Рынок печатающих устройств Украины: реалии сегодняшнего дня
30.10.16
О ситуации, сложившейся на рынке печатающих устройств Украины, новых направлениях деятельности компании рассказывает глава представительства OKI Europe Limited Тарас Чабановский.
Расскажите о ситуации, которая сложилась на рынке устройств печати.
Неудивительно будет, если скажу, что ситуация, сложившаяся на рынке печатающих устройств, просто отражает состояние экономики страны в целом. Давайте попробуем акцентировать внимание на произошедшем в стране за последние 2,5 года: это девальвация гривны более чем в три раза, падение внутреннего валового продукта и, как следствие, – падение в том числе и ИТ-рынка более чем в три раза. Если остановиться на рынке устройств печати, то условно можно выделить две группы: рынок низкоуровневых устройств, устройств для малого и среднего бизнеса и устройств для корпораций. Наша компания не работает на рынке низкоуровневых устройств. Ситуация в сегменте устройств для СМБ и корпоративного использования, пожалуй, еще драматичнее в силу смещения СМБ и корпоративных устройств в сторону низкоуровневых устройств. Почему-то бытует мнение, что, сэкономив на покупке устройств, получишь результат экономии также и в будущем. Тенденция экономить на всем и везде, не думая, к чему это приведет, – реальность сегодняшнего дня. К счастью, есть заказчики, которые понимают целесообразность инвестиций в печатающие устройства и решения по организации и контролю документооборота, такие как те, что предоставляет наша компания и другие уважаемые мировые производители. В силу экономической ситуации и концентрации на решении только текущей потребности по печати таких заказчиков мало. Отсюда и ландшафт рынка, который мы видим, – он принципиально отличается от рынков наших соседей, к примеру таких, как Польша, Чехия, Словакия.
Ситуация меняется в лучшую сторону?
К счастью, да. Эйфорию вызвал общий рост на рынке принтеров и МФУ в течение первого календарного полугодия 2016 года. По данным компании IDC, рост рынка в штуках составил порядка 60 % (от упавшего в несколько раз рынка). Рост приходится на низкоуровневый сегмент и в основном за счет замены устройств более высокого класса на низкоуровневые. Приятно отметить, что в текущей ситуации объем поставок устройств OKI растет быстрее, нежели рынок в целом, и это может рассматриваться и как результат нашей многолетней работы, и как высокая конкурентоспособность продукции в тех сегментах, на которые нацелена наша компания, а именно – предоставление решений по печати и работе с документами для офисного, корпоративного или, другими словами, бизнес-пользователя. Естественный результат – в тех сегментах рынка, где мы целенаправленно работаем, OKI занимает значимые доли. Тенденция роста поставок оборудования OKI быстрее, чем рост рынка, – данный факт, конечно же, не может не радовать.
Как распределились доли рынка с точки зрения типов устройств и на что будет ориентироваться потребитель в ближайший год?
Не совсем верно формулировать такой вопрос для меня, а мне – отвечать на него, поскольку есть специализированные компании, для которых статистика и прогнозирование являются их бизнесом. Самые общие тенденции, которые уже были упомянуты, на мой взгляд, таковы: рынок Украины на сегодня – это, к сожалению, рынок низкоуровневых продуктов. Не вдаваясь в детали (что достаточно для грубой оценки), 80–90 % рынка занимают низкоуровневые устройства. Соответственно, оставшиеся 10–20 % рынка – техника для офисного, корпоративного, профессионального использования. Подмена понятий видна невооруженным взглядом – низкоуровневая техника для малых и домашних офисов эксплуатируется корпоративными заказчиками. На мой взгляд, это ошибочно с точки зрения инвестиций.
Использование крупной организацией недорогого офисного устройства значительно увеличивает затраты на сопровождение и сервис, а также не позволяет организовать контроль процессов печати, скажем шире, контроль за документооборотом внутри организации. Мы всегда запаздываем на несколько лет по отношению к европейским странам. Посмотрев на те рынки сейчас, можно сказать, что в будущем, предположив развитие малого и среднего бизнеса, мы увидим возврат потребности в полноцветной печати, использование устройств, позволяющих организовать и контролировать эффективный документооборот даже в небольших компаниях.
Можем ли мы говорить об отложенном спросе?
Однозначно да. На мой взгляд, рост рынка в первой половине 2016 года – результат отложенного спроса за 2014–2015 годы, когда оборудование не закупалось и не обновлялось.

Подмена понятий видна невооруженным взглядом – низкоуровневая техника для малых и домашних офисов эксплуатируется корпоративными заказчиками. На мой взгляд, это ошибочно с точки зрения инвестиций
Исторически OKI уделяла большое внимание развитию рынка полноцветных принтеров. Какова ситуация на сегодня и перспективы?
Начиная с конца 2000 года, компания сфокусирована на развитии рынка полноцветных устройств. Украина – не исключение, а, скорее, подтверждение. Думаю, что мы можем говорить о наибольшем вкладе в создание этого сегмента. За прошедшие 15 лет наблюдались и всплески, и падения этого сегмента рынка. Падения и всплески можно смело «привязать» к тенденциям в экономике. Как только у бизнеса появляется возможность развиваться – рынок полноцветных устройств растет быстрее рынка в целом. Как только возникает необходимость «ужаться» и «сократиться» – первым делом сокращается внимание к качеству документов. И, как результат, падение рынка полноцветных устройств больше падения рынка в целом. Другими словами, качественные документы являются неотъемлемой частью развивающегося бизнеса и в первую очередь малого и среднего – там, где важна лояльность каждого клиента, а соответственно, и полноцветная печать. С наступлением кризиса 2008–2009 или 2013–2014 годов происходило резкое сокращение бизнеса, и одним из первых, что попадало под ограничения, была полноцветная печать. Бизнес «оптимизируется» в таких ситуациях и сокращает все расходы, направленные на его развитие, занимая позицию выжидания и «достижения дна».
Сегодняшняя ситуация – позитивная тенденция в развитии этого сегмента рынка. Очевидно, что стабильность и рост экономики будут положительно влиять на развитие этого сегмента рынка, а соответственно, и на объемы поставок оборудования OKI. Мы, как и прежде, занимаем значимые доли в сегментах оборудования, предназначенного для корпоративного пользователя, но не в сегменте низкоуровневых устройств.
Как пример, мы традиционно на протяжении ряда лет сохраняем 30-процентную долю рынка принтеров формата А3. Мы занимаем достаточно высокие доли рынка и в сравнении с другими европейскими странами, хотя абсолютные цифры, конечно, разные.
А что можно сказать об устройствах для профессиональной графики?
Продукты Graphic Arts – одно из фокусных направлений развития нашей компании. Устройства OKI Pro9541/9542 – флагманские полноцветные принтеры, позволяющие печатать белым и прозрачным тонером. Это новое направление, которое мы начали развивать два-три года назад. По итогам первого полугодия мы занимаем 90 % в этом сегменте рынка в Украине. С другой стороны, рынок очень маленький и говорить о каком-то значимом росте в этом сегменте, ориентированном прежде всего на оперативную полиграфию, говорить пока рано. Но мы твердо стоим на позиции: если ты не сделал сегодня что-то, что мог сделать, то неизбежно потеряешь в чем-то завтра. Поэтому для нас это некий промежуточный результат и хороший задел на будущее.
Недавно OKI приобрела компанию Seiko. Для нас это, прежде всего, расширение своего присутствия на рынке Graphic Arts. Наши продукты C911, ES9541, Pro9542 и т. д. плюс продукты Seiko ориентированы на новый канал и его развитие. Развитие этого сегмента рынка в Украине – задача ближайшего будущего.
В Украине наблюдается рост сервисных услуг. Будет ли компания развиваться в этом направлении?
Давайте определимся с тем, что мы называем «сервисами». Одно дело ремонт устройств, а другое – программные решения для интеграции различных устройств и выполнения определенного круга задач по работе с документами. Это направление является для нас фокусным. Мы не одни, есть вендоры, которые пришли на этот рынок раньше. Но за достаточно короткий промежуток времени мы смогли получить значимую долю рынка. К сожалению, ключевое отличие Украины от Западной Европы – практическое отсутствие сегмента SMB-компаний. Последние сейчас больше думают о том, как выжить, и решают свои текущие задачи с прогнозом на «день-два».
Если посмотреть немного назад, то в 2005–2006 и 2009–2010 годах рост обеспечивался за счет развития малого и среднего бизнеса. Говоря о разработках OKI, мы говорим: те возможности и функциональность наших решений, которые ранее были доступны только крупным корпорациям, сегодня доступны и малому бизнесу. Речь идет в целом о «демократизации бизнеса» (см. интервью с Ли Вебстером). Пока в Украине эти интеграционные решения недостаточно востребованы – как всегда, бизнес вернется к инвестициям в свое будущее после решения своих базовых проблем и появления уверенности в завтрашнем дне.
Читайте также наш репортаж о том, как OKI Europe представила в Милане новую печатную технику
Редакционный директор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Обзор смартфона Poco X7 Pro: потенциал



Купить смартфон Poco X7 Pro стало возможным совсем недавно. Как выяснилось, это довольно интересный аппарат бренда с хорошим процессором, достаточным объемом памяти, защитой корпуса и оптической стабилизацией у камеры. Но есть и нюансы. Посмотрим, как они влияют на опыт использования

Прототип умной лампы Apple управляется жестами и голосовыми командами Apple концепт
Apple может представить новую разработку для «Умного дома» — умную лампу с искусственным интеллектом, способную не только освещать помещение, но и реагировать на жесты
Новые электромобили Aston Martin смогут вибрировать кузовом для имитации V12 автомобиль электротранспорт
Британский автопроизводитель Aston Martin ищет оригинальный способ сделать будущие электромобили эмоциональными, сохраняя ощущения от бензиновых спорткаров