Сотрудничество бизнеса и государства, электронные коммуникационные услуги
28.06.23
Пользователи любых услуг всегда испытывают преимущества и недостатки поставщиков, анализируют ценовые характеристики участников рынка и выбирают оптимальный вариант. То есть, соотношение цена – качество почти всегда имеет значение. Для ЭКП вопрос стоимости имеет несколько составляющих: инвестиции операторов в сеть, обслуживание абонентов, развитие технологий и соответствующих сервисов.
Абоненты испытывают преимущества и принимают решение о сохранении поставщика или переходе к новому оператору. Быстрое принятие решения об изменениях операторов характерно для кризисных ситуаций. В частности, полномасштабная агрессия России против Украины привела к быстрому внедрению национального роуминга, что способствует осведомленности украинских потребителей по сравнению услуг и сервисов поставщиков ЭКП. Отсутствие резервного электрического питания зимой 2023 года на отдельных башнях отдельных поставщиков ЭКП привело к быстрым переходам потребителей к операторам, которые могли обеспечить связь. Но если связь с мобильной сетью есть, то вопрос качества ЭКП уже не только предмет волнений потребителя, это вопрос ответственности поставщика и государства.
Задача государства в получении данных мониторинга качества – оценка регуляторным органом НКЭК степени развития сетей нового поколения: с более высокими скоростями передачи данных, новыми технологическими возможностями. Карты покрытия качественными услугами территории Украины и их доступность может предоставить национальному регулятору понимание реального уровня развития и проникновения новых технологий, перспективы внедрения новых сервисов или усовершенствования покрытия территории страны.
Законодательные основы мониторинга качества электронных коммуникационных услуг
Загальні положення та сутність шляху України до гармонізації із Європейським Союзам у питаннях якості зв’язку детально описані у нашій публікації.
Согласованность законодательства, в частности, в области функционирования электронно-коммуникационных сетей, является одним из условий вступления в ЕС. Поэтому еще 11 декабря 2018 Верховная Рада Украины имплементировала в законодательство Украины Директиву Европейского Парламента и Совета (ЕС) 2018/1972 о введении Европейского кодекса электронных коммуникаций. Директива устанавливает гармонизированные рамки для регулирования электронных коммуникационных сетей, электронных коммуникационных услуг, связанных средств и услуг, а также некоторых аспектов терминального оборудования. Она устанавливает обязанности национальных регуляторных органов и, по возможности, других компетентных органов, а также устанавливает набор процедур для обеспечения гармонизированного применения регуляторных рамок во всем Европейском Союзе.
Одним из аспектов, подлежащего мониторингу со стороны регуляторного органа, является мониторинг качества ЭКП, определенный Законом Украины «Об электронных коммуникациях», в статье 111 и Законом Украины «О Национальной комиссии», осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи (НКЭК) в статье 4. В ней определяется задачи и полномочия регулятора, в том числе организация осуществления в установленном им порядке мониторинга качества электронных коммуникационных услуг.
Взаимодействие государства и бизнеса в разных странах
Взаимодействие государства и бизнеса регулируется исключительно законодательством Украины. По вопросам качества ЭКП такое взаимодействие осуществляет НКЭК. Например, создание условий для участия общественности и поставщиков ЭКП при разработке проектов нормативно-правовых актов по контролю качества ЭКП. Участие в международных учебных и тренировочных мероприятиях, которые проводили эксперты из Польши, Латвии и Литвы, позволяет сказать, что контроль качества ЭКП введен в Украине базируется на тех же началах, как и в этих странах. Результаты мониторинга качества услуг электронных коммуникаций приходятся Национальными регуляторными органами потребителям и пользуются высоким спросом среди них.
Может ли качество обслуживания контролировать только рынок?
Во многих случаях да, но всегда есть «но». Например, уже упоминалась ситуация увеличения спроса во время ракетных обстрелов на услуги операторов, которые обеспечивали резервное электропитание своих средств электронных коммуникаций (внутренний роуминг). Соответственно, росла достаточно быстро и абонентская база таких компаний. Но после нормализации ситуации вопрос перестает быть актуальным. Должен ли поставщик ЭКП производить резервное электропитание? Ответ потребителей – «да», но рынок не вспомнит о нем до следующего форс мажора. Так же и для параметров качества. Улучшение качества ЭКП через рыночные отношения абонент-оператор или через конкурентную борьбу – это длительные и точечные меры, а обществу необходима качественная связь постоянно и сегодня, и на всей территории Украины. Каждый поставщик услуг заинтересован в освещении высокого качества услуг своей сети, а потребители при этом без объективных механизмов для проверки достоверности этих данных. Украинские потребители давно подождали хорошую связь на дорогах страны или в поездах.
Поэтому государство через НКЭК создает отлаженный механизм мониторинга качества электронных коммуникационных услуг («a» _blank» rel=»noopener»>см. предыдущую статью).
Как государство мониторит качество ЭКП. Механизмы воздействия
Законодательство Украины, в частности, Законы Украины «Об электронных коммуникациях», «Об Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах электронных коммуникаций, радиочастотного спектра и услуг почтовой связи», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и другие акты законодательства определяют требования по качеству ЭКП, государственному надзору за деятельностью поставщиков ЭКП.
Законодательством Украины предусмотрен определенный перечень мер, осуществляемых регулятором при нарушении требований законодательства, в частности по качеству предоставления услуг ЭКП. Среди таких мер могут быть как штрафы, так и другие способы воздействия на поставщика услуг. Таким образом, государство реализует непосредственное влияние на поставщиков ЭКП.
Относительно мониторинга качества услуг ЭКП существуют два основных пути. Это осуществление государственного надзора за качеством предоставления ЭКП и мониторинга качества электронных коммуникационных услуг в порядке, определенном регуляторным органом.
Законодательство о государственном надзоре в сфере ЭКП является устоявшимся и действует уже на протяжении многих лет. В то же время мониторинг качества электронных коммуникационных услуг представляет собой достаточно новое явление в сфере электронных коммуникаций. В направлении разработки законодательства по мониторингу требуются определенные усилия. В настоящее время идет активная работа над проектом «Порядка осуществления мониторинга качества электронных коммуникационных услуг». Для разработки этого проекта привлечены УГЦР, НКЭК и все поставщики ЭКП.
Что дальше?
Украина последовательно, шаг за шагом, внедряет общеевропейский подход к оценке качества ЭКП. Что нужно Украине для полноценного внедрения современного европейского опыта?
Это большой объем работ по доработке соответствующих нормативно-правовых документов, которые определяют показатели качества и устанавливают их уровни, методы и методики их определения. Актуальным является введение европейских подходов к краудсорсингу — методу оценки качества услуг индивидуальными потребителями услуг. Важным будет и внедрение подсистемы визуализации результатов мониторинга качества услуг для использования этих результатов как органами государственной власти, так и потребителями услуг. Украинские потребители быстро овладеют параметрами и характеристиками показателей качества ЭКП и прибавят их к формуле принятия решений по выбору поставщика вместе с опытом, историей и эмоциями.
Редакция благодарна за помощь в подготовке материала сотрудникам УГЦР
Редакционный директор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Планшет Samsung Galaxy Tab S10 Ultra (SM-X926B): многое
Новый планшет Samsung Galaxy Tab S10 Ultra получил большой 14,6”-экран, топовый процессор Mediatek Dimensity 9300 и стилус S Pen. Попробуем разобраться для чего такой девайс
Еще один бренд капсом. Redmi обновляет логотип и стратегию развития компании Redmi бизнес дизайн
Redmi, суббренд Xiaomi, представил новый логотип, написанный заглавными буквами «REDMI», символизирующий стратегическую трансформацию компании
В Android 16 можно будет передавать звук по Bluetooth без сопряжения Google Андроид
Google выпустила первую версию Android 16 для разработчиков, и одной из заметных новинок стала функция обмена аудио, которая позволяет передавать звук на несколько Bluetooth-устройств одновременно