Почему украинское платное телевидение в упадке и как его спасти
04.12.14Во время выступления «Сохранение инвестиций в отрасль – способ оправдания ожиданий потребителей и катализатор рыночного роста», президент компании ВОЛЯ Сергей Бойко перечислил ряд наболевших проблем отрасли и предложил способы их решения.
По его словам, события последних восьми месяцев значительно повлияли на все сферы жизни украинских потребителей и, конечно же, не обошли стороной сферу платного телевидения. Серьезные политические изменения, аннексия Крыма, информационная война с Россией, боевые действия на востоке Украины и девальвация национальной валюты по-прежнему оказывают серьезное влияние на этот рынок.
Первая проблема – неравные условия на рынке, проявляющееся в выборочном подходе к разным субъектам хозяйствования. К примеру, компании, которые предоставляют, по сути, одинаковой продукт, но с использованием различных технологий, подвергаются различному уровню требований. Так провайдеры, развернувшие ОТТ- или даже спутниковые платформы, получили преференции: им не требуются лицензии, и, по сути, их деятельность не регулируется ни с точки зрения контроля соблюдения авторских и смежных прав, ни с точки зрения качества сигнала. А в то же время другие платформы вынуждены получать лицензии, ежегодно перерегистрировать свои принципы пакетирования и т. д.
Вторая – «зарегулированность» и законодательство, которое морально устарело и в котором необходимо переписать все существующие нормы. А ведь за прошедшие почти десять лет действия Закона «О телевидении и радиовещании» многое изменилосьв сфере платного ТВ, основывающейся на быстро развивающихся технологиях. На днях Верховная Рада проголосовала за ратификацию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, и, если мы стремимся к приведению национального законодательства к европейским нормам, дерегуляциинам не избежать. Во всем мире все регулирующие органы идут по пути снижения регуляторного давления на участников рынка, поскольку иначе невозможно угнаться за развитием технологий.
Отсюда – третья проблема – отсутствие у регулятора прозрачности и профессионализма. Речь шла о том, что Нацсовет по телевидению и радиовещанию, на протяжении 2010-2014 годов не предпринял шагов, способствующих развитию рынка. Не говоря уже о его скандальном решении ввести адаптационные списки, о нашумевших конкурсах по распределению эфирных частот, по сути, национального достояния, о создании преференций для конкретных компаний.
И наконец, четвертая проблема, по мнению Сергея Бойко, – отсутствие действенной борьбы с пиратством. Люди не платят за контент не потому, что не хотят, а потому, что есть возможность не платить. Это никак не порицается в обществе, поэтому нет цивилизованной культуры потребления контента. Но это также и не пресекается со стороны огромного количества государственных структур, задача которых якобы и состоит в такой борьбе – начиная от регуляторов (Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, НКРСИ) и заканчивая органами МВД, налоговой администрацией.
Все это привело к уменьшению подписчиков платного телевидения в Украине. «Начиная с 2012 года количество подписчиков падает. И не на один-два процента, как это происходит во всем мире из-за перехода с одной платформы на другую, а существенными темпами. В 2012 году падение составило 100 тысяч абонентов, в 2013 году – 80 тысяч, – подчеркивает президент компании ВОЛЯ. – По ориентировочным оценкам, в этом году реальные потери уже составляют от полумиллиона до 700 тысяч подписчиков, что значительно отразится на общем обороте рынка, а также приведет к снижению поступлений в государственный бюджет, фактически остановив отечественную индустрию производства киноконтента».
И это далеко не все. «В нашей стране не заложены деньги на съемку или выпуск в этом году ни одного фильма или телесериала. То есть лакуна в производстве кинопродукта – полтора года. А ведь производство контента является двигателем роста потребления наших услуг. Все сериалы, которые снимаются как платными платформами на Западе, так и здесь, – это то, ради чего люди подписываются на ту или другую платформу или услугу. В конечном итоге любой устаревший контент – а наша жизнь заставляет обновлять контент ежесекундно, ежедневно – теряет привлекательность в глазах потребителей. В результате у последнего создается впечатление, что качество контента ухудшается, а, следовательно, – снижается привлекательность услуг провайдеров».
Ближайшими задачами, которые позволят восстановить отрасль, Сергей Бойко считает:
1. Установление единых правил и обеспечение равных условий всем участникам рынка. От всех провайдеров услуги доступа к телепрограммам необходимо потребовать регистрации и получения лицензии.
2. Инициирование изменений в уже устаревший закон Украины «О телевидении и радиовещании», позволяющих:
a) уже в этом году – начать дерегуляцию деятельности по предоставлению программной услуги путем замены лицензирования на регистрацию;
b) в следующем году – устранить технологическое неравенство и принять новую редакцию Закона под названием «Об аудиовизуальных услугах», соответствующую современным мировым и европейским тенденциям.
3. Обеспечить существенное снижение уровня пиратства и воровства контента, например, путем проведения проверок всех игроков рынка с помощью саморегулирующихся организаций, ассоциаций.
Говоря о возможностях, которые появятся в результате этих изменений, Сергей Бойко отметил: «В первую очередь, и я думаю, это интересует всех участников рынка, это рост количества легальных субъектов рынка, что несомненно будет способствовать возрастанию налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, это позволит увеличить количество качественных каналов, повысить число абонентов кабельного, спутникового и интернет-телевидения при переходе на цифровое эфирное вещание (этот переход Украина планирует уже на июнь следующего года) и, конечно же, обеспечить рост объема рынка в денежном выражении в среднесрочной перспективе – уже в течение ближайших двух-трех лет».
«Начиная с 2012 года количество подписчиков падает. И не на один-два процента, как это происходит во всем мире из-за перехода с одной платформы на другую, а существенными темпами. В 2012 году падение составило 100 тысяч абонентов, в 2013 году – 80 тысяч»
Потоковое видео догоняет по популярности традиционное ТВ
Результаты исследования Ericsson ConsumerLab, посвященного тенденциям развития глобального рынка телевидения и медиа (TV & Media Report), свидетельствуют о том, что потоковое видео почти сравнялось по популярности с традиционным телевидением. Несколько раз в неделю 75% респондентов смотрят потоковое видео, а 77% – традиционное ТВ.
Исследование проводится пятый год подряд, и с течением времени наблюдается постоянный рост интереса к возможности смотреть контент с любого устройства. Зафиксировано все больше просмотров контента на смартфонах и планшетах. Всего за два года данный показатель вырос на 25% – по последним данным, платить за доступ к любимому контенту готов каждый пятый опрошенный (19%).
Одновременно с этим меняется отношение к программам платного ТВ – приобретаемый пакет рассматривается как библиотека, из которой пользователи выбирают только интересные им передачи. Эти передачи записываются на DVR с целью просмотра в будущем. Функциональность DVR способствует укреплению тенденции к просмотру всего контента за один раз, возникшей с тех пор, как в продаже появились наборы дисков с записанными сериалами. Одновременно с этим многие люди начали пользоваться S-VOD-сервисами, дающими возможность смотреть передачи в записи по запросу, такими как Netflix и Hulu.
«В ходе исследования выяснилось, что 56% пользователей платных S-VOD-сервисов желают получить доступ к сериалам целиком и смотреть их в удобное для себя время. Это говорит о характере влияния данных сервисов на поведение и запросы потребителей. При этом 45% опрошенных не платит за S-VOD», – считает старший консультант Ericsson ConsumerLab Никлас Хейман Роннблом (Niklas Heyman Rönnblom)».
Хотя 41% опрошенных выразили желание смотреть свои любимые передачи в любом месте, существует два препятствия, мешающих реализации этого намерения: стоимость передачи данных и цена самого контента. Кроме того, для многих зрителей важно качество изображения: 43% опрошенных хотят иметь возможность смотреть контент в формате UHD.
Статья опубликована в журнале Телемир 4-5
Руководитель проектов hi-tech.ua
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
5 thoughts on “Почему украинское платное телевидение в упадке и как его спасти”
Добавить комментарий
Обзор Asus Zenbook S 16 (UM5606): новая волна
Новый ноутбук Asus Zenbook S 16 выполнен в корпусе из необычного металла, построен на базе свежей платформы AMD, адаптированной для ИИ, и имеет отличную автономность. Расскажем об этом премиальном ноутбуке подробнее
Akash System использует алмазы для охлаждения процессоров в дата-центрах, космической и военной технике процессор разработка
Akash System заключила меморандум с Министерством торговли США, рассчитывая на $18,2 миллиона прямого финансирования и $50 миллионов налоговых льгот. Дополнительно стартап уже привлек $18 миллионов от венчурных инвесторов.
Bugatti W16 Mistral разогнался до 453,91 км/ч и стал самым быстрым родстером в мире автомобиль
Хотя Bugatti не раскрыла, вносились ли изменения в силовую установку, автомобиль использовал тот же 8.0-литровый W16 двигатель с четырьмя турбинами и мощностью 1600 л.с.
Да потому что доставка этого контента организована через прямые извилины и кривые руки за конские цены. Пример неудачности VoD (как и большинства других сервисов) от Воли показывает кинорынок и конкуренты.
Пуск IMAX- и 4DX-проката затратное дело, но Триумф Медиа (ака Планета Кино) довольно неплохо затянули аудиторию. Или, например, местный рынок Киева и Харькова, где два провайдера сначала получили лицензию на программную услугу, ввели гибридную сеть (важно, нормальную гибридную сеть, а не сеть на дешевых китайских медиаконверторах) в тестовом режиме, обкатали и ввели новые граммотные тарифы без развода.
Ах, да если цены на медиа-контент будут сопоставимы с потребительской корзиной, то и проблема пиратства сократится. Например, при повышении средней зарплаты в 2012 году при понижениистабилизации инфляции украинский зритель бодро пошел в кинотеатры и начал закупать телекоммуникационную услугу. В этом году цены взвинтили — лоукостер Life терпит 40% перегрузки, а ШПД сети потеряли весь прирост выручки, что нажили за 2012-2013.
Воля же продолжает затягивать удавку на своей шее неадекватным поведением технического персонала (на моем опыте люди в зеленой форме резали кабель и мне, и соседям, и знакомым более десятка раз за квартал), абсолютно несвоевременной, и опять-таки не всегда адекватной, деятельностью директ-маркетинга, и очень нелогичными тарифными планами.
По моему личному мнению, на Волю и её руководство давят инвесторы, и есть острое подозрение, что сеть остается дотационной. Или SigmaBleyser решила удавить свой проект, а он не давится.
В итоге, опять таки по моему мнению, Сергей Юлиевич не тем занимается.
Да уж, коротка говоря, ждать пока норм техническая база Воли будет не только работать, но и вкусно поставляться юзерам — придется долго.
У них была возможность сделать все это за 12 лет своего существования.
Та ладно Воля, у нас во всем так…
Почему во всем? Триолан, например, сам вырос. Заходит и в маленькие города, как Киевстар, например. У воли дохнет магистраль и в городе.