Игры по фильмам: трудности перехода
14.10.10
Действительно, в то время как у касс кинотеатров собираись огромные толпы, что бы купить заветный билетик на премьеру «Аватара» (подробнее о фильме читайте в hi—Tech PRO 3/2010), игра лежала себе тихо-мирно на прилавках магазинов и никто ажиотаж вокруг нее не устраивал. Так происходит в большинстве случаев — премьера игры по фильму происходит без лишней шумихи, сама игрушка получает свою определенную аудиторию и через некоторое время про нее все благополучно забывают. Почему? Об этом поговорим чуть позже, а сейчас давайте разберемся в истории этого вопроса.
Как все начиналось?
Итак, если вы думаете что игры по сюжету фильмов стали делать только в последнее время — вы ошибаетесь. Помните такой развеселый фильм «Атака томатов-убийц» (Attack of the Killer Tomatoes)? По сюжету этого фильма была выпущена аркада для платформы NES и было это в далеком 1991 году. Еще раньше для этой же платформы появилась игра «Назад в будущее» (Back to the Future). Картину с таким названием наверняка знают все :). Ну а такую культовую RTS (Real Time Strategy), как «Дюна» (Dune) должны знать большинство игроков со стажем, а ведь она также сделана по сюжету одноименного фильма (который был в свою очередь снят по роману Фрэнка Герберта).
Созданная по одноименному фильму и роману игра «Дюна» завоевала огромный успех у игроков и вошла в пантеон культовых игр
Как видим из вышеперечисленных примеров (а они, конечно же, далеко не все) игры по сюжетам кинокартин стали делать, можно сказать, еще на заре игровой индустрии. Разница только в том, что тогда такие игры (как и видеоигры вообще) были в диковинку, в то время как сейчас процесс поставлен на конвейер из-за чего качество их оставляет желать лучшего. Та же «Дюна» навсегда получила статус культовой игры. Сказать такое ни об одной современной киноигре к сожалению нельзя.
Отправной точкой той ситуации, которую мы наблюдаем сейчас можно назвать конец 1997 — начало 1998 года. Именно тогда свет увидели первые игры по всемирно известным блокбастерам — «Пятый элемент» и «Люди в черном» Фактически, они стали одними из первых игровых проектов по мотивам кинофильмов, созданных для более-менее производительных машин и использовавших трехмерную графику. Но первый (и как оказалось далеко не последний) блин вышел комом. Ничего, кроме огромного количества критики, эти проекты не снискали.
«Пятый Элемент» стал одним из первых блокбастеров, по мотивам котрого была сделана компьютерная игра
А вот выпущенная через несколько лет стрелялка Alien vs Predator (основанная на сериях фильмов «Чужой» и «Хищник») снискала большую популярность и положительные отзывы как игроков так и критиков. В 2004 по мотивам игры был снят фильм, а сама игра имеет два довольно успешных сиквела, датирующиеся 2004 и 2010 годом соответственно. Именно после этой игры разработчики всерьез принялись за «игронизацию» популярных кинофильмов.
Рецепт неуспеха
Вообще, сделать сегодня высококачественную игру, которая надолго останется не только на винчестерах, но и в памяти игроков намного сложнее чем даже десять лет назад. Причина вот в чем: если раньше главными составляющими успеха были интересный сюжет и продуманный геймплей, то сегодня к ним добавилась еще и графическая составляющая. Согласитесь, иногда приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда впечатление от интересной по сюжету игры портилось плохим графическим оформлением и наоборот, когда шикарные декорации и роскошные спецэффекты не могут компенсировать аляповатый и сделанный только для связки отдельно взятых локаций сюжет. А что бы и то, и то было на уровне необходимо время, которого зачастую у разработчиков киноигр как раз то и нет — такие продукты стараются выпустить еще до премьеры фильма, что бы подогреть интерес к последнему.
Это, возможно, и главный фактор того, что современные киноигры являются чем-то сродни фанатской атрибутики фильма (наряду с постерами, майками, значками и т.д.). Но конечно далеко не единственный. Еще один немаловажный фактор — различие целевой аудитории продуктов. Ну не будет сорокалетняя домохозяйка, пошедшая с семьей на «Алису в стране чудес» играть в одноименную игрушку. Разве что купит ее своему десятилетнему чаду, да и то врядли. Может быть такой пример довольно груб, но в целом верен. Ведь геймеры и киноманы — люди довольно разные. Геймер посмотрев красивый «Аватар» вряд ли побежит за игрой: в фильме для него важны спецэффекты и пресловутое 3D, а в игре — в первую очередь интересный сюжет. А о каком игровом сюжете «Аватара» может идти речь, если даже в фильме он до неприличия банален? И наоборот, киноману, не пропускающему премьеру ни одного фильма наврядли захочется играть в его компьютерную версию, ведь он уже знаком с сюжетом. Конечно, есть множество игр по разнообразным киновселенным, и вот тут для разработчиков, на наш взгляд — самая благородная почва. Фанатам данных вселенных, по большому счету, все равно смотреть фильм или играть, главное — что речь идет о их любимом мире, и им дорого все, что с ним связано: фильмы, игры, книги, фанфики и т. д., но о знаменитых кино- и игровых вселенных мы поговорим далее.
Игра по фильму «Аватар» обладает отменной графикой, поддерживает 3D-режим, но не неинетерсный и скучный сюжет, а так же пресный гейплей
Но есть и приятные исключения. Такие игры как The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena по мотивам фильма «Хроники Риддика» или X-Men Origins: Wolverine (по мотивам «Людей Икс») получили от игровых изданий очень выское оценки, в районе 80 баллов по стобальной шкале, что даже для обычной игры очень хороший результат, а для игрушки по мотивам фильмов и подавно. Так что в груде камней где-нигде и поблескивают яркие бриллианты (рейтинги лучших и худших киноигр смотрите во вставках).
захватывающие драки и легкое выполнение даже самых замысловатых комбо — одни из составляющих успеха игры по фильму «Люди Икс: Начало. Росомаха»
Моя любимая вселенная
Как вы думаете, почему по мотивам многих фильмов, книг и игр существует большое число разнообразных фанфиков — творчества фанатов, посвященное миру данного произведения? Правильно, потому что им кроме сюжета интересен сам фантастический мир, придуманный авторами. Примеров таких вселенных можно привести великое множество — это миры «Звездных войн», «Варкрафта», «Гарри Поттера», «Халф-Лайф», «Диабло», «Старкрафта», «Ведьмака» и пр. Но так как мы говорим о играх по мотивам фильмов, давайте рассмотрим те вселенные, которые с успехом перекочевали с больших экранов кинотеатров на маленькие экраны мониторов.
Самой успешной такой интерпретацией смело можно назвать «Звездные войны». Это и не удивительно: мир, придуманный Лукасом (см. hi—Tech PRO 2/2006) и показанный в его фильмах действительно великолепен, интересен и обожаем фанатами по всему миру. По мотивам этой вселенной было выпущено множество игр — около 60 (!). Таким количеством не может похвастаться ни одна другая вселенная.
Вселенная, придуманная Лукасом является не только одной из популярнейших киновселенных, но и уверенно себя чувствует в игровой индустрии
Конечно, говорить, что все 60 игр снискали ошеломительный успех нельзя. Но около десятка разошлись очень хорошими тиражами, были высоко оценены игроками и критиками. Среди них Star Wars: X-Wing (1992), Star Wars: Rebellion (1994), Star Wars: Shadows of the Empire (1996), серия Knights of the Old Republic (первая игра вышла в 2003 году и была признана одной из лучших игр года, получив более 20 наград), LEGO Star Wars (2005) и LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy (2006). Описывать все эти игры нет смысла — мнформации о них предостаточно в Интернете. Стоит лишь сказать, что разработкой или издательством большинства этих игр занималась дочерняя компания LucasArts, поэтому не удивительно что они получились качественными и интересными.
Несколько неплохих игр было создано по мотивам вселенной «Властелина колец». Все они принадлежат к серии The Lord of the Rings: Battle for Middle-earth. Это стратегии в реальном времени, позволяющие игроку почувствовать себя знаменитым полководцем Средиземья. Конечно, «хардкорные» стратеги посматривают на нее с изрядной долей скептицизма, но для рядовых игроков и фанатов мира Толкена серия вполне приемлема — игры обладают хорошей графикой, приятным геймплеем, имеют отсылки к сюжетам книг (и, соответственно фильмов) и знакомых по ним же героев.
А вот приключения юного волшебника Гарри Поттера и его друзей особой популярности среди геймеров не снискали. Серия игр про учеников «Хогвартса» постепенно эволюционировала от аркады к незамысловатому adventure. И если первые игры серии были довольно популярны среди фанатов (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone и Harry Potter and the Chamber of Secrets). Объясняется это тем, что сами фильмы о Поттере нельзя назвать слишком удачными, а выпуск игр приурочивался именно к ним плюс большая задержка между выходом определенной книги и фильма с игрой по ней. «Ну не интересно мне играть в игру по книге, которую я прочитал полтора года назад» — примерно так объясняют многие фанаты «Гарри Поттера» свое прохладное отношение к этим играм.
Приключения Гарри Поттера на ПК особым успехом не увенчались
А наоборот?
Итак, с играми по фильмам мы разобрались. Но есть еще и такое явление, как экранизация игр. И тут тоже не все гладко и радужно. Как вы думаете, почему многие фанаты серии Half-Life не хотят, что бы их любимая игра была экранизирована? Ответ прост: они опасаются, что фильм получится не очень удачным. И опасения эти не беспричинны — многие фильмы по играм в прокате провалились, а на всех причастных к их созданию (режиссеров, продюсеров, актеров) полились тонны грязи от разгневанных фанатов.
Фильм «Смертельная битва» стал первой успешной экранизацией видеоигры
Первыми видеоиграми, герои которых перекочевали на большой экран стали «Супер Марио» и Mortal Combat. И если фильм по первой игре ничего интересного из себя не представлял, то вот «Смертельная битва» был довольно популярен, особенно на постсоветском пространстве. Хоть фильм и не обладал выдающимся актерским составом (за исключением Криса Ламберта) и достойным техническим уровнем, его красивые бои, довольно интересный, хоть и однообразный сюжет, а также качественный саундтрек сделали свое дело — фильм запомнился. Хороши были и такие фильмы как Обитель зла (первая часть) с нашей соотечественницой Милой Йовович в главной роли, а также экранизация Tomb Rider с Анджелиной Джоли в главной роли, что заранее обеспечило данному фильму успех в прокате (см. hi—Tech PRO 3/2007).
успех Лары Крофт на большом экране во многом обеспечила Анджелина Джоли
К сожалению, в последнее время хороших экранизаций игр выходит очень мало (небольшой рейтинг лучших и худших картин читайте в соответствующих вставках). Приложил руку к этому и Уве Болл — режиссер с более чем сомнительной репутацией, «специализирующийся» на экранизации компьютерных игр. Дело в том, что за какой фильм по сюжету игры он не брался бы, фанаты яростно критикуют этот фильм. И не потому, что они такие противные. Просто фильмы действительно получаются, мягко говоря, не очень. Он приложил свою руку к созданию таких «шедевров», как Один в темноте (Alone in the Dark), Бладрейн (BloodRayne) и Бладрейн 2: Освобождение (BloodRayne II: Deliverance), Постал (Postal) и т. д. Занятно, что он хотел стать режиссером фильма по вселенной Warcraft, премьера которого ожидается в 2011 году, на что получил резкий отказ от исполнительного директора Blizzard Пола Сэмса: «Мы не продадим права на фильм, не Вам… в особенности не Вам», — заявил он Боллу.
Но не в одном Болле причина. Такие фильмы, как DooM, Final Fantasy, Street Fighter, к которым герр Уве не имел никакого отношения, также оказались провальными (в особенно это касается DooM). Фанаты жаловались, что в фильмах отсутствует атмосфера игры, ее накал и напряжение, говорили, что игровой процесс вызывал куда более сильные эмоции, чем просмотр фильма. Что касается «Дума», то от игры там фактически осталось лишь название, невнятные обрывки сюжета и кое-какие монстры. Даже знаменитая Big F***ing Gun превратилась в Bio Force Gun, что, наверное, стало последней каплей для фанатов, предавших фильм анафеме.
Фильм «DooM» стал не только одной из худших картин 2005-го года, но и одной из самых плохих экранизаций компьютерных игр
На данный момент ведутся съемки нескольких интересных проектов, в частности фильма по игре «Принц Персии», вселенной «Варкрафт», сериала по мотивам Assassin’s Creed (на Западе уже вышли пилотные серии и получили очень положительные отзывы фанатов). Будем надеяться, что эти картины будут более удачны, чем вышеперечисленные. А в целом, как видим, заниматься экранизацией компьютерных игр дело такое же неблагодарное, как и создание игр по мотивам фильмов.
Резюме
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод — игровая и киноиндустрия все таки отстоят дург от друга на приличном расстоянии и что-либо стоящее от сотрудничества этих индустрий получается довольно редко.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор смартфона Oppo A40m (CPH2669): начало
Смартфон Oppo A40m приятно удивляет дизайном и набором некоторых компонентов, которые делают из него модель уверенного нижнего среднего класса. Разберемся в деталях
Игровой ноутбук Razer Blade 16 оснащен чипом AMD Ryzen AI 9 HX 370 и NVIDIA GeForce RTX 5090 CES Razer ноутбук
Среди игровых ноутбуков на CES 2025 также показали новый Razer Blade 16, не только получивший обновленные составляющие, но и ставший самым тонким ноутбуком Razer с дискретной графикой
Lenovo Legion Go S — портативная консоль на базе SteamOS CES Lenovo игры консоль
Lenovo показала на CES 2025 первую портативную консоль на SteamOS не от Valve. Консоль называется Legion Go S и выйдет в мае 2025 года по цене $499.