Тетрис украден! Или несколько слов о русском самородке
15.04.09Несмотря на то, что все свои тетрисы мы получали из заграницы, разработана игра была совсем рядом – в Москве русским программистом Алексеем Пажитновым. Сама идея была не нова. Складывающиеся друг в друга кубики уже были известны советскому человеку в виде головоломки Pentomino Puzzle (http://ru.wikipedia.org/wiki/Пентамино). Представляла она собой набор кубиков (физических, а не компьютерных), которые надлежало складывать в различные фигуры. Забава была популярна как в мире, так и на всем советском пространстве. Не обошла она стороной и Алексея Пажитнова. Потому и не удивительно, что эту идею математик использовал для главного детища своей жизни. Но известность и деньги придут к нему несколько позже. А пока Алексей Пажитнов, обыкновенный советский инженер работает в Московском Авиационном Институте. Зарплата небольшая, перспектив тоже особо никаких. Серые трудовые будни разбавляла одна радость – компьютер. Это сейчас он стоит в каждом доме, а тогда, в середине 80-х людей, которые видели чудо-машину вживую можно было пересчитать на пальцах одной руки. Пажитнов был одним из них – в силу своей профессии он принадлежал к касте избранных.
Через несколько лет молодому специалисту предложили место в вычислительном центре при Академии Наук СССР. Предложение было в высшей степень выгодным: во-первых, Пажитнов наконец-то мог заниматься любимым делом, а во-вторых, он получил доступ к самой мощной вычислительной техники из всей, существовавшей в Союзе. Круг научных интересов математика был достаточно широким: он занимался и созданием искусственного интеллекта, системой компьютерного распознавания голоса, а также компьютерной графикой. Учитывая молодой возраст математика, ничего удивительного в том, что в свободное время он разрабатывал простенькие компьютерные игры с простым сюжетом и небольшими запросами. Игры распространялись только среди друзей и не предназначались для продажи. Да и, по всей видимости, не носили они никакой коммерческой ценности.
Как раз на это время припал пик популярности Pentomino Puzzle. Идею Пажитнов существенно дополнил и перенес все в компьютерный мозг. Собирать фигурки предстояло в реальном времени, кроме того их можно было вращать вокруг оси. Однако производительности ЭВМ того времени не хватало, чтобы оперировать кубиками, состоящими из пяти частей. Количество составляющих пришлось сократить до четырех. В связи с этим изменилось и название — «Тетрамино». Но длинное итальянское название русскому человеку слишком сложно часто произносить. Поэтому в последствии оно как-то само модифицировалось в знакомый нам Тетрис.
Заграничное беженство
Первый вариант будущего бестселлера был написан за две недели. Он был написан на Pascal и шел на компьютере «Электроника-60» (http://avr.nikolaew.org/komp1.htm). Монитора нормального у него не было и фигурки пришлось делать не в виде графических элементов, а как набор из знаков препинания. Однако костяк уже появился. И это было начало, которое, как известно, больше целого.
Еще каких-то два месяца и Тетрис получил настоящие цветные кубики и «переехал» на ПК. В сием событии поучаствовал некто Вадим Герасимов, шестнадцатилетний самородок из Москвы. Именно он разработал версию, подходящую к новой платформе. Кроме того игра обогатилась таблицей рекордов и статистикой. Настало время отпускать корабль в большое плавание. Тогда, пределом своих мечтаний Пажитнов считал популярность Тетриса среди коллег. Он еще не знал какая участь ему уготована.
В это время как раз стали популярны пятидюймовые дискеты. Проблема дистрибуции была решена. Коллега переписывал у коллеги, друг у подруги и таким образом игра распространилась по Москве быстрее пожара. Вскоре напасть перекинулась и на соседние республики. И если бы не железный занавес, гулять бы шедевру по всему свету при чем абсолютно бесплатно. Но игре предначертано было приносить деньги. И она со своим заданием справилась.
В 1985 году московскую Академию Наук посетили светила из Института проблем кибернетики города Будапешта. Венгрия считалась «дозволенной заграницей», поэтому связи с этой братской страной великодушно позволялись, хотя и не без присмотра свыше. Тетрис вывезли в другую страну, там же и адаптировали по Commodore С64 (http://www.c64.com) и Apple 2 (http://apple2.org). Что с ней было делать дальше оставалось вопросом. Но в это время в институте гостил некто Роберт Штайн, владелец игровой студии Andromeda. Как успешный делец, он сразу же почувствовал в Тетрисе финансовую выгоду и не дал ему пылиться в венгерских архивах. Штайн тут же пытается выкупить права на версии для Commodore С64 и Apple 2 у соотечественников, а ПК-вариант – у русских. Он выступил с предварительным предложением к Пажитнову. Тот соглашается провести переговоры. Однако, процесс коммуникаций в то время был длительным, учитывая технические трудности. Сыграл еще и тот факт, что бизнесмен жил в Лондоне, куда письма из СССР доходила за полтора-два месяца. И пока ответ от русского программиста, преодолевая все трудности шел на туманный Альбион, Штайн не сидел без дела. Он искал рынки сбыта. Проект был предложен британской Mirrorsoft. Тестеры из компании поигрались немного и вынесли вердикт: игра не станет коммерчески успешной. Но по каким-то причинам они не захотели сразу отказываться от затеи, и переправили проект через океан – в США – на дополнительные испытания. Тут на арене появляется Spectrum Holobyte. Специалисты этой компании не согласились с английскими коллегами, и в отличие от последних увидели в Тетрисе большое будущее.
Видимо, авторитет американцев был настолько высок в глазах Mirrorsoft, что те прислушались к их мнению и все таки решили рискнуть, купив игру. Но рисковали они всего тремя тысячами фунтов – именно за такую сумму был куплен Тетрис. В дополнение к этому Штайн получил еще 7-15 % от будущих продаж. Все бы ничего, да вот только Andromeda продавала Mirrorsoft игру, прав на которую еще не имела.
Приходится форсировать переговоры с Пажитновым. Штайн предлагает ему три четверти всех своих доходов, плюс некоторую сумму наличности. Позже было предложено часть сделки оплатить компьютерами Commodore. Вскруженный таким неожиданным успехом Алексей Леонидович соглашается на все. Еще бы – игра, писавшаяся исключительно для друзей, приносит хоть какую-то прибыль! Но не судьба. При личной встрече представители Академии Наук, в которой работал программист подняли сумму сделки. Штайн был не готов к такому повороту событий и так и не подписал контракт.
Борьба за отцовство
Тем временем Spectrum Holobyte, получившая копию игры от венгров не стала сидеть сложа руки. Тут нужно понять ситуацию, сложившуюся в политике. Холодная война только закончилась, противостояние между капитализмом и социализмом усиливалось. СССР был настоящим Мордором реального мира. У страны был негативный имидж – это одновременно и пугало и притягивало. Западу было безумно интересно – что же происходит за железным занавесом. В свете всего этого продукт «made in USSR»должен был стать популярным в независимости от содержания. Для пущей достоверности американцы слегка дополнили игру, не изменив при этом ее смысла. Фон был стилизирован под лапти, в качестве музыкального сопровождения звучит «Калинка-малинка», то и дело мелькают портреты Гагарина, Ленина и светлый лик пионера. Апофеозом всего этого маразма стал самолетик, приземлившийся на Красной площади с улыбающимся лицом Матиаса Руста в кабине. Сейчас это кажется абсурдным, но тогда было очень актуальным. Особенно для американцев.
Продукт был готов к официальному релизу. Если бы не одно «но»: права. Американцы были уверены, что купили права у Штайна. Только вот Штайн не покупал прав у Пажитнова. Венгр не мог придумать, как объяснить заокеанским партнерам необходимость задержки выхода игры. И решил не объяснять вовсе.
В 1988 году релиз вышел сразу в двух странах: США и Великобритании. Проблем с продажами не было – тиражи все увеличивались, прибыль росла. Spectrum только успевал считать деньги и награды. Менее чем за год Тетрис получил три престижных поощрения: лучший потребительский софт, лучшая оригинальная разработка и лучшая развлекательная игра. Но сам отец разработки оказался не у дел на этом празднике жизни.
Он покинул Академию Наук и перешел в Элетроноргтехника (ЭЛОРГ) – новообразованную но перспективную компанию. Новые коллеги рассказали Пажитнову всю правду жизни: если бы он в свое время проконтролировал действия венгерского дельца, был бы сейчас обеспеченным человеком. Математик с доводами друзей согласился и начал давить на Штайна.
В это же время активизировались и венгры. Они тоже предъявляли свои претензии соотечественнику. В довершении ко всему, вездесущие журналисты тоже раскопали всю правду об игре и раздули в прессе нешуточную шумиху. Штайн оказался в незавидном положении. В отчаянии он согласился на условия русских и заплатил им столько, сколько те просили. Правда, речь шла только о варианте для ПК.
Время для игр
Но Mirrorsoft держал руку на пульсе событий. Очень скоро представители компании почуяли, что понятие компьютерная игра выходит за пределы самого компьютера. Начиналась эра консолей. В свете такого положения дел Mirrorsoft затребовала у Штайна консольный и аркадный варианты. Венгр пытается купить права у русских, но терпит фиаско. Однако это обстоятельство не помешало продать права консольной версии японской Sega. Игра расходится двухмиллионным тиражом и приобретает небывалую популярность в стране восходящего Солнца. И вот тут начинается настоящая чехарда с правами. В той же Японии появляется версия для карманных консолей. Остальные же варианты расходятся с прилавков магазинов, как горячие пирожки. Каждый уважающий себя подросток считал своим долгом и иметь копию Тетриса, это было даже элементом престижа. Да что подросток – в Тетрис играли все от мала до велика. Да вот легальной была только ПК-версия. Ее еж в середине 80-х продали на законных основаниях. О всех же остальных модификациях в СССР не знали. Но вскоре информация таки просочилась. Mirrorsoft, Sega, Spectrum, Andromeda, ЭЛОРГ и еще многие субъекты мирового игрового бизнеса вступили в ожесточенную борьбу за эту золотую жилу. После нескольких лет споров и препирательств (до суда дело не дошло) Nintendo заплатила по разным оценкам от трех до пяти миллионов долларов ЭЛОРГу. Из этих денег сам Пажитников получил новенький персональный компьютер и квартиру в Москве. На том и порешили.
Nintendo вложила большую сумму денег и не прогадала. Благодаря тетрису ее карманные приставки GameBoy разошлись 100 млн. тиражом. Сама же игра принесла компании $2-3 млрд., учитывая все лицензионные отчисления. Сам же Тетрис за 20 лет своего существования насчитывает около четверти миллиарда проданных копий всех модификаций. По признанию экспертов, это самая популярная игра всех времен.Не скоро какая либо другая разработка переплюнет ее по известности.
Наши дни
А что же герой нашего времени. После успешной сделки он понял, что на жизнь, оказывается можно зарабатывать разработкой игр и в 1989 году основывает компанию AnimaTek. За два года Пажитников с коллегами разработали более трех сотен игр и головоломок. Некоторые из них были использованы в таких проектах как Age of Empires от Microsoft и Final Fantasy Tactics от Square.
Но в начале 90-х в Союзе начинаеся смутное время. Перестройка и развал страны не давали Пажитнову работать и получать прибыль. Он был вынужден эмигрировать в США. AnimaTek он берет с собой. За границей программист сталкивается с другой проблемой. Если российский рынок еще был не готов к его разработкам, то американский был просто перенасыщен всевозможными играми. Конкурировать с мировыми гигантами было сложно. Пажитнов решает бросить AnimaTek и основать новую компанию с говорящим именем «Тетрис». Но ни известный бренд, ни настойчивость математика не помогли новому бизнесу. Доходы были крохотными, затраты – огромны. И в 1996 году Алексей Пажитнов решает: «Лучше работать на кого-то зато с отдачей» и перебирается под крыло Microsoft. В рамках этой организации он наконец-то нашел себя: математик занимается любимым делом, да еще и получает неплохие деньги за это. Рай на земле найден!
Уже через год под чутким руководством Пажитнова рождается The Puzzle Collection. Сборнику, конечно далеко до шедевра, но это была своеобразная проба пера. И через неполных два года на основе тех же головоломок выходит знаменитая Pandora Box (www.mobygames.com/game/pandoras-box). Это был успех. Теперь к славе Пажитнова добавились еще и деньги. Microsoft же не хочет даром платить одному из своих ведущих программистов, и использует в своих целях даже его имя. На всех коробках с Pandora Box обязательно помещалась надпись «от создателя Тетриса».
Сейчас Алексей Пажитнов живет и работает в США, трудится на ту же Microsoft. Теперь его взор переключился на Интернет: он разрабатывает игры для соревнований по Сети. Да, создать два шедевра за одну жизнь невозможно, но даже одного хватит, чтоюы утверждать – человек живет не зря.
Забавы ради
Чего только не станет придумывать человек от нечего делать! Просмотрев пару роликов на YouTube, я поняла, что наши офисные забавы — просто детский лепет. Студенты по всему миру превращают свои общаги в настоящие GameBoy слегка увеоиченный в размерах. Поочередно зажигая нужные окна на фасаде то собираются кубики, то ползает змейка, то составляются человеческие тетрисы
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Обзор ноутбука Acer Predator Helios Neo 16: золотая середина



Мы уже тестировали сбалансированные игровые ноутбуки Acer Nitro 16, Predator Helios 16 и Predator Helios Neo 14. Сегодня расскажем об увеличенной версии последнего — Predator Helios Neo 16

Xbox 360 оказалось легко взломать с помощью USB-флешки Microsoft Xbox хакер
BadUpdate использует уязвимость в гипервизоре Microsoft Xbox 360, а для его активации необходим специальный USB-ключ, код и пробная версия Rock Band Blitz
Tesla Autopilot не видит нарисованных дорог и детей в тумане из-за использования камер без лидаров Tesla
Критики сомневаются в подходе Tesla, поскольку камеры имеют ограничения, которые могут быть решены использованием лидаров.