Глас народа онлайн или Политические технологии в Сети
05.09.09
Дату 16 марта 1998 года считают днем рождения политического интернета в бывших странах Советского союза, хотя даже на звание прародителя электронного правительства он и сегодня претендовать не может (см. hi—Tech PRO ?/08). Это был первый персональный сайт политика федерального масштаба, Бориса Немцова.
И если в странах СНГ такое явление только «засветилось», то на выборах 1998 года в Германии Интернет стал уже популярным местом пропаганды. По бюджету, затраченному на разработку ультрасовременного дизайна страниц, на содержание интернет-редакции, на организацию вещания через Интернет предвыборных мероприятий, немецкие социал-демократы оставили далеко позади своих конкурентов. На своем портале партия разместила все, что могло заинтересовать избирателей: программные документы, биографии ведущих деятелей, отчеты о съездах и конференциях. Кроме того, организовали уникальный на то время интерактивный дискуссионный клуб и форум. И обо всех мероприятиях партии посетители сайта знали практически в режиме реального времени – редакция оперативно вывешивала ролики, звуковые записи выступлений, и прямой эфир онлайн с Лейпцигского съезда.
Неудивительно, что социал-демократы выиграли выборы 1998 года с большим отрывом – они сделали ставку на самые действенные политтехнологи. Ведь уже на то время доступ в Интернет в Германии был у каждого десятого жителя. Потому тогдашнюю агитацию с помощью мощного сайта с профессиональной поддержкой считают первой полноценной предвыборной кампанией в мире.
Баллотировка по-интернетски
А первой избирательной кампанией эпохи Интернета стали президентские выборы США в 2000. Каждый из кандидатов имел, по крайней мере, один сайт с информацией о претенденте и его политической платформе. Свои сайты были и у партийных комитетов, и общественно-политических организаций, которые вели предвыборную агитацию. Потому избирателей вовлекли в политическую борьбу задолго до момента голосования, чтобы они участвовали в дискуссиях и высказывались на этих порталах – так партии популяризировали себя и могли учитывать мнения обычных граждан.
Еще одно преимущество, которым не преминул воспользоваться теперешний президент США Барак Обама (при правильной подаче пиарщиков) – сбор средств в фонд кандидата. Эту находку пустили в ход еще в 1998 году во все той же Германии. Агитслужбы подсчитали, что затраты на сбор пожертвований по Интернету в несколько раз меньше, чем в случае рассылки печатных материалов с призывами к избирателям. Тогда средний взнос пожертвований по Интернету составлял $123, правда, тогда они составили всего 2% всех пожертвований. В 2008 из-за резко возросшей доли Интернета суммы денег и процент избирателей, которые перевели деньги на предвыборную кампанию Обамы были уже совсем другие.
Еще в избирательных кампаниях 2000 и 2004 годов Марк Маккиннонг, советник президента Буша-младшего сказал: «Я думаю, мы будем много лет анализировать эти выборы. В нынешней предвыборной борьбе интернет сыграл такую роль, какую мы не могли себе представить». Эксперты еще тогда заметили, что Интернет фактически изменил правила агитации избирателей, сбора денег в фонды, привлечения волонтеров, организации сторонников в каждом районе, отношений со средствами массовой информации, формирования общественного мнения и ведения политической борьбы в целом. За восемь лет работы президента Дж. Буша младшего ситуация с Интернетом в США и во всем мире изменилась кардинально – число пользователей выросло на 300%, считая грудных младенцев и стариков.
ИТ-политический переворот
Кстати, такой переворот произошел во многом благодаря Обаме и его советникам, которые вовремя переключились с газет, радио и телевидения на интернет. По словам Сары Тэйлор, которая работала в Белом доме во время избирательной кампании Буша в 2004 году, сегодня в Америке гораздо меньше избирателей, у которых есть домашние стационарные телефоны, чем тех, у кого есть доступ в Интернет. Потому самый простой доступ к избирателям – через Всемирную сеть и мобильные телефоны. Именно поэтому пресс-служба Обамы в последние шесть месяцев рассылала свои агитационные сообщения по Сети почти ежедневно. Кстати, политические наблюдатели признают, что именно благодаря Интернету, избиратели стали намного информированнее и чаще стали проверять сомнительные слухи.
Примечательный вывод о выборах-2008 в США сделал вице-президент Института прогрессивной политики, директор проекта «Технология и новая экономика» Роб Аткинсон: «Несомненно, это первая американская президентская кампания, в которой так широко использованы новые средства электронной информации от мобильных телефонов до блогов. Команда Обамы сделала это превосходно. Отчасти потому, что раньше этих средств связи просто не было, отчасти потому, что Обама и его сторонники по достоинству оценили возможности интернета. Уверен, что в будущем все эти новые средства контактов с избирателями будут играть ключевую роль в президентских кампаниях».
Правительство на связи
Наверняка, после победы первого «интернет-президента» (как называют Обаму в кулуарах), многим политикам придется в осваивать все премудрости и новации технологий, чтобы взять на вооружение передовые методы. Ведь даже после победы он не собирается забрасывать деятельность во Всемирной паутине – так, Барак Обама объявил о том, что в период своего правления он собирается публиковать еженедельные видеообращения к нации на сайте YouTube. Эти видеообращения станут весомым дополнением к радиообращениям, которые стали традицией для предшествующих администраций. Кроме собственно службы YouTube, обращения Обамы будут публиковаться в форме видео — и аудиороликов на специальном сайте Change.Gov.
Кстати, вещание через потоковое видео уже пыталась осваивать команда президента более ближнего зарубежья, России. Но если обращения Дмитрия Медведева публикуются непосредственно на президентском сайте, то обращения Обамы публикуются на стороннем ресурсе, который, правда, отличается рекордной посещаемостью. Так, только за сентябрь YouTube показал свои ролики 5,35 млрд. раз, пока ближайший конкурент – Yahoo – набрал лишь 264 млн. К слову, опубликованный 14 ноября 2008 г. видеоролик с обращением Барака Обамы уже за 3 дня набрал более 600 тысяч просмотров.
К сожалению, до нашей страны и, к примеру, Росии, доходят только отголоски идей политического Интернета, да и их воплощение оставляет желать лучшего. Видеоблог президента России пока не пользуется особой популярностью, так же, впрочем, как и сайт их нынешнего премьера Владимира Путина. Среди украинских политиков в Сети пока заметно продвигается Блок Юлии Тимошенко – сайт их лидера с видеовыступлениями, партии и проект развития «Ідеальна країна» пока пытаются продвигать свой блок заметнее всего за счет ежедневного обновления новостей и разнообразности информации. Сайт президента и, например, Партии регионов остаются просто информационными порталами на уровне официоза, которым далеко до зарубежных аналогов. Но нам предстоит увидеть, чем же запомнятся следующие выборы в органы власти, и задействуют ли в них Интернет той мерой, которой это уже требует нынешнее общество.
Хронологическая шкала развития политического Интернета
1997 – Во Франции создан официальный сайт Хартии Интернет, в которой определяются принципы добровольных обязательств пользователей.
1997 – в США с инициативами государственного регулирования Интернет технологий выступала еще Администрация Билла Клинтона.
1998 – первый персональный сайт политика в России, Бориса Немцова
1998 – пиар немецких социал-демократов в Сети, пожертвования в адрес партии по Интернету
1999 – сайт Партии регионов
1999 – сайт Президента Украины
2004 – использование портала кандидата Говарда Дина на выборах в США
2005 – сайт партии «Всеукраїнське об’єднання «Батьківщина»
2006 – интернет-конференция президента России Владимира Путина
2007 – онлайн-проект «Ідеальна країна»
2008 – победа «интернет-президента» США Барака Обамы
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор мышки Ugreen M751: офисная классика
Компания Ugreen выпустила новую мышку для офисных задач. Любопытно, что ее дизайн сразу отсылает нас к одной из классических моделей более высокого ценового диапазона. Заметно более высокого. Посмотрим, удастся ли сэкономить, не слишком потеряв в удобстве работы.
В Xbox можно будет устанавливать 16 ТБ-накопители Xbox консоль накопитель
Теперь пользователи Xbox смогут использовать устройства хранения данных объемом свыше 16 ТБ, подключаемые через USB 3.0
Samsung представила беспроводную зарядку 3-в-1 с поддержкой Qi2 для смартфонов Galaxy S25 Samsung беспроводная зарядка
Компания Samsung анонсировала новые флагманские смартфоны: Galaxy S25, Galaxy S25+ и Galaxy S25 Ultra, которые получили сертификацию Qi2 Ready.