История для энтузиастов: железные итоги — 2006
26.03.09Мой Компьютер, №03 (434), 08.01.2007
Процессоры и чипсеты
Думаю, нет особой нужды напоминать вам, под знаком какой компании прошёл 2006 год на процессорном рынке. Однако хотелось бы отметить довольно редкое среди топовых IT-брэндов событие — смену корпоративного имиджа (в частности, основного логотипа, логотипов всей линейки продукции и главного слогана). И ладно бы кто другой, но в начале 2006 года мир увидел новое лицо самой Intel. Более строгое, более серьёзное и более собранное. Прощай, старый добрый овальчик с надписью «intel inside» и провалившейся буквой «е»! Тебя увековечили вездесущие фотожаберы различными «tampax inside» и «lamer outside»… Спи спокойно — мы не забудем тебя. А что касается нового лого, то оно, без сомнения, гораздо больше соответствует компании, которая настолько далеко вырвалась вперёд в извечной конкурентной борьбе.
Сама борьба, как вы знаете, идёт уже долго и практически по всем фронтам. Стоит одной компании сделать какое-либо движение в каком-либо направлении, как другая тут же отвечает аналогичным шагом. Противостояние перебралось даже в достаточно далёкую от компьютерной сферы серию «королевских гонок» — «Формулу-1», где Intel и AMD спонсируют две конкурирующие «конюшни». Кстати, этот запал передаётся и партнёрам обоих компаний. Например, в начале 2006 года ASUS выпустила серию люксовых ноутбуков под брэндом Lamborghini. Вроде бы это был ответ на серию Ferrari от Acer, однако показательно то, что Acer использовал процессоры AMD, а ASUS — Intel.
Ну, а начнём издалека. Ещё в конце 2005 года появились первые тесты «нашего ответа Чемберлену» — процессора Turion от AMD, который должен был составить серьёзную конкуренцию мобильной платформе Centrino компании Intel. В январе начались поставки этого прямого наследника архитектуры Athlon 64, собранного с использованием 90 нм техпроцесса. Соответственно, все недостатки «шестьдесятчетвёрки» остались и в Turion’e, однако к достоинствам добавилось сверхнизкое энергопотребление — всего 35 Вт. Ещё эти процессоры интересны тем, что у них имеется «собственный» контроллер памяти, в то время как Pentium M использовал тот, который входит в состав чипсета. Такое решение позволило добиться значительного уменьшения задержек при считывании данных «вразнобой»; впрочем, отсутствие поддержки DDR2 и двухканального режима тоже не сильно повлияло на производительность, поскольку Pentium M работал через шину 533 МГц максимум — а это далеко не то, что способно раскрыть весь потенциал DDR2. Собственно, идеология AMD понятна и последовательна — примерно та же производительность, что и у Intel, примерно с тем же тепловыделением, но… гораздо дешевле. Разница в цене составляла на начало года 1.5‑2 раза. Тесты показали конкурентоспособность Turion. Да, он оказался немного слабее Pentium M, чуть более прожорливым в плане энергопотребления, однако за счёт цены выглядел отличным вариантом.
Чуть позже появился Turion X2, как альтернатива мобильному варианту обновлённой платформы Centrino Duo. Он уже поддерживал и двухканальный режим, и DDR2, а последнее достаточно важно для ноутбуков, поскольку DDR первого поколения имеет почти вдвое большее напряжение питания и, соответственно, активнее сажает батарею компьютера. Однако в большинстве тестов Turion всё-таки уступает Centrino Duo, не говоря уже о мобильных Core 2 Duo, которые сменили своих предшественников в этом году. Единственным очевидным преимуществом, как нетрудно догадаться, стал чипсет от ATI со встроенным графическим ядром, которое заметно выигрывает в плане поддержки различных технологий у решений Intel. Впрочем, скорый выход Intel GMA 3000 с программируемыми шейдерными блоками и планируемой поддержкой Pixel Shader Model 4 должен прижать конкурента и по части пригодности к играм. Кстати, сам по себе рынок ноутбуков в Украине за последний год рос в три раза быстрее, чем рынок настольных систем. Эта тенденция повторяет то, что происходило в Японии, США и Европе пару-тройку лет назад. Покупатели постепенно понимают, что разница в цене уже не так велика, зато удобство… Тем более, что при современных темпах смены поколений чипсетов (2‑3 года) необходимость в «глобальном» апгрейде компьютера как-то сама собой отпадает. Наиболее частыми остаются случаи наращивания объёма ОЗУ, а также расширения ёмкости винчестера. Но это достаточно легко апгрейдится и в ноутбуках. В стороне пока остаются только геймеры, которым приходится менять видеокарты гораздо чаще, чем процессоры.
Что касается настольных систем, то тут снова придётся начать с AMD, которая выпустила в начале года двухъядерный Athlon 64 FX-60, призванный составить конкуренцию тогдашнему флагману от Intel, носящему гордое имя Pentium XE 955. Кстати, нужно отметить, что с внедрением в процессоры контроллера памяти DDR2 AMD пришлось разработать и новый разъём — специально под новые Athlon 64 AM2. Механически он не очень сильно отличался от Socket 939, однако по самой разводке различия имелись довольно серьёзные. Так что пришлось вносить небольшие изменения и в конфигурацию контактов, чтобы исключить возможность установки нового процессора в неподходящий слот (и наоборот). В общем-то задумка удалась. И первые месяцы 2006 года AMD провела в лидерах благодаря хорошим обновлениям как в мобильном, так и в настольном секторах рынка. Но потом началось…
Собственно, запуск новых процессоров от Intel можно было спокойно предсказать ещё 2‑3 года назад, поскольку наработки платформы Centrino оказались невероятно удачными. Не оставалось никаких сомнений и в том, что Intel, изрядно намучившись с архитектурой Net-Burst (Pentium 4 и Celeron’ы соответствующего поколения), переведёт «гонку вооружений» в совершенно иное русло. Хотя на самом деле изменения пока что не на все 100% оправдывают ожидания. Впрочем, не будем отнимать у процессоров Core Duo того, что на более низких частотах и с гораздо более скромным тепловыделением они обгоняют своих предшественников aka Pentium 4 весьма и весьма ощутимо. Но если Net-Burst по-хорошему предусматривал рост производительности в основном за счёт наращивания тактовой частоты процессора, то, перейдя на Core, компания Intel окончательно взяла курс на наращивание числа ядер. Core Duo, как вы понимаете, был всего лишь первой ласточкой, вслед за которой совсем недавно выпорхнул первый четырёхъядерный «орёл» с маркировкой Core 2 Extreme. А в планах корпорации отчётливо видны процессоры с 8 и более ядрами. Правда, о точном времени появления таких монстров Intel пока ничего не говорит, так что, скорее всего, это случится не раньше, чем масштабная кампания по «перевоспитыванию» программистов на «многопоточное мышление» начнёт приносить ощутимые плоды. Но факт остаётся фактом — под несколько ядер уже заточена новейшая Windows Vista, а также приличное количество различного софта. Правда, по большей мере, профессионального и узкоспециализированного.
Кстати, с появлением Core Duo в мире IT свершилась ещё одна мини-революция. Компания Apple, которая всю историю своего существования словно противопоставляла свою продукцию остальному компьютерному миру, начала использовать процессоры Intel. Более подробно о новых Маках вы могли прочитать в двух наших статьях, но если говорить в целом, то при сохранении «фирменных» преимуществ компьютеров Apple у них появилась гибкость, которая придётся по душе многим пользователям РС. Ведь платформа Intel означает, что как минимум на «переходной период» пользователь может просто-напросто установить на Мак Windows. Буквально год назад о таком даже подумать никто не мог.
При этом выбор Apple очень сильно повлиял на имидж Intel. Собственно, первые MacBook Pro и iMac с процессорами Core Duo поступили на рынок уже в январе 2006 года, а IBM, которая лишилась такого знатного клиента, сосредоточилась на сотрудничестве с Sony в создании нового процессора Cell для PlayStation 3, а также на разработке действительно уникального Power6, который использовал кремний с изменёнными физическими свойствами. Благодаря этому Power6 должен работать на частотах 4‑5 ГГц, что в 2‑3 раза выше, чем частоты конкурентов от Intel, AMD и Sun. Возможно, именно такая «параллельная» работа над наращиванием мощности со стороны IBM (Power6 тоже был многоядерным, как и решения от Intel) стала причиной скромных результатов Intel Itanium, в который было вложено несколько десятков миллиардов долларов. Впрочем, кто станет победителем на рынке процессоров для мейнфреймов и серверных систем высшего уровня, мы увидим только в нынешнем, 2007 году — после выхода Power6 в открытую продажу. Хотя не секрет, что этот процессор в будет интересен не только «особым» кремнием, но и тем, что он будет производиться по 65 нм техпроцессу. А это сделает его как минимум равноправным конкурентом для Intel. Насколько успешно пройдёт внедрение так громко анонсированной 45 нм технологии для Core 2 Duo? По заверениям Intel, уже запущены две фабрики, которые способны производить процессоры по этому техпроцессу, дело только за окончательной наладкой и началом выпуска готовой продукции.
Но не будем отвлекаться от темы.
Пока AMD рапортовала о небывалом росте продаж, а тестеры не могли нарадоваться на новые Turion’ы и Athlon’ы, Intel скромно признавала тот факт, что часть рынка была проиграна в пользу конкурента. И даже хуже — в Интернете стали ходить довольно неприятные слухи относительно стартовавших в январе Core Duo и Core Solo. Были обнародованы внушительные списки известных ошибок, среди которых оказалось немало критических. В принципе, при запуске процессоров абсолютно новой архитектуры подобные неурядицы являются вполне обычным делом, однако на сей раз время было крайне неудачным. Intel отмечала некоторый спад продаж на рынке настольных процессоров, который оправдывался нехваткой соответствующих чипсетов. Но, конечно же, не менее важным было активное давление со стороны AMD. На Core Duo (Solo) возлагались очень большие надежды, поэтому все недостатки подвергались очень острой критике.
Удар «под дых» нанесла даже всемирно известная Google, которая в марте 2006 года начала производить закупки процессоров AMD Opteron для использования в своих серверах по всему миру. До этого, понятное дело, использовались исключительно процессоры Intel.
В целом, зима-весна 2006 года стала настоящим раем для тех, кто собирался приобрести новый компьютер. Для Intel дело действительно запахло жареным, и началось практически ежемесячное снижение цен на двуядерные Pentium D, а также Celeron’ы. AMD при всём этом тоже почувствовала, что в кои-то веки догнала своего извечного конкурента, поэтому цены на Athlon’ы, Sempron’ы и Turion’ы тоже стали очень быстро падать.
Так бы всё и продолжалось, однако ещё в марте на Intel Developer Forum в руки обозревателей попали первые тестовые образцы Core 2 Duo, тогда ещё известные просто как 65 нм процессоры с кодовым названием Conroe. Первые тесты показали полное и безоговорочное превосходство новой архитектуры Intel как над своими предыдущими разработками, так и над топ-моделями процессоров AMD. Как и заявлялось ранее, в среднем наблюдался как минимум 20% прирост производительности, а в отдельных тестах — до 50%! По словам инженеров Intel, в основе такого успеха лежит то, что в новой архитектуре конвейер использует всего лишь 14 стадий по сравнению с 31 у процессоров Pentium 4 (D). С другой стороны, с трёх до четырёх увеличилось количество инструкций, которые могло выполнять ядро процессора за один такт. И последним из самых значительных нововведений Conroe стал совместный кэш второго уровня, который динамически распределялся между двумя ядрами. В такой схеме получается, что даже при выполнении приложения, абсолютно никак не оптимизированного под многоядерность, всё равно можно получить заметный прирост производительности только за счёт того, что ядро Conroe не ограничится «своей» двухмегабайтной половиной кэша, а станет использовать все 4 Мб.
Тем не менее, несмотря на отличные показатели тестовых версий Core 2 Duo, до начала продаж оставалось ещё несколько месяцев, и у AMD оказался небольшой запас времени, чтобы подготовить достойный ответ.
А в это же время практически вся полупроводниковая индустрия (производители не только процессоров, но и памяти) билась над проблемой физического предела существовавшей на тот момент технологии оптической литографии. Пока большая часть компаний использовала 90 нм техпроцесс, а Intel ускоренными темпами подготавливала 65 нм фабрики для запуска Core 2 Duo, специалисты в один голос твердили о том, что 32 нм, до которых осталось не так уж и далеко, станут границей, через которую на старой технологии не перешагнуть. Единственным логичным вариантом до определённого времени казался переход на принципиально новые способы получения микроструктур, однако в марте компания IBM продемонстрировала результаты работы своих учёных, которые при помощи оптической литографии получили структуру менее 32 нм.
Что ж, на данный момент только Intel имеет детально прописанный «роадмап», в котором запланирован переход на 32 нм техпроцесс, однако работы в этом направлении ещё ведутся и окончательно не известно, останется ли оптическая литография «в строю». Остальные компаниям ещё предстоит освоить 45 нм техпроцесс.
AMD в период между анонсом и запуском Core 2 Duo выпустила пару Athlon’ов на ядре Windsor с контроллерами DDR2, рассчитанных на разъём AM2, и заметно снизила цены на свои процессоры (в очередной раз). Остальные эпохальные свершения были отложены на начало 2007 года. В их число, в частности, входит выпуск процессоров К8L на 65 нм техпроцессе, а также появление альтернативной платформы для энтузиастов — 4х4. Альтернативной, конечно же, в сравнении с четырёхъядерными Core 2 Quad.
Intel тоже не проявляла особой спешки и «напоследок» перед выходом Core 2 Duo запустила Pentium Extreme Edition 965, который отличался от 955-й модели в первую очередь 65 нм техпроцессом. Это моментально позволило поднять рабочую частоту ядра и, соответственно, производительность.
И вот в июле стартовал долгожданный Core 2 Duo. Предварительные тесты и прогнозы аналитиков оказались верными. Вдобавок изрядно обруганная Intel учла все недоработки первого поколения процессоров Core, поэтому новичок был встречен с большим энтузиазмом. По большому счёту, у него не было ни одного недостатка, который был бы достоин внимания. Старая проблема оптимизации приложений под многопоточность — не в счёт, она так же актуальна и для двухъядерников от AMD, и для более ранних Pentium D. Однако на сей раз у Intel уже была запущена крупномасштабная программа «перевоспитания» программистов на новый лад.
Честно говоря, о Core 2 Duo больше писать смысла нет. Эти процессоры обеспечили уверенный рост акций Intel до сегодняшнего дня и в отсутствие новинок от AMD остаются единственным разумным выбором в верхнем секторе рынка процессоров, а также успешно осваивают средний сектор, постепенно заменяя устаревшие процессоры с архитектурой Net-Burst.
Ну, а последним событием, которое окончательно развеяло сомнения у тех, кто не верил в светлое будущее Intel, стал досрочный выход четырёхъядерника Core 2 Extreme (ранее он планировался на начало 2007 года). Конечно, несмотря на фактически двукратное превосходство в производительности над лучшими на данный момент Athlon 64 X2 и FX-64, Core 2 Extreme (4) вряд ли будет иметь большой успех на рынке. Цена, знаете ли, кусается… Зато с выходом этого процессора не остаётся никаких сомнений в качествах грядущего Core 2 Quad, который будет стоить чуть ли не вдвое дешевле. И, между прочим, должен будет без проблем разгоняться до частот своего старшего собрата хотя бы благодаря разблокированному множителю. Да, Intel наконец осознала пагубность установки преград на пути оверклокеров — всё-таки народ за то и полюбил процессоры Athlon, что при невысокой цене они отлично гнались (в том числе и с помощью повышения множителя). Собственно, за то же любили и первые Celeron’ы, особенно 333-й, если помните.
Немаловажный факт: Intel, которая не просто идёт в ногу с прогрессом, а скорее постоянно пытается «тащить» его за собой, в 2006 году отказывается от использования параллельных интерфейсов ATA в своих материнских платах в пользу SATA. В разряд стандарта переходит поддержка onboard-контроллеров RAID. Также в чипсетах этой компании вместо устаревшего кодека АС’97 появляется свежий High Definition Audio, что можно только приветствовать. Тем, кто желает продолжать пользоваться старыми винчестерами и экономить даже на встроенном звуке, остаётся обратить свои взоры на чипсеты других производителей — в частности, ATI на тот момент ещё не числилась в «главных врагах» и её разработки считались весьма достойной альтернативой «родным» материнским платам от самой Intel. Впрочем, о судьбе ATI мы вспомним ещё не раз.
В то же время VIA Technologies в конце февраля отвечает на шаг Intel выпуском звукового кодека Vinyl, который также поддерживает стандарты High Definition Audio. В частности, он без проблем справляется с воспроизведением 24-битных записей в формате PCM. Ну и — куда же без этого? — поддерживает новомодные функции энергосбережения.
Ещё одним немаловажным нововведением от Intel стали планы по замене традиционного BIOS на extensible firmware interface (EFI). Если вкратце, то это уже сама по себе мини-ОС, которая даёт гораздо большую гибкость в настройке системы и избавит нас от постоянных опасений по поводу конфликтов прерываний при установке нового оборудования. К тому же в память EFI можно записывать небольшие программы, которые смогут работать уже на самом начальном этапе загрузки компьютера. Кстати, подобным загрузчиком оснащаются все компьютеры марки Apple.
Оперативная память
За прошедший год новых заметных форматов оперативной памяти не появлялось. В компьютерах всё ещё используется DDR, но набирает обороты и DDR2. К середине года оперативка успешно добирается до отметки 800 МГц, причём это уже не оверклокерская, а самая что ни на есть бюджетная память. Впрочем, отдельные образцы сверхбыстрой DDR2 были и в начале года — вплоть до 1000 МГц, однако производители «разрывались» между использованием своих 300 мм фабрик для производства DDR2 и флэш-памяти NAND. Из-за этого цены на DDR2 в начале года неуклонно росли. Впрочем, рос и спрос на эту память.
Самым интересным занятием было наблюдение за «вечно обиженной» компанией Rambus, которая в течение 2006 года судилась со всеми, с кем только могла. Под горячую руку попали Hynix, Samsung, Nanya и Micron, которые якобы нарушали некоторые патенты Rambus при производстве своих модулей DDR2, GDDR2 и GDDR3. Впрочем, Rambus’u действительно можно только посочувствовать. Эта компания в своё время (на заре эпохи Pentium 4) «пролетела» со своей, надо сказать, достаточно интересной памятью, которая работала на недостижимых в то время частотах (до 800 МГц без DDR!), и едва не утащила за собой сам процессор Pentium 4. Intel умудрилась связать себя контрактом с Rambus, по которому в чипсетах под новый процессор можно было использовать только такой тип памяти. В итоге ситуацию спасли сторонние разработчики чипсетов, которые не были связаны ничем и спокойно реализовывали поддержку DDR. Тем не менее, Rambus не сдаётся и активно ведёт разработки. Последние варианты сверхпроизводительной памяти XDR DRAM, несмотря на свои великолепные показатели производительности, пока не могут добиться признания. Похоже, что производители памяти просто опасаются связываться с Rambus после всех перипетий с Intel и прочими патентными судами.
Однако AMD, похоже, не боится тяжёлой кармы Rambus’а и в начале года эти компании заключили лицензионное соглашение сроком на пять лет. Очевидно, помощь Rambus нужна в связи с тем, что по идеологии AMD контроллеры памяти встраиваются прямо на кристалл процессора. А это, прямо скажем, не самая тривиальная задача. Особенно в том, что касается последних вариантов DDR2 и DDR3.
В это время на поприще создания памяти для видеокарт разные компании наперегонки внедряют 80 нм техпроцесс и благодаря этому ускоряют работу своих GDDR4 чипов. Пионерами стали Samsung и Hynix; правда, у первой компании получилось немного лучше — её чипы работают на более высоких частотах.
Видео
Если окинуть пристальным оком события прошедшего года на рынке видеоадаптеров, то можно смело говорить о том, что год удался. За это время ATI успела представить карточки Radeon X1 и анонсировать революционный графический чип R600 с унифицированными конвейерами, полностью соответствующими требованиям DirectX 10. С этим API компания Microsoft также собирается произвести революцию в РС-гейминге благодаря объёмным полигонам, четвёртым шейдерам, а также «разделению» ядра DirectX на базовое (встроенное в ядро самой ОС Windows Vista) и расширенное. Всё это (опять-таки, если верить PR-спецам компании Microsoft) должно подарить нам не только кардинально улучшенное качество 3D объектов, но и шестикратный прирост производительности. Что касается nVidia, то после выхода довольно удачного чипа G71 довольно надолго воцарилось многозначительное молчание. В свете анонса R600 Интернет полнился слухами о том, что G80 не будет поддерживать унифицированную архитектуру DirectX 10, а компания nVidia до последнего момента отмалчивалась. Впрочем, как обычно. Но под конец года на нас прямо-таки обрушилась лавина событий, значительно повлиявших на расстановку сил на рынке графических адаптеров. И таки да, nVidia показала, что делает больше, чем говорит.
Впрочем, начался год всё-таки с появления Radeon X1900, построенного на чипе R580. В штатном режиме при 256-разрядной внешней шине памяти эти видеочипы работали на частоте 625 МГц (техпроцесс — 90 нм), а память в референсном варианте поддерживала частоту до 1.45 ГГц (хотя, конечно же, всё это успешно разгонялось). Каждый R580 имел по 16 текстурных процессоров и 48 пиксельных конвейеров (Shader Model 3.0). При этом, если сравнивать с конкурентным G70, то производительность R580 была тем больше, чем сложнее были эффекты, используемые при построении тестовых сцен. Грубо говоря, Х1900 оказался гораздо лучше подготовлен для использования в новых играх, чем GeForce 7xxx, причём даже выход G71 не исправил эту ситуацию. Секрет, очевидно, был в том количестве пиксельных блоков, которыми мог похвастать R580. В то же время текстурными блоками канадцы немного пренебрегли, за что их, в принципе, винить не стоит. В конце концов, никто не собирается покупать карту такого класса для игры в Quake 3 — теперь важна скорость обработки шейдеров, причём как минимум Model 2.0. Впрочем, по части Shader Model 3.0 ATI всё ещё немного отставала. Но для многих показательным моментом стало то, что Radeon X1900 стал первой видеокартой, которая перешагнула психологический барьер в 10000 «попугаев» по тесту 3DMark’05.
Мало кто заметил, но в марте 2006 года ATI поглотила своего (с натяжкой) конкурента — компанию XGI. В своё время в её состав вошли хорошо знакомые бывалым пользователям ПК игроки графического рынка Trident Microsystems и Silicon Integrated Graphics (SIS). На 2005 год компания строила радужные планы, намереваясь потеснить ATI и nVidia на рынке видеоакселераторов, однако старт был выбран крайне неудачный — с бюджетного сектора. Уже в 2005 году наблюдалось заметное падение продаж видеокарт начального уровня, поскольку разница между ними и интегрированными решениями (в частности, производства Intel) всё меньше и меньше соответствовала разнице в цене.
Итак, ATI поглотила XGI, а вы можете ехидно поулыбаться, поскольку сами знаете, что произошло с самой канадской компанией спустя полгода. Но об этом чуть позже.
В марте nVidia ответила на Radeon X1900 видеокартами на процессоре G71. Тестеры уже давно заметили, что ATI в последнее время всё тяжелее и тяжелее переходит на новые техпроцессы, и даже 90 нм не сделали Х1900 менее прожорливым и «горячим», чем того следовало ожидать от нового поколения графических процессоров. В то же время GeForce 7900 (GTX и работающий на слегка заниженных частотах GT) отличился низким тепловыделением, которое позволило использовать гораздо более тихие системы охлаждения, чем на Х1900. Основным отличием 7900 от канадского конкурента стала «конвейерная формула»: 24 вершинных процессора и 24 шейдерных по сравнению с 16 вершинными и аж 48 пиксельными у ATI. Ситуация получилась крайне неоднозначная, поскольку, несмотря на явное превосходство в скорости обработки сложных шейдерных эффектов, Х1900 страдал от недостатка вычислительной мощности для просчёта непосредственно геометрии 3D сцен. А если учесть, что на момент выхода GeForce 7900 на рынке присутствовало не так уж и много игр, поддерживающих полный набор функций Shader Model 3.0, можно сказать, что эти карты выглядели более сбалансированными. Но усреднённые результаты тестов всё равно привели к примерному паритету ATI и nVidia.
В принципе, если учесть более низкое энергопотребление 7900, можно было бы сказать, что победа осталась за nVidia, однако Х1900 был выпущен раньше, поэтому цены на него уже начали падать, и в итоге вся борьба в который уже раз свелась к сугубо субъективным предпочтениям отдельных покупателей.
Но наиболее успешными было суждено стать другим продуктам nVidia — GeForce 7600 GT и его младшему брату — 7600 GS. Конечно, процессор G73 со своими пятью вершинными и 12 пиксельными вычислительными блоками никак не смог бы угнаться за Х1900 и 7900, однако в своём ценовом сегменте (заметим, наиболее активном) оказался не только самым быстрым, но и самым тихим. На многие карты этого класса вместо референсного кулера устанавливали бесшумные радиаторы пассивного охлаждения, да и качество 2D картинки, на которое nVidia ранее не обращала достаточного внимания, оказалось очень высоким. В подтверждение этого можно сказать, что компания Apple, которая до сих пор использовала исключительно видеоадаптеры с чипами от ATI, ввела в свою линейку компьютеров конфигурации с GeForce 7300 и 7600. А это, знаете ли, кое-что значит.
В конце концов энергопотребление G71 и G73 оказалось настолько низким, что производители ноутбуков получили возможность создать SLI решение на базе мобильных модификаций этих процессоров. И, конечно же, не стали пренебрегать такой возможностью. Туда же запишем и монструозный Quad-SLI на базе двух GeForce 7950GX2 (по сути — сдвоенные 7900), о котором вы могли прочитать в одном из недавних номеров МК. Представить себе систему из четырёх Х1900, даже работающих на заниженных частотах, было довольно трудно. Референсные (а других, вроде бы, и не выпускалось) Radeon X1900 занимали сразу два PCI слота из-за массивной системы охлаждения. В общем, если на hi-end рынке весной установилось некоторое равновесие, то в среднем секторе на первом месте практически безраздельно расположился GeForce 7600.
ATI, конечно же, не могла долго оставаться в стороне, поскольку Х1600 выглядел рядом с 7600 откровенно слабо. Ответом стал выпуск Radeon X1800 GTO, который продолжил линейку Х1800 на более высоких частотах. nVidia в свою очередь тоже принялась расширять ассортимент… В общем, всё как обычно. Было.
Пока не грянула новость о событии, которое повлияло практически на весь IT-рынок. Конечно же, я говорю о «слиянии» AMD и ATI, о котором стало официально известно в июле. Слово «слияние» взято в кавычки неспроста — дело в том, что акционеры ATI по условиям сделки теряют контроль над дальнейшей деятельностью компании и получают свою полагающуюся компенсацию (примерно 4.2 млрд. долларов). Впрочем, на начальном этапе было заявлено, что результатом сделки станет всего лишь более плотное сотрудничество на поприще создания новых чипсетов, а также разработка революционного процессора, сочетающего в себе функции CPU и GPU (этот проект получил название Fusion). Остальные планы ATI и AMD оставались неизменными по крайней мере на полгода (то есть до конца 2006-го). Хотя позже стало заметно, что ATI постепенно ослабляет поддержку чипсетов, рассчитанных на процессоры Intel. Чего ж ещё было ожидать?
Реакция остальных «заинтересованных лиц», по крайней мере внешне, оказалась вполне сдержанной. Intel не делала вообще никаких официальных заявлений, и только в кулуарах представители процессорного гиганта позволяли себе колкие замечания по поводу того, насколько помогут 5 или 6 миллиардов, потраченные на покупку ATI попыткам AMD догнать неожиданно резвый Core 2 Duo. Это при том, что сама Intel инвестировала почти 10 миллиардов в подготовку новых фабрик, работающих на 65 и 45 нм техпроцессах.
Кстати, если кто не знает, то сообщу, что на данный момент лидером рынка видеочипов является… Intel. Конечно же, это относится к встроенным решениям, которые успешно вытеснили видеокарты начального уровня. К тому же стоит учесть, что технология Centrino, ставящая во главу угла энергоэффективность, подразумевает использование именно «родных» графических чипов. Так что подавляющее большинство ноутбуков, основанных на платформе Intel, оборудованы именно GMA. В этом свете «угроза» появления гибридного процессора абсолютно не пугает Intel — она и так имеет платформу, объединяющую её основные разработки в одно целое.
После слияния с AMD ATI продолжила активно заполнять все мыслимые и немыслимые ниши рынка за счёт различных модификаций существовавших GPU. В частности, появились модификации Radeon X1950 с поддержкой GDDR4, а также первые Radeon’ы, произведённые по 80 нм техпроцессу (Х1300).
Этот обзор был бы не полным, если бы я не упомянул о де-факто первом видеоадаптере, который полностью поддерживает API DirectX 10, а значит, должен обеспечить тот самый шестикратный прирост производительности (без учёта выросшей частоты и количества конвейеров), который нам так обещал Билл Гейтс. Конечно, вышедший ранее Intel GMA тоже имеет унифицированную архитектуру, но её полная поддержка (равно как и Shader Model 4) должны быть активированы только в новой версии драйверов, над которыми активно работают спецы Intel. Не будем забывать и о том, что GMA — всё-таки встраиваемый акселератор, поэтому его предназначение отнюдь не в том, чтобы показывать высокий fps в современных играх. Ему всего-то и нужно, что осилить красоты нового скина Windows Aero.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Обзор микрофона Ugreen CM769: студийный звук недорого



Расскажем про еще одну интересный микрофон для записи подкастов и видеоблогов. Ugreen CM769 – бюджетная модель, посмотрим, как она справляется с записью голоса и звуков.

Пылесос Roborock Saros Z70 с роботизированной рукой будет стоить $1899 умный дом
Roborock Saros Z70 оснащен роботизированной рукой, которая способна поднимать мелкие предметы, разбросанные по полу, и освобождать путь для дальнейшей уборки
Nvidia представила суперкомпьютеры DGX Spark и DGX Station для работы с масштабными моделями ИИ Nvidia
По словам генерального директора компании Дженсена Хуанга, эти устройства заложат основу для будущих вычислительных технологий, поддерживая развитие ИИ-агентов.