Рынок печатающих устройств Украины: реалии сегодняшнего дня
30.10.16
О ситуации, сложившейся на рынке печатающих устройств Украины, новых направлениях деятельности компании рассказывает глава представительства OKI Europe Limited Тарас Чабановский.
Расскажите о ситуации, которая сложилась на рынке устройств печати.
Неудивительно будет, если скажу, что ситуация, сложившаяся на рынке печатающих устройств, просто отражает состояние экономики страны в целом. Давайте попробуем акцентировать внимание на произошедшем в стране за последние 2,5 года: это девальвация гривны более чем в три раза, падение внутреннего валового продукта и, как следствие, – падение в том числе и ИТ-рынка более чем в три раза. Если остановиться на рынке устройств печати, то условно можно выделить две группы: рынок низкоуровневых устройств, устройств для малого и среднего бизнеса и устройств для корпораций. Наша компания не работает на рынке низкоуровневых устройств. Ситуация в сегменте устройств для СМБ и корпоративного использования, пожалуй, еще драматичнее в силу смещения СМБ и корпоративных устройств в сторону низкоуровневых устройств. Почему-то бытует мнение, что, сэкономив на покупке устройств, получишь результат экономии также и в будущем. Тенденция экономить на всем и везде, не думая, к чему это приведет, – реальность сегодняшнего дня. К счастью, есть заказчики, которые понимают целесообразность инвестиций в печатающие устройства и решения по организации и контролю документооборота, такие как те, что предоставляет наша компания и другие уважаемые мировые производители. В силу экономической ситуации и концентрации на решении только текущей потребности по печати таких заказчиков мало. Отсюда и ландшафт рынка, который мы видим, – он принципиально отличается от рынков наших соседей, к примеру таких, как Польша, Чехия, Словакия.
Ситуация меняется в лучшую сторону?
К счастью, да. Эйфорию вызвал общий рост на рынке принтеров и МФУ в течение первого календарного полугодия 2016 года. По данным компании IDC, рост рынка в штуках составил порядка 60 % (от упавшего в несколько раз рынка). Рост приходится на низкоуровневый сегмент и в основном за счет замены устройств более высокого класса на низкоуровневые. Приятно отметить, что в текущей ситуации объем поставок устройств OKI растет быстрее, нежели рынок в целом, и это может рассматриваться и как результат нашей многолетней работы, и как высокая конкурентоспособность продукции в тех сегментах, на которые нацелена наша компания, а именно – предоставление решений по печати и работе с документами для офисного, корпоративного или, другими словами, бизнес-пользователя. Естественный результат – в тех сегментах рынка, где мы целенаправленно работаем, OKI занимает значимые доли. Тенденция роста поставок оборудования OKI быстрее, чем рост рынка, – данный факт, конечно же, не может не радовать.
Как распределились доли рынка с точки зрения типов устройств и на что будет ориентироваться потребитель в ближайший год?
Не совсем верно формулировать такой вопрос для меня, а мне – отвечать на него, поскольку есть специализированные компании, для которых статистика и прогнозирование являются их бизнесом. Самые общие тенденции, которые уже были упомянуты, на мой взгляд, таковы: рынок Украины на сегодня – это, к сожалению, рынок низкоуровневых продуктов. Не вдаваясь в детали (что достаточно для грубой оценки), 80–90 % рынка занимают низкоуровневые устройства. Соответственно, оставшиеся 10–20 % рынка – техника для офисного, корпоративного, профессионального использования. Подмена понятий видна невооруженным взглядом – низкоуровневая техника для малых и домашних офисов эксплуатируется корпоративными заказчиками. На мой взгляд, это ошибочно с точки зрения инвестиций.
Использование крупной организацией недорогого офисного устройства значительно увеличивает затраты на сопровождение и сервис, а также не позволяет организовать контроль процессов печати, скажем шире, контроль за документооборотом внутри организации. Мы всегда запаздываем на несколько лет по отношению к европейским странам. Посмотрев на те рынки сейчас, можно сказать, что в будущем, предположив развитие малого и среднего бизнеса, мы увидим возврат потребности в полноцветной печати, использование устройств, позволяющих организовать и контролировать эффективный документооборот даже в небольших компаниях.
Можем ли мы говорить об отложенном спросе?
Однозначно да. На мой взгляд, рост рынка в первой половине 2016 года – результат отложенного спроса за 2014–2015 годы, когда оборудование не закупалось и не обновлялось.
Исторически OKI уделяла большое внимание развитию рынка полноцветных принтеров. Какова ситуация на сегодня и перспективы?
Начиная с конца 2000 года, компания сфокусирована на развитии рынка полноцветных устройств. Украина – не исключение, а, скорее, подтверждение. Думаю, что мы можем говорить о наибольшем вкладе в создание этого сегмента. За прошедшие 15 лет наблюдались и всплески, и падения этого сегмента рынка. Падения и всплески можно смело «привязать» к тенденциям в экономике. Как только у бизнеса появляется возможность развиваться – рынок полноцветных устройств растет быстрее рынка в целом. Как только возникает необходимость «ужаться» и «сократиться» – первым делом сокращается внимание к качеству документов. И, как результат, падение рынка полноцветных устройств больше падения рынка в целом. Другими словами, качественные документы являются неотъемлемой частью развивающегося бизнеса и в первую очередь малого и среднего – там, где важна лояльность каждого клиента, а соответственно, и полноцветная печать. С наступлением кризиса 2008–2009 или 2013–2014 годов происходило резкое сокращение бизнеса, и одним из первых, что попадало под ограничения, была полноцветная печать. Бизнес «оптимизируется» в таких ситуациях и сокращает все расходы, направленные на его развитие, занимая позицию выжидания и «достижения дна».
Сегодняшняя ситуация – позитивная тенденция в развитии этого сегмента рынка. Очевидно, что стабильность и рост экономики будут положительно влиять на развитие этого сегмента рынка, а соответственно, и на объемы поставок оборудования OKI. Мы, как и прежде, занимаем значимые доли в сегментах оборудования, предназначенного для корпоративного пользователя, но не в сегменте низкоуровневых устройств.
Как пример, мы традиционно на протяжении ряда лет сохраняем 30-процентную долю рынка принтеров формата А3. Мы занимаем достаточно высокие доли рынка и в сравнении с другими европейскими странами, хотя абсолютные цифры, конечно, разные.
А что можно сказать об устройствах для профессиональной графики?
Продукты Graphic Arts – одно из фокусных направлений развития нашей компании. Устройства OKI Pro9541/9542 – флагманские полноцветные принтеры, позволяющие печатать белым и прозрачным тонером. Это новое направление, которое мы начали развивать два-три года назад. По итогам первого полугодия мы занимаем 90 % в этом сегменте рынка в Украине. С другой стороны, рынок очень маленький и говорить о каком-то значимом росте в этом сегменте, ориентированном прежде всего на оперативную полиграфию, говорить пока рано. Но мы твердо стоим на позиции: если ты не сделал сегодня что-то, что мог сделать, то неизбежно потеряешь в чем-то завтра. Поэтому для нас это некий промежуточный результат и хороший задел на будущее.
Недавно OKI приобрела компанию Seiko. Для нас это, прежде всего, расширение своего присутствия на рынке Graphic Arts. Наши продукты C911, ES9541, Pro9542 и т. д. плюс продукты Seiko ориентированы на новый канал и его развитие. Развитие этого сегмента рынка в Украине – задача ближайшего будущего.
В Украине наблюдается рост сервисных услуг. Будет ли компания развиваться в этом направлении?
Давайте определимся с тем, что мы называем «сервисами». Одно дело ремонт устройств, а другое – программные решения для интеграции различных устройств и выполнения определенного круга задач по работе с документами. Это направление является для нас фокусным. Мы не одни, есть вендоры, которые пришли на этот рынок раньше. Но за достаточно короткий промежуток времени мы смогли получить значимую долю рынка. К сожалению, ключевое отличие Украины от Западной Европы – практическое отсутствие сегмента SMB-компаний. Последние сейчас больше думают о том, как выжить, и решают свои текущие задачи с прогнозом на «день-два».
Если посмотреть немного назад, то в 2005–2006 и 2009–2010 годах рост обеспечивался за счет развития малого и среднего бизнеса. Говоря о разработках OKI, мы говорим: те возможности и функциональность наших решений, которые ранее были доступны только крупным корпорациям, сегодня доступны и малому бизнесу. Речь идет в целом о «демократизации бизнеса» (см. интервью с Ли Вебстером). Пока в Украине эти интеграционные решения недостаточно востребованы – как всегда, бизнес вернется к инвестициям в свое будущее после решения своих базовых проблем и появления уверенности в завтрашнем дне.
Читайте также наш репортаж о том, как OKI Europe представила в Милане новую печатную технику
Редакционный директор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор Asus Zenbook S 16 (UM5606): новая волна
Новый ноутбук Asus Zenbook S 16 выполнен в корпусе из необычного металла, построен на базе свежей платформы AMD, адаптированной для ИИ, и имеет отличную автономность. Расскажем об этом премиальном ноутбуке подробнее
Bugatti W16 Mistral разогнался до 453,91 км/ч и стал самым быстрым родстером в мире автомобиль
Хотя Bugatti не раскрыла, вносились ли изменения в силовую установку, автомобиль использовал тот же 8.0-литровый W16 двигатель с четырьмя турбинами и мощностью 1600 л.с.
S.T.A.L.K.E.R. 2 купил 1 млн игроков. Игра стала самой популярной на Twitch игры события в Украине статистика
Украинская студия GSC Game World добилась впечатляющего успеха с игрой S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl, которая за первые два дня после релиза, 20 ноября, разошлась тиражом в 1 миллион копий