кто слышал, надо признать, даже среди заядлых посетителей Интернета. Но на Западе за успехами китайской компании следят с интересом, это видно хотя бы по тому, что на английском языке статей о Baidu на два порядка больше, чем на русском.
Так выглядела страничка Baidu 12 января 2010 года
Пару лет назад, в январе 2010 года, внимание к китайскому сервису вспыхнуло благодаря хакерам из «Иранской киберармии», которые «дефейснули» сайт. До сих пор неизвестно, какова была цель кибератаки, и почему ее целью был именно Baidu. Но эта акция стала для Ли и компании лишь дополнительным поводом расширяться. Прежде всего, они пытаются завоевать страны, в которых используется иероглифическое письмо. Сейчас свой Baidu уже есть в Таиланде и Японии, а также в Египте и Индии. «Я надеюсь, что через 10 лет Baidu станет именем нарицательным для половины мира», — говорит Робин Ли.
Карты Baidu Maps — это нечто совсем отличное от того, к чему привыкли гугл-пользователи. Их основная «фишка» — высокодетализированная 3D-оцифровка пейзажей для некоторых городов, по типу игры Sim City. К примеру, при полном увеличении, можно посмотреть на портрет Мао на стене Тяньаньмэнь или увидеть вишни в цвету за пределами зала в Шанхае. Они красивые, они интересные, их можно рассматривать часами. Они понятные, в конце концов, ведь наверняка легче найти здание, где у тебя назначена встреча, если на карте размещена его детальная копия, а не унылый серый прямоугольник. Еще одна отличительная черта карт от Baidu — сервис онлайн-отображения 360-градусного тура по выбранным знаковым зданиям.
На благо общества
С начала этого года разработчики Baidu тестируют новую поисковую систему для распознавания лиц. Сервис позволяет пользователям загружать изображения или ссылки на них, после чего поисковый механизм выдает совпадения, основываясь на базе проиндексированных Baidu фото. Примечательно, что алгоритм, созданный китайскими девелоперами, работает исключительно с лицами, а не оценивает все изображение, как это происходит в аналогичном сервисе от Google. Разработка основывается на технологии, созданной специалистами Института вычислительных технологий при Академии наук Китая. Ученые разработали этот алгоритм с целью упрощения поиска без вести пропавших граждан на территории Поднебесной.
Новый сервис, который находится по адресу http://shitu.baidu.com, прекрасно справляется с оценкой фотографий знаменитостей, но практика показывает, что с изображениями «простых смертных» алгоритм пока не может работать адекватно. Сказывается относительно небольшая база проиндексированных фото, равно как и «сырость» самого сервиса. Но девелоперы заверяют, что это только начало, и в их словах не стоит сомневаться, зная темпы роста и семимильные шаги поисковика и его сервисов.
Татьяна Фисенко
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!