Интервью: Открытые данные для чиновника — очевидная польза или скрытая угроза?
29.04.13Денис, спасибо, что смогли уделить нам немного времени. Расскажите, чем вы занимаетесь, и что такое Socialboost?
Денис Гурский: Socialboost — хакатон на тему социально полезных интернет-приложений. Это мероприятие проходит уже второй год подряд. Мы занимаемся тем, что агрегируем сообщество интернет-активистов и даем им возможность конкурировать между собой, выражать свои мысли в виде идей, которые используют информационно-коммуникационные технологии и приводят к каким-то изменениям в реальной жизни.
В рамках своей деятельности мы уже сделали несколько хакатонов. Но последний Soсialboost нас профильный — это означает, что созданные на нем приложения напрямую затрагивают вопрос использования открытых данных. Мы являемся частью движения в странах СНГ. Я долгое время работал советником Internews Network по инновациям в регионе СНГ. Поэтому я хорошо знаю, как выглядит интернет-активизм в каждой из пост-советских стран. И я хочу сказать, что в Украине мы пытаемся собрать весь лучший опыт, который есть в нашем регионе. Наша задача — соединить разных людей между собой, например тех, у кого есть финансовые ресурсы, с теми, у кого есть идеи. Мы помогаем отыскивать гранты и спонсорские деньги, время от времени — государственную поддержку, для тех проектов, которые побеждают в конкурсах Socialboost.
Какие социально-полезные проекты уже запущены в Украине?
Д. Г.: В свое время довелось приложить руку к запуску около двух десятков социальных интернет-проектов в Украине. В числе наиболее известных — «УкрЯма» (сайт общественного контроля за состоянием дорог), проект, работающий с земельным кадастром, — Deriban.net, краудфандинговая платформа «Велика Ідея», «Владометр» и т. п. Есть также проект, объединяющий людей, которые хотят сделать свой город чище. Это инициатива, которая пришла через Интернет из-за границы и получила название «Зробимо Україну чистою».
Еще у нас есть несколько своих проектов. В свое время мы разработали и запустили проект «Твоє місто», в том числе для того, чтобы показать, как это работает, а уже потом приглашать людей на всякие хакатоны. «Твоє місто» — это проект, который собирает обращения граждан по вопросам улучшения жизни в городах. Проект похож на «УкрЯму», но касается других проблем, не столько инфраструктурных, сколько организационных. В целом этот проект позволяет отправить свои обращения в органы власти и отстоять свою гражданскую позицию.
Все эти проекты по-своему успешны. Те из них, которые работают с гражданскими обращениями, по статистике в 10–15 % случаев помогают добиться решения проблемы. Остальные, к сожалению, лежат мертвым грузом, но мы боремся за то, чтобы все обращения были рассмотрены и приравнены к официальным обращениям граждан Украины в соответствии с законом.
Есть также много интересных проектов, которые в Украине пока не адаптированы и сферы их применения пока еще не закрыты. Например, российский проект «Виртуальная Рында» — это карта взаимопомощи. Сервис позволяет людям найти помощь либо, наоборот, предоставить помощь нуждающимся во время каких-либо стихийных бедствий. Проект прошел пилотное тестирование в Крымске. В период снегопадов в Киеве мы, к сожалению, не успели адаптировать этот проект, сделать локальную версию. Но, как вы знаете, мы все же сумели себя проявить посредством группы HelpKiev. Наши представители попали на встречу с премьер-министром и теперь будут формировать гражданский комитет по чрезвычайным ситуациям в рамках Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (бывшее МЧС — прим. ред.).
В социальных проектах количество добавляемых жалоб и обращений достаточно велико, но только малая их часть отправляется в профильные государственные органы. С чем это связано?
Д. Г.: Я думаю, что причина достаточно банальна: у большинства людей дома нет принтера. Именно поэтому сервисы, позволяющие сделать все в рамках цифрового пространства, набирают все большую популярность. Тот же проект «Твоє місто» изначально предполагал формирование онлайновых заявок, которые потом необходимо было распечатать. Но впоследствии стало понятно, что это неудобно. Пришлось пройти некоторую интеграцию с государственными службами, чтобы сделать возможным прием заявок в электронном виде.
Насколько государственные органы готовы взаимодействовать в онлайне?
Д. Г.: У государства, как бы ни хотелось отдельным чиновникам этого избежать, есть обязательства в рамках партнерства «Відкритий уряд». Согласно этому партнерству, они сами должны разработать некоторое количество сервисов, позволяющих принимать и обрабатывать заявки граждан в электронной форме. И здесь есть определенная точка взаимопонимания между госструктурами и гражданскими активистами. В частности, некоторые из наших проектов нашли поддержку в Государственном агентстве по инновациям. В первую очередь, это экспертные заключения о том, в каком виде чиновникам было бы удобнее получать заявки граждан, куда эти заявки отправлять и т. п.
Потому что, например, адреса электронной почты, размещенные на сайте Укравтодора, на самом деле ни о чем не говорят. Это почта каких-то рядовых сотрудников, не способных принимать эти обращения. Для того чтобы почта уходила куда нужно, пришлось побеседовать и понять, что у нас где-то схожие цели.
Конечно, правительство разрабатывает свой «Урядовий портал звернень громадян», но это какая-то другая история. В России, например, такие вопросы решаются на уровне регламентов. Подписываются документ, в рамках которого пользователь предупрежден, что его онлайновое обращение, сделанное при помощи авторизации через Facebook, не может быть приравнено к официальному обращению гражданина в соответствии с профильным законом. Но, в соответствии с регламентом, такое обращение будет рассмотрено определенными службами в указанные сроки. Сейчас мы работаем над тем, чтобы внедрить в Украине похожую систему. Потому что это дает зеленый свет всем сервисам, работающим с обращениями граждан.
С обращениями все понятно. А насколько готовы государственные органы открывать свои данные общественности? Насколько стандартизирован этот процесс?
Д. Г.: К сожалению, еще никто в нашей стране не собрал в одном месте весь этот массив данных. А очень хотелось бы. Дело в том, что государственные органы зачастую не понимают всей той пользы, которую несет открытие данных. Для большинства из них процесс открытия данных выглядит скорее как угроза, чем как новые возможности. Мы же, делая мероприятие SocialBoost, убеждены, и компания «Майкрософт Украина» разделяет наше убеждение, что открытие государственных данных приведет к появлению нового рынка. А именно — ИТ-рынка приложений и сервисов, возможно, государственных и административных услуг, предоставляемых в цифровом виде, которые, в свою очередь, могли бы основываться на открытых данных.
Надеемся, что в том числе и наша активность натолкнет государственных мужей на мысль о том, что данные открывать выгодно. Хакатон Socialboost — один из небольших шагов в этом направлении. Главное — не только сделать данные открытыми, но и добиться того, чтобы они открывались по каким-то определенным стандартам.
К сожалению, я не представляю какую-то политическую силу или организацию, способную пролоббировать законопроект про открытость данных в Парламенте. Все, что мы делаем, — это своим примером показываем, что открытие данных может быть выгодно самим государственным структурам. Повлиять на решение президента или разучиться поддержкой каких-либо политических партий — это не совсем наша игра. Есть определенные чиновники, с которыми мы находим общий язык. Им выгодно, чтобы данные были открытыми и на их основе создавались какие-то гражданские приложения. Они находят этот процесс рациональным и полезным для страны.
То есть вы индивидуально работаете с теми госорнанами, которым открытие данных интересно в первую очередь? Таким образом, этот процесс идет снизу, а не сверху?
Д. Г.: Совершенно верно. Победителем прошлого хакатона стала компанда, разработавшая народный рейтинг медицинских учреждений города Киева. Этот проект удалось привязать к данным министерства здравоохранения, и сейчас идут разговоры о том, чтобы внедрить этот сервис в сайт МОЗ. И действительно, появились бейджики «Народный сертификат», которые будут клеить на двери медицинских учреждений. Таким образом, чиновники увидели в этом пользу. Хотя этого могло и не произойти.
Сравнивая этот и предыдущий хакатон, какие основные отличия можно выделить?
Д. Г.: Поскольку это уже не первый хакатон и проходит он в партнерстве с «Майкрософт», мы смогли добиться того, что пришедшая сюда аудитория более профессиональна. Люди пришли на хакатон с какими-то профессиональными знаниями и полностью настроены на работу. Команды сразу же включаются в работу, да и сами идеи, поданные на конкурс, уже продуманы достаточно хорошо. Кроме «Майкрософт Украина», собирать людей и идеи нам помогали Национальный технический университет Украины «КПИ», Государственный университет информационно-коммуникационных технологий, Институт предпринимательства Cisco, компания Ciklum и многие другие.
Сколько чистого времени на работу над проектом есть у каждой команды?
Д. Г.: Официально у них есть 48 часов. Но по факту — где-то около 30 часов. Как показывает практика, многие ребята и вовсе не ложатся спать. Они действительно работают двое суток. И за это время они добиваются каких-то серьезных результатов. Многие команды за это время могут создать если не полностью готовый проект, то минимально жизнеспособный продукт. Таким образом, за 48 часов можно сделать готовый стартап, тем более, если это проект социальной направленности.
На хакатон приходят команды с разной степенью подготовленности. У некоторых есть только идея, у некоторых — уже почти готовый проект. Берет ли во внимание жюри конкурса неравный старт команд?
Д. Г.: Лично мне старт команд кажется абсолютно равным. Дело в том, что, несмотря на существующие наработки, у каждой команды стоит задача сделать что-нибудь новое за эти два дня. Презентация проектов в финале — это демонстрация работы, сделанной за это время. Например, у одной из команд уже есть платформа, над которой они работают почти полгода. Но, на самом деле, это всего лишь аппаратное решение, которое предстоит еще наполнить контентом. У других такой наработки нет, но они могут взять и использовать в своем проекте уже готовую платформу с открытым исходных кодом. И, может быть, готовая платформа окажется куда более сильным продуктом, чем собственная разработка. Поэтому по большому счету возможности команд на старте примерно равны.
Как оцениваются готовые проекты?
Д. Г.: Вес между тремя существующими критериями — социальное влияние проекта, инновационность и техническое достижение — распределяется в равной степени. Технологическая составляющая показывает, насколько адекватно осуществлен проект. Социальная составляющая — насколько сильно повлияет на реальную жизнь этот проект и к каким изменениям он приведет. Третья составляющая — инновация и подход к продвижению проекта. Имеются ли уже подобные сервисы? Не дублирует ли проект уже существующие? Есть ли угроза, что какая-нибудь ИТ-компания сделает корпоративный стартап и перебьет инициативу ребят? Вот этот фактор тоже очень важен.
Насколько важно умение презентовать проект?
Д. Г.: Скажем так, хорошие навыки презентации позволят человеку и в метро бесплатно проехать. Этот показатель, безусловно, будет учитываться, но на бумаге (в смысле на оценках жюри) это не особо отразится. Просто задача каждой команды — выбрать человека, который бы презентовал проект как можно лучше. В некоторый проектах автор идеи совсем не возглавляет процесс и не модерирует обсуждение, вместо него это делает совершенно другой человек. Это абсолютно нормальный процесс, когда не знакомые ранее люди формируют новую структуру, в которой есть обязательно лидер и те, кто за ним идут.
Хакатон Socialboost завершился, результаты объявлены и победители награждены. Что собираетесь делать дальше?
Д. Г.: Планов много, но приходится говорить только о том, что уже реально сделано. А сделана подготовка к осеннему международному форуму «Гражданские инновации» (мероприятие начнется 20 сентября в г. Киеве, — прим. ред.) — это ежегодное мероприятие, которое длится в общей сложности почти неделю. Мы делаем много гражданских активностей. Это и широкопрофильный Socilaboost, где мы не привязываемся к теме, например, открытых данных, что позволяет существенно расширить аудиторию мероприятия, и двухдневный форум. В этом году мы хотим привлечь не только наших друзей из СНГ, но и социальных предпринимателей из Кремниевой долины, со многими из которых мы успели подружиться за последний год, а также из некоторых европейских стран. Кроме того, существенным образом в нашей стране продвинулась ситуация с коворкингами, и сформировался целый пласт креативных людей, готовых в свободное от работы время участвовать в разных социальных проектах. Эта тенденция ощущается не только в Киеве. И мы думаем, что люди из других городов также массово примут участие в нашем мероприятии. И форум «Гражданские инновации» получится интересным и массовым мероприятием.
Наша редакция желает успехов и скорейшей реализации всего задуманного. И со своей стороны обещает внимательно следить за всеми происходящими мероприятиями и своевременно информировать о них наших читателей.
Robo User
Web-droid редактор
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Читайте також
Статьи & тесты
23.12.24
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
Лучшие устройства 2024 года: выбор редакции hi-tech.ua
33
0 Познакомимся с топ устройств года Среди них флагманские дорогие модели и бюджетные девайсы. Лучшие смартфоны, наушники и ноутбуки 2024 года по версии редакции hi-tech.ua.
Новости
24.12.24 | 17.38
YouTube начнет борьбу с кликбейтом заголовков YouTube обновление
YouTube начнет борьбу с кликбейтом заголовков YouTube обновление
Компания YouTube объявила об усилении борьбы с ложными кликбейтными названиями и обложками видео, что особенно коснется новостного контента.
24.12.24 | 15.52
Twitter/X станет дороже. Подписка Premium Plus будет стоить $22 в Украине Twitter (X) социальные сети
Twitter/X станет дороже. Подписка Premium Plus будет стоить $22 в Украине Twitter (X) социальные сети
С 21 декабря Twitter (X) повысил стоимость подписки Premium Plus почти на 40%. В Украине цена составляет $22 в месяц и $229 в год вместо прежних $16 и $168