Как сэкономить в Интернете?
11.01.12История появления самой бизнес-модели коллективных покупок началась вовсе не в Интернете. Придумали ее предприимчивые китайцы, от них же и пошел термин «tuangou» («туангоу»), что в переводе значит «групповая скупка» (варианты дальнейших терминов: – «групповая покупка», «совместная покупка», «коллективная скупка», «коллективный шопинг»). Так назвали общий принцип организации покупки, при котором несколько лиц объединяются в группу для совершения оптовой закупки товаров, получая при этом такую скидку, на которую каждый отдельный потребитель рассчитывать не мог. Изначально группы создавались в кругу друзей, но затем практика коллективных покупок пошла дальше – в Интернет. Ведь с помощью онлайнового сервиса объединить усилия может большее количество потребителей – следовательно, рассчитывать они смогут на большую скидку. Оригинальная идея перенести коллективные покупки в Интернет родилась в США. Два года назад молодой предприниматель Эндрю Мэйсон организовал сайт, на котором люди могли бы объединяться для совместного финансирования какого-нибудь дела. Но ушлые посетители быстро приспособили его для покупок в складчину. Например, предлагали вместе сходить в магазин и договориться о скидках. Мэйсон тут же просек «золотую жилу» и вскоре организовал теперь уже всемирно известный сайт Groupon.com. В итоге всего за несколько лет сформировалась сегодняшняя бизнес-модель, которой потребители успешно пользуются во многих странах мира.
С недавних пор начали появляться сегментированные зарубежные сервисы коллективных покупок – только для студентов либо работников определенной сферы
Существует несколько схем групповой покупки:
Стандартная – на товар нужно оставить заявку. После накопления определенного количества заявок собираются деньги, после чего осуществляется покупка и отгрузка товара. Минусом является то, что покупатель может не оплатить товар, в этом случае страдает вся группа. Также требуется значительная организаторская работа. Однако для минимизации такого рода рисков работают специализированные форумы и системы заказов.
Купонная — для получения услуги по льготной цене необходимо, чтобы покупка достигла определенного объема купонов. Поэтому подобные системы предлагают купить купоны, которые позволяют получить услугу со значительной скидкой. Если необходимое количество купонов продано, то акция считается состоявшейся и ими можно оплатить покупку. Если нет – деньги возвращаются покупателю, как правило, на его счет в личном кабинете. Существует два вида купонов – на оплату (к примеру, купоном ценой в 150 грн можно оплатить сумму в 600 грн) и на скидку (купон покупается, скажем, за 30 грн, а при оплате счета можно получить скидку в 50 %).
У «туангоу» есть еще несколько особенностей. Во-первых, срок действия предложений всегда ограничен – от нескольких часов до нескольких дней. Во-вторых, чтобы акция состоялась, должно быть продано определенное минимальное количество купонов. Кроме того, иногда для предложений устанавливается максимальное число участников.
Для просмотра информации о проходящих и уже прошедших акциях на сайтах таких сервисов регистрации, как правило, не требуется. В качестве дополнительного бонуса подобные сайты в основном предлагают бонусы за привлечение друзей (некую сумму на счет за каждого зарегистрировавшегося друга).
Лидерами в Европе и США среди таких сервисов считаются Groupon.com, LivingSocial.com, BuyWithMe.com и Tippr.com. В Украине направление коллективных покупок тоже набирает обороты, и наиболее известные проекты работают уже больше года.
Полезные ссылки: украинские сервисы коллективных покупок
Покупон (http://pokupon.com.ua). Первый отечественный сервис коллективных покупок. Сегодня представлен в восьми городах Украины. Скидки предлагаются на самые разнообразные услуги, их размер варьируется от 50 до 90 %. Доступна оплата в кредит. Проект продолжает развиваться – например, несколько месяцев назад был запущен совместный портал для пользователей Bigmir.net.
Groupon (http://groupon.com.ua). Детище первого американского сервиса коллективных покупок. Сервис отличается обязательной регистрацией даже для обычного просмотра (постоянно всплывает форма для логина и пароля), хотя на него можно зайти и с аккаунтов социальных сетей. Работает в шести городах Украины.
Випон (http://vipon.com.ua). Сайт по своей структуре и предлагаемому инструментарию практически не отличается от конкурентов. Главной особенностью ресурса является удобный интерфейс, с разделением акций по основным направлениям («Что купить», «Куда пойти», «Что поесть»), подробное описание акций, бонусная программа, партнерская программа и система оплаты. Доступен в семи городах Украины.
Vigoda.ru (kiev.vigoda.ru). Лидер по количеству городов – сервис готов сотрудничать с компаниями во всех областных центрах Украины и в АР Крым. Правда, доступные акции обычно есть в основном в городах-миллионниках. Отличительная особенность портала – информационное обеспечение. Здесь есть блог, форум, а с администрацией можно связаться через icq, skype и т. п.
КупиСкидку (kupiskidku.com). Сервис отличается от конкурентов некоторым количеством уникальных предложений. Кроме того, здесь внедрена весьма оригинальная модель оплаты за скидки – так называемая клубная карта, которая при ежемесячной абонплате позволяет получать все скидки бесплатно. Также клубная карта разрешает получать постоянные скидки 10-15 % на услуги партнеров.
В чем подвох?
При кажущейся очевидности экономии с сервисами коллективных покупок, на деле все оказывается не так однозначно. Очевидно, что скидочные сервисы выгодны трем категориям продавцов. Во-первых, тем, кто хочет продать услуги, на которые упал спрос, например, из-за сезонного фактора. Во-вторых, таким образом можно привлечь внимание к заведению, которое только что открылось. И в-третьих, даже стабильно работающие компании могут тем самым расширить свою клиентскую базу. Часто в стремлении продавцов продать больше товара кроется подвох для покупателей.
Самый простой аргумент против коллективных покупок – это соблазн покупки ненужных вещей. К сожалению, редкий покупатель устоит против возможности купить дорогой товар, когда ему сулят «несомненную» выгоду. Между тем главное антикризисное правило экономии по-прежнему остается неизменным: не тратить деньги на вещи, без которых можно легко обойтись. А сайты коллективных покупок подсаживают людей на скидки. Это значит, что люди часто могут купить то, что им на самом деле и не нужно. Поэтому перед покупкой стоит провести следующий несложный анализ – взять листок бумаги и написать на нем три причины, почему стоит приобрести желаемую услугу. Доказано: это простое действие влияет на поведение людей и они принимают более рациональные, то есть правильные решения.
Множество скидок предоставляются на товары и услуги класса люкс – то есть с довольно высокой наценкой за эксклюзивность. Таким образом, у покупателя появляется ощущение большей доступности роскоши, хотя и разовой. И если для общепита подобная скидка вполне может пригодиться (хотя не забываем о чаевых и сначала берем в руки калькулятор и считаем), то, к примеру, в медицинских и косметологических заведениях для неодноразовых услуг это, наоборот, может вылиться в сумму, которая на порядок больше планируемого бюджета. Простой пример: если девушка приходит сделать маникюр со скидкой, то ей предлагают еще и педикюр, но уже по номиналу. Кстати говоря, самые большие скидки делают на курсах танцев и в спортивных секциях. Ведь начав заниматься, многие входят во вкус и продолжают покупать абонементы по полной стоимости.
Кроме того, расчет делается и на то, что некоторые покупатели купонов не дойдут до продавца. По неофициальной статистике, примерно треть из тех, кто купил купон за 100 гривен на скидку в 50 %, не реализуют его. Приобрели в порыве жажды халявы, а потом забыли. Но потерять такую сумму для большинства не обидно. А компания между тем свою небольшую прибыль уже получила.
При покупке купона стоит прочитать все условия акции – от сроков использования скидки до различных исключений, при которых купон может быть недействителен
Стоит учесть также и то, что большинство покупателей купонов начинают использовать скидку за неделю-две до окончания срока ее действия. И иногда количество проданных купонов превышает пропускную способность заведения, потому компания-продавец может попросту физически не вместить всех желающих воспользоваться ее услугами. Пример из жизни: молодой человек захотел отметить свой день рождения с друзьями игрой в пейнтбол. Но когда стал бронировать время, оказалось, что все места на выходные дни забронированы на три месяца вперед. В итоге всей компании пришлось ехать играть поздно вечером в будний день, поэтому праздник был подпорчен. Мораль здесь такова: если акция очень популярна, нужно еще и позаботиться о том, чтобы успеть забронировать место в удобное для вас время.
Мы также не откроем Америки, если заметим, что чем больше заявленная выгода от купона, тем большие могут быть ограничения по его использованию. Примеры для прояснения: йога только во вторник утром, обед только в ресторане в понедельник, не больше одного купона на стол (человека), скидка только посетителям, пришедшим в первый раз… Перечень требований может быть какой угодно, потому особое внимание стоит обращать на условия.
Траты с умом
Однозначно негативные выводы о коллективных покупках делать не стоит. Но как и в любом шопинге здесь можно сэкономить, если выработать для себя несколько простых правил.
- Составьте список своих приоритетов. То есть куда вы хотели бы сходить и без скидки. Разузнайте примерные цены. А затем ищите подобные акции на скидочных сайтах.
- Просчитайте, действительно ли предлагаемые расценки выгодны. Бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы продавать услуги по дешевке, и могут хитрить. Сравните цены со среднерыночными. Их легко можно узнать в Интернете.
- Если сомневаетесь, позвоните как провайдеру акции, так и в ту компанию, которая устраивает распродажу. Лучше пользоваться проверенными сайтами, которые дорожат своей репутацией.
- Если не хотите рисковать деньгами, расплачиваясь онлайн, заведите специальную банковскую карту для покупок в Интернете.
- Узнайте перед покупкой, можно ли будет сдать купон и на каких условиях, если окажется, что вы не можете им воспользоваться или все места уже забронированы (такое тоже бывает). Обычно компании идут навстречу клиентам.
Удачных покупок и большой экономии!
Татьяна Фисенко
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор монитора Acer Nitro XF240Y S3: лучшее за меньшее
Игровой монитор Acer Nitro XF240Y S3 (UM.QX0EE.301) имеет необходимый минимум параметров для игр и при этом является бюджетным устройством. Расскажем про его возможности
Исследование: владельцы iPhone не любят ходить на свидания с владельцами смартфонов на Android
iPhone Андроид исследования смартфонСогласно исследованию Uswitch, 19% владельцев iPhone категорически не желают заводить отношения с пользователями Android, а среди молодёжи в возрасте от 18 до 34 лет этот показатель достигает 32%
Механизированный журнальный столик Carpentopod умеет ходить
разработкаИнженер-энтузиаст создал уникальный журнальный столик под названием Carpentopod, который способен самостоятельно передвигаться по комнате и даже подносить предметы.