Качество электронных коммуникационных услуг: что важно знать
12.04.23
Сегодня связь является основой жизнедеятельности нашего общества, где телефонный звонок решает от рабочих, бытовых, будничных вопросов до самых сложных, а порой – и спасает жизнь. Но иногда мы попадаем в ситуацию, когда собеседника в трубке слышно неразборчиво, а видеоконференция превращается в слайд-шоу. Если в обычных обстоятельствах это скорее неудобство, то в критических ситуациях, в частности во время войны, это становится большой проблемой. И не только для военных. В серии статей поговорим о качестве электронных коммуникационных услуг (ЭКО), чем оно определяется, как контролируется и почему это важно.
О важности качественных и современных коммуникаций много говорить не надо. Достаточно того, что их наличие стало привычным. По крайней мере, для большинства из восьмимиллиардного населения планеты.
Согласно отчету Global Digital 2023:
- На начало 2023 года 5,44 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами, что составляет 68% общей численности населения мира;
- Доступ к Интернету имеют 64,4% мирового населения;
- На начало 2023 года социальные сети охватывают 4,76 млрд пользователей, это почти 60% мирового населения.
Начало полномасштабного вторжения России на территорию Украины 24 февраля 2022 негативно повлияло на общие показатели сферы электронных коммуникаций в Украине. Помимо разрушения объектов критической инфраструктуры, в том числе коммуникационных, происходила большая потеря абонентов на временно оккупированных территориях. К тому же операторы потеряли большую часть своих абонентов, которые вынуждены были уехать за границу. Приведем несколько цифр. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и услуг почтовой связи (НКЭК), если в начале 2022 года украинские мобильные операторы обеспечивали связь для 50 млн. абонентов, то с февраля 2022 года уменьшение количества активных абонентов наблюдалось на уровне 1 млн. ежемесячно. Следует сказать, что летом прошлого года абонентская база операторов мобильной связи относительно стабилизировалась и составила около 44 млн. человек.
Боевые действия и террористические обстрелы территории Украины заставляют операторов постоянно инвестировать в поддержку, ремонт и восстановление сетей. В том числе – приобретение новых средств электронных коммуникаций, устройств резервного питания, улучшение качества услуг. То есть, во время войны сохранение работоспособности коммуникаций и высокого уровня качества становится критическим фактором. Начиная с эффективной работы государственных учреждений и бесперебойности производственных процессов до удаленного обучения в школах и вузах. Не забываем, что тысячи наших соотечественников сейчас находятся на захваченных Россией территориях и связь – это единственный мостик, остающийся для их поддержки и информирования. В этих условиях качество работы электронных коммуникационных сетей очень важно.
От чего зависит качество электронных коммуникационных услуг
Качество услуг предполагает соблюдение показателей, которые должным образом удовлетворить потребности потребителей. Законодательством Украины установлены показатели, характеризующие качество электронных коммуникационных услуг и их уровни. Мониторинг позволяет произвести объективную оценку услуг, предоставляемых потребителям поставщиками услуг (операторами). В дальнейшем конечный потребитель, ознакомившись с результатами мониторинга, может сделать осознанный выбор поставщика услуг. Возможность получить осведомленность о качестве услуг предусмотрена украинским законодательством.
Какие же характеристики сети определяют качество электронных коммуникационных услуг? Как они оказывают влияние на качество обслуживания клиентов?
Отметим, что внедрение в Украине современных радиотехнологий позволяет получать абонентам доступ к более качественным услугам связи и другим сервисам. Качество услуг зависит от радиотехнологий, используемых поставщиком для построения сети, надежности функционирования и настройки оборудования операторов (элементов транспортной сети, серверов и т.п.).
Показатели качестваэлектронных коммуникационных услуг
Для объективной оценки качества разработан перечень показателей качества электронно-коммуникационных услуг и утверждены их предельные уровни, позволяющие оценивать соответствие услуг международным и национальным стандартам.
- Показатели качества услуг передачи данных, доступа в Интернет и их уровни
Утверждено Приказом № 803 от 28.12.2012 Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины: «Показатели качества услуг по передаче данных, доступу в Интернет и их уровню»
- Требования по уровню качества услуг подвижной (мобильной) связи
Утверждено Приказом № 576 от 20.09.2021 Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, устанавливающей требования по уровню качества услуг мобильной связи.
Например, согласно приказам, определены коэффициент недоступности сети, нормированное время подключения и регистрации, процент неудачных вызовов, уровень качества передачи речевой информации, средняя скорость передачи и время задержки между пакетами данных и т.д.
Связь экономических показателей страны и качество электронных коммуникационных услуг
Развитие инфраструктуры сетей электронных коммуникаций требует значительных финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Для создания качественных сетей операторам необходимы современные средства электронных коммуникаций, мощные линии связи, профессиональный персонал, соответствующие разрешения и лицензии и инвестиции.
В странах, где возможно колебание экономических показателей, всегда сохраняется спрос на услуги электронных коммуникаций, но растет время на возврат инвестиций. В Украине сейчас развита инфраструктура электронных коммуникационных сетей, создана высококонкурентная среда, позволяющая сохранить достаточный уровень обеспечения населения современными услугами. Важно то, чтобы и на государственном уровне для построения электронных коммуникационных сетей с установленными показателями качества услуг были созданы все необходимые условия. Например, во время войны, для улучшения качества услуг операторам мобильной связи предоставлен в пользование на безвозмездной основе дополнительный частотный ресурс в диапазоне 2100 МГц. Это позволило обеспечить необходимой связью районы, в которых резко увеличилось количество населения, за счет беженцев, покидавших зону боевых действий, или в критических случаях, требовавших оперативного реагирования на изменения в пользовании коммуникационными услугами.
Важность качества электронных коммуникационных во время войны
С началом полномасштабной войны Украина оказалась перед рядом вызовов. Современная война проходит не только на поле сражения, но и в информационном пространстве. Почти каждый украинец сегодня втянут в эту войну, поэтому своевременное информирование наших граждан сверхважно. Это касается как систем оповещения об обстрелах городов, так и информационного противодействия врагу.
К примеру, с первых дней в Украине были организованы системы информирования силовых структур о перемещении вражеских войск через социальные сети. Сейчас с помощью Интернета люди во всех областях страны получают информацию о воздушных тревогах в населенных пунктах, чтобы иметь возможность своевременно добраться до укрытия. Доступ к каналам коммуникаций – единственный путь связи с людьми на оккупированных территориях. Это также не только правдивая информация о ситуации на фронте, но и сугубо практическая работа по организации эвакуационных колонн, сбору средств для армии или помощи раненым и больным.
Сохранение качества связи и сервисов вместе с скорым восстановлением инфраструктуры продемонстрировало миру устойчивость Украины во время военного нашествия в сохранении коммуникационной способности населения и центров управления страной.
Своевременный контроль показателей качества является своего рода вызовом – как с точки зрения его физического обеспечения по всей контролируемой территории Украины, так и сохранение уровня современных стандартов измерений, что является общепринятой мировой практикой. Об этом и другом – в наших последующих публикациях.
Редакция благодарна за помощь в подготовке материала сотрудникам Украинского Государственного Центра Радиочастот< /em>
Редакционный директор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Познакомимся с топ устройств года Среди них флагманские дорогие модели и бюджетные девайсы. Лучшие смартфоны, наушники и ноутбуки 2024 года по версии редакции hi-tech.ua.
Renault 5 Turbo 1980-х годов выпустят в электрической версии Renault автомобиль электротранспорт
По информации французского издания L’argus, серийная версия Renault 5 Turbo 3E выйдет на рынок в 2026 году
Sandisk кардинально сменила логотип SanDisk Western Digital дизайн
Ребрендинг приурочен к подготовке Sandisk к отделению от своей материнской компании Western Digital, которая приобрела бренд в 2016 году.