Интервью с Виталием Паланчуком, Lenovo: Главное – готовность меняться
01.11.17Изменения – основная парадигма современного мира. О том, что представляют из себя эти изменения, как сделать так, чтобы они происходили наименее болезненно для бизнеса компаний мы говорили с Виталием Паланчуком, операционным директором и руководителем направления среднего и малого бизнеса компании Lenovo.

«Директор, который сможет нарисовать вам четкую картину развития компании через два года, вряд ли вполне искренен. Честный ответ в данном случае: «Я не знаю, как моя компания будет выглядеть через два года, потому что очень многие вещи меняются. Для меня важно, чтобы компания была динамичной, чтобы компания использовала разные технологии и развивалась, чтобы мы всегда были открыты новому»
Виталий, ваша должность объединяет операционную деятельность и сегмент малого и среднего бизнеса (SMB). Как это происходит и как внутри компании реализуется эта деятельность?
Виталий Паланчук: Моя специализация — операционный директор и руководитель направления среднего и малого бизнеса компании Lenovo. На данный момент в Lenovo мы имеем три больших сегмента: первый это корпоративный сегмент (Business to Business), отношения с большими компаниями, второй сегмент – это SMB, малый и средний бизнес, и третий – потребительский (Consumer Business). Потребительский сегмент – это масс-маркет. Я занимаюсь операциями для продуктовой части и для бизнес-части, конкретно – для SMB. Под продуктовой частью я подразумеваю появление продуктов или доставку продуктов для SMB-рынка в конкретные страны, на конкретный рынок. Под «business» я имею в виду помощь или идентификацию тех каналов, с которыми мы работаем и как мы с ними работаем. Lenovo преимущественно продает свои продукты через канал. Процесс довольно сложный, потому что канал динамичный, некоторые части канала поднимаются, некоторые опускаются, и нужно очень быстро реагировать на изменения. Особенно сейчас. Появляется системная интеграция, уходят дистрибьюторы, потом дистрибьютор возвращается с другими стратегиями, с другими инициативами. И понимание работы канала, и понимание нашей работы с этим каналом очень важны, поэтому я занимаюсь разработкой стратегии и ее имплементацией для работы с каналом, в первую очередь, и, конечно, пониманием того, какие продукты и как быстро мы выпускаем на рынки, и сколько они должны оставаться на рынке. Сейчас жизненный цикл продукта меняется.
Вы создаете платформы только аппаратные или и приложения тоже?
В. П.: У нас есть концепция “трех волн”, из которых первая – это наш основной бизнес, ПК, вторая волна – это смартфоны и DCG (data center group), наша серверная группа, и третье – это облачные решения. Но сейчас мы очень интенсивно работаем в направлении программного обеспечения. Lenovo трансформирует стратегию в сегменте устройств. Конечно, мы хотим предоставлять лучшие девайсы на рынке, но мы понимаем, что рынок идет к облакам и к искусственному интеллекту, поэтому экосистема для нас очень важна, включая программное обеспечение. У нас уже около 80 миллионов пользователей нашего ShareIt, у нас есть ThinkIt, у нас десятки – наверное, скоро будут сотни миллионов пользователей нашего программного обеспечения. И, конечно, имея хорошее устройство, имея хорошее ПО, имея возможность улучшать облачные решения, мы можем создавать и улучшать нашу экосистему. Я могу подтвердить, что Lenovo движется в сторону экосистемы, где устройство будет одной из основных частей.
Вы работаете со многими регионами – руководите, управляете, регулируете операционные системы и процессы. Есть ли различие между регионами?
В. П.: Да, есть. Я могу рассказать о двух критериях такого различия. Первый – насколько развит рынок в этом регионе. В Восточной Европе, Соединенных Штатах маленькие компании уже имеют большие знания и вес на рынке, сравнительно сложную ИТ-инфраструктуру , поэтому наша работа строится по-другому. В развивающихся странах они приходят на рынок с идеей, но не всегда у них есть возможности или знание технологий. Идея может быть очень хорошей, но у них нет понимания того, что они хотят от технологий. В первых странах даже стартапы имеют четкое видение того, что им нужно от ИT. Это первый фактор, который разделяет категории. Второй фактор – кто принимает решение в компании. В первой категории есть человек, который понимает ИT и принимает решения, в другой принимает решение хозяин бизнеса. Он может быть не лучшим специалистом, он может быть не очень знаком с технологиями, но он принимает решения, потому что культурно так принято. Человек, который платит деньги, покупает решения, но не всегда это именно те решения, которые нужны компании в данный момент. И, конечно, если мы сравниваем компании, знающие, что они хотят, где решение принимает специалист, с компаниями, которые не очень представляют, что им нужно, последним нужно предлагать другой пользовательский опыт и возможности с ним ознакомиться. Если решает хозяин компании, то нужно в первую очередь объяснить, что ему нужно, и потом только продать. В других странах не нужно объяснять клиенту его потребности – нужно как можно быстрее имплементировать технологию, чтобы она была безопасна и решала все необходимые задачи. Общение строится на разных платформах.
Какие цели и задачи ставит себе Lenovo в ближайшей перспективе?
В. П.: Оставаться лидерами рынка ИT, и, в первую очередь, это предложить преимущества для наших заказчиков – предлагая больше разнообразных решений для бизнеса. Решения не всегда привязаны к самим устройствам – они привязаны и к программному «сердцу». Мы планируем оставаться на рынке, увеличивать долю рынка, балансировать между долей рынка и прибыльностью. Был этап развития технологий, когда все стремились иметь большую долю рынка. Это важно, но мы стараемся удерживать баланс между этими показателями. Средства мы впоследствии инвестируем ‒ Lenovo инвестирует 1.4-1.5 миллиардов долларов в год, чтобы сделать ИТ-сферу лучше, чтобы сделать мир лучше, но эти деньги нужно сначала заработать. Именно поэтому баланс между долей рынка и прибыльностью для нас очень важен, это одна из стратегических инициатив.
Происходят ли изменения на рынке SMB и каковы они?
В. П.: Изменения есть. SMB живут в динамике, живут в трансформации. Раньше изменения в любой компании происходили для того, чтобы дойти из пункта А в пункт Б. Сейчас, в эпоху развития технологий и тенденций, SMB всегда находятся в состоянии трансформации, они очень динамичны. Новые технологии дают им возможность быть всегда в динамике. Мы пытаемся предоставлять решения, связанные не только с устройствами, но и с ПО, которые сделают изменения для них менее болезненными до того момента, когда они поймут, что теперь трансформация – это их новый статус-кво, это их новая жизнь. Если вы спросите у хозяина компании, где он видит себя через год, через два – компания, стратегия компании, бизнес – и он вам сможет очень хорошо нарисовать картину, то, скорее всего, он лукавит. Потому что с новыми технологиями и новыми тенденциями – а тенденции могут быть не только экономическими, а и социальными, и культурными — мы видим, что происходит переход к предпринимательству, что миллениалы уже мыслят по-другому. Поэтому директор, который сможет нарисовать вам четкую картину развития компании через два года, вряд ли вполне искренен. Честный ответ в данном случае: «Я не знаю, как моя компания будет выглядеть через два года, потому что очень многие вещи меняются. Для меня важно, чтобы компания была динамичной, чтобы компания использовала разные технологии и развивалась, чтобы мы всегда были открыты новому.» Поэтому мы в Lenovo должны предоставлять решения, которые помогут этой трансформации. Об этом я могу говорить часами, начиная от наших ПК и экосистемы и заканчивая планами по облакам, искусственному интеллекту, центру обработки данных, систем хранения.
Есть ли украинская специфика SMB?
Рынок очень сегментирован. В украинском сегменте SMB очень важно найти то, что мы называем вертикалями. Пример – медицинские или адвокатские услуги, дизайнерские услуги или разработки приложений. Во многих странах существует большое количество компаний в этой области, но они сравнительно крупные. В Украине компания может быть и юридической, и еще заниматься продажами каких либо товаров. Мы двигаемся к более высокому уровню концентрации, когда одна компания предоставляет услуги в одной сфере, но пока что они разбросаны и их очень мало, к тому же, у них низкая покупательная способность, что во многом обусловлено общей экономической ситуацией. В других странах мы можем найти хорошие решения, например, для юристов. Мы знаем как дойти до этих людей и как объяснить им, что у Lenovo есть предложение для них. На украинском рынке очень трудно найти этот сегмент, донести до них нужную информацию, и даже если мы успешны в этом, то бюджет компаний недостаточен для покупки такого рода продуктов.
Какие решения для рынка SMB сейчас наиболее востребованы?
В. П.: Во-первых, безопасность. 89 % SMB первой проблемой ИT называют проблемы с безопасностью. Это может быть облако, перемещение данных, даже возможность использования Wi-Fi, не боясь того, что он будет взломан. У нас уже есть возможность установить сервисы поддержки безопасности на ПК, и это одно из отличий продуктов SMB от продуктов для потребителей. Это самая большая тенденция.
Вторая тенденция – это вхождение в эпоху облачных технологий. И «облака» не только как способа хранения данных. Сейчас мы меняем сценарии использования облака на сценарии «через AAS» (“as a service”, как услуга): платформа-как-услуга (platform-as-a-service), устройство-как-услуга (device-as-a-service). Об этом давно говорилось, но только сейчас люди начинают этим пользоваться. Это еще одна тенденция, которую развивает Lenovo, и у нас уже есть некоторые предложения, которые мы постараемся максимально разнообразить.
Разница между SMB и большими компаниями в том, что у последних есть ИT-отделы, у них больше бюджетов, чтобы строить свои облачные платформы, у них есть специалисты. Компании SMB зачастую этого не имеют. Если мы придем и скажем: “Вот вам «ПК как услуга», где вы получаете не только лизинг, но нечто большее: вы получаете смарт-решение для хранения данных, вы покупаете CRM на базе облака, которые помогают уменьшить капиталовложения”. И это помогает SMB больше, чем крупным компаниям, потому что крупные компании, если им очень нужно, могут купить все и сразу, а SMB – не всегда, особенно если говорить о сервисах приложений, графическом дизайне – они не могут этого себе позволить.
ThinkPad в этом году исполняется 25 лет. Что Lenovo может предложить по этой торговой марке для SMB?
В. П.: Я большой фанат ThinkPad. И SMB зачастую также выбирает ThinkPad, оценив за многие годы достоинства этой техники. Нам по-прежнему важна надежность. Каждое устройство проходит 12 процедур и 20 тестов: на устойчивость к низким и высоким температурам, пыли, воде, высоте, вибрациям и так далее – это стандарты MIL-STD 810G. Второе – это безопасность, понимание того, что твое устройство не будет сломано и подвержено хакерским атакам.
Три вещи, которыми может гордиться компания Lenovo в том, что она делает для SMB?
В. П.: Это лучшие в своих сегментах устройства, наш фокус на экосистеме и направленность на сервис. Мы можем гордиться тем, что очень много усилий и ресурсов тратим развитие сервисов. Внутри компании ведется крайне серьезная работа.
С какими еще проблемами сталкивается SMB в мире?
В. П.: Маленькие ресурсы, отсутствие специалистов и безопасность, как я и говорил раньше.
Если бы вы открывали бизнес в Украине, например, небольшую юридическую или консалтинговую компанию, какие рекомендации вы бы дали самому себе – 3 основных пункта?
В. П.: На украинском рынке есть тенденция охватывать очень большие области. Я бы выбирал небольшой сегмент с хорошим потенциалом и делал бы свой продукт или услугу лучшим на рынке, а не охватывал большие рынки, где нет возможности полноценно конкурировать с крупными компаниями. Идентификация хорошего потенциального рынка и создание специализированного продукта, который будет лучше, чем у конкурентов, я бы взял как приоритет. Люди очень распыляются, вместо того, чтобы держаться своего русла. Когда мы говорим о более развитых компаниях, можно рассматривать разные направления, строить экосистему и инфраструктуру, менять направление, но для стартапа — это нецелесообразно.
Что вам понравилось в Украине по части ведения бизнеса, а что разочаровало?
В. П.: В последнее время – и здесь я могу провести параллель с азиатскими рынками – появилась открытость к изменениям. Люди стали гораздо более открыты новому, стали изучать и понимать. Так же должны поступать и компании – хоть это и дается очень трудно – иначе они обречены на провал. Почему так быстро развивался Китай в последние годы? Потому что там люди учатся, они открыты к изменениям. В Украине тоже видна эта тенденция, возможно, по причине экономических, социальных и политических трансформаций. Мне кажется, что за последние 2- года общество и бизнес стали более открытыми. Они уже не говорят: «Я знаю, что мне нужно, дай мне то-то- и то-то». Они говорят: «Предложи мне, расскажи, как можно иначе». Открытость к изменениям – очень важное и хорошее качество.
Из негативного — турбулентность на рынке, связанная в первую очередь с экономическими факторами. Это создает большие барьеры для развития бизнеса и отсутствие инвестиций. Это, пожалуй, самые важные негативные факторы, но они в меньшей степени зависят от рынка SMB – на это могут влиять большие компании. SMB-рынок очень большой с точки зрения количества игроков, но не очень сильный с точки зрения влияния на экономические тенденции, но имеет большую силу, если объединится как группа. Если нет компании, нет программы, нет сплоченности между игроками, менять что-либо очень трудно.
Какова роль SMB-рынка?
В. П.: В Украине этот рынок «слаб» в отношении изменения экономических тенденций, но он силен другим: компаний очень много и люди, в них работающие, составляют 70-80 % рабочей силы. Представьте какой станет уровень безработицы, если мы уберем SMB. Большие компании не смогут с этим справиться, поэтому влияние данного рынка на экономическую ситуацию очень велико. Проблема в том, что его игроки не могут объединиться и создавать изменения. В Европе, согласно отчету Европейской комиссии, за 2015-16 гг. 4 триллиона долларов принесли компании SMB-рынка, это составляет около 55 % всех денег. В этом сегменте работают 89,3 миллиона человек, а рост составляет 5-7 процентов в год. При этом экономика в целом растет на 1-3 процентов. То есть малый и средний бизнес опережает ее в 2-3 раза. Что касается Украины, то среди всех предприятий Украины малый и средний бизнес составляет 99,8 %, а его вклад в ВВП Украины – всего лишь 15 %.
Редакционный директор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 — доступные флагманские технологии



У Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 одинаково хорошие дисплеи, емкие аккумуляторы, есть поддержка обновлений софта в течение 6 лет. Расскажем подробнее чем еще они интересны

Электромотоцикл Verge TS Pro установил рекорд запаса хода электротранспорт
Финский стартап Verge установил новый мировой рекорд по дальности хода электрического мотоцикла на одном заряде
Google признана судом США виновной в монополизме на рынке онлайн-рекламы Google поиск суд
Иск был инициирован Министерством юстиции США и коалицией отдельных штатов и касался работы рекламной экосистемы Google