Будущее глазами прошлого: ТОП-20 футуристических фильмов
16.04.111. «Путешествие на Луну»
Режиссер: Жорж Мельес
Франция, 1902
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0000417
Первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа. Короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне», была поставлена режиссером Жоржем Мельесом по его собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами принадлежащей ему актерской труппы. Фильм считается одним из безусловных шедевров раннего кинематографа благодаря постановочной изобретательности Мельеса, который блистательно выдержал ироническую интонацию и наполнил картину спецэффектами, большинство из которых изобрел сам. Так, хрестоматийную известность приобрел кадр, где снаряд попадает Луне прямо в глаз (посмотреть фильм можно здесь – www.youtube.com/watch?v=7Kpnbl3tn58&NR=1).
Сюжет таков: ученый делает в Академии доклад о возможности полета на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки. Снаряд падает на Луну. Академики выходят на поверхность Луны, любуются видом на Землю и ложатся спать. Утром они идут исследовать найденную пещеру, где встречают прыгучих селенитов (в фильме их изображали профессиональные акробаты). Расправившись с селенитами при помощи зонтиков, ученые решают вернуться на Землю, садятся в снаряд, после чего последний академик сталкивает снаряд с края Луны и сам прыгает следом. Снаряд падает в океан и благополучно доплывает до гавани. Прибывших путешественников с почетом встречают соотечественники.
2. «Метрополис» (www.kino.com/metropolis)
Режиссер: Фриц Ланг
Германия, 1927
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0017136
В 2026 году в Метрополисе, городе мрачных небоскребов, каста рабочих восстает против касты мыслителей. Шедевр немого кино от немецкого импрессиониста Фрица Ланга (снятый по роману его жены и соавтора Теа фон Харбоу) произвел невероятное впечатление на современников и оставил заметный след в культуре – многое из предсказанного Лангом воплотилось в жизнь. Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на производство и едва не стал причиной банкротства студии.
Коротко о сюжете: Метрополис состоит из нижнего и верхнего городов, соответственно в нижнем живут рабочие, добывающие потом и кровью большие деньги для своего хозяина и для верхнего города вообще, для другого, якобы настоящего Метрополиса. И, конечно, тут прослеживается идея эксплуатации бедных и беззащитных, идея рабства, которая актуальна и в наше время. Существует немало фильмов на подобную тематику, однако же «Метрополис» стал первым, где поднималась эта тема. Кстати, фильм снят всего за каких-то 5-7 лет до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Наверное, недаром это был один из любимых фильмов фюрера.
Декорации фильма, особенно учитывая время съемок, просто поражают – например, реализм машины Молох, своеобразный «видеотелефон». Для фильма было построено грандиозное количество миниатюрных моделей, изображавших как исполинские здания и машины будущего, так и отдельные автомобили. Спецэффекты фильма выполнены в большой степени с помощью покадровой анимации. В частности, так снимали движение машин по подвесным магистралям (ассистенты двигали каждую миниатюрную модель). Для изображения лучей света, ползающих по стенам Новой Вавилонской башни, художник Эрих Кеттельхут нарисовал около тысячи картин размером 40х60 см – по отдельному изображению для каждого кадра.
3. «Облик грядущего»
Режиссер: Уильям Кэмерон Мензиес
Великобритания, 1936
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0028358
«Облик грядущего» по сценарию Герберта Уэллса стал значимой вехой в истории кинофантастики. Хотя история этого направления к моменту создания фильма уже насчитывала более 30 лет, прежде проблемы развития цивилизации в фантастических фильмах серьезно не рассматривались. Единственным исключением был «Метрополис», со многими идеями которого создатели «Облика грядущего» впрямую полемизируют. Фильм также можно считать одним из первых примеров реализации постапокалиптической темы в кинематографе.
Кинолента рассказывает о 35-летней войне, которая со сменой оружия на более прогрессивное все сильнее разрушает мир и приводит к деградации общества, а затем резкому подъему благодаря технократическом прогрессу. Хотя прогресс в фильме показан неоднозначно – у него есть и противники. Кстати, с датой старта первой ракеты на Луну Уэллс явно промахнулся – в «Облике» это случилось в 2036 году.
4. «День, когда остановилась Земля»
Режиссер: Роберт Уайз
США, 1951
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0043456
В разгар холодной войны в Вашингтоне совершает посадку летающая тарелка: в ней прибывают посланник Клаату и его могучий робот Горт, делегированные федерацией планет, чтобы поставить народам Земли ультиматум о прекращении ядерных испытаний.
Запаниковавшие военные открывают по космолету огонь и ранят посланника. Клаату осознает, что единственный способ договориться с землянами — это узнать их изнутри: он совершает побег из госпиталя и начинает собственное исследование планеты. Под видом обычного человека, «мистера Карпентера», он снимает комнату у рядовой американской семьи. Ему удается встретиться с одним из ведущих американских ученых профессором Барнхардтом, которому он сообщает, что союз цивилизаций озабочен угрозой со стороны землян, создавших ядерное оружие и активно стремящихся выйти в космос. Главный расчет делается все-таки на здравый смысл землян, которые прежде всего должны сами понять пагубность гонки вооружений.
5. «Звездный путь» (www.startrek.com)
Режиссеры: Марк Дэниелс, Роберт Уайз, Хэл Сазерленд, Стюарт Бейрд, Джей Джей Абрамс…
США, 1966-2009 (всего 17 кинолент)
Фильмы на IMDb: www.imdb.com/title/tt0060028, www.imdb.com/title/tt0796366
Популярный научно-фантастический франчайз, включающий на сегодняшний день шесть телевизионных сериалов (в том числе мультипликационный), 11 полнометражных фильмов, сотни книг и рассказов, огромное количество компьютерных игр. По мотивам киноэпопеи создано множество работ поклонников.
Вселенная «Звездного пути» рисует космическую утопию будущего, в которой существует Объединенная федерация планет во главе с Землей. В это же время значительные территории остаются неизученными и готовят исследователям множество сюрпризов и открытий. «Наша цель — смело идти туда, где не ступала нога человека» — таков девиз героев «Звездного пути».
Вселенная эпопеи — один из наиболее детально проработанных искусственных миров. Каждый персонаж имеет свою биографию, каждая цивилизация — свою культуру, традиции и историю. В официальных источниках можно найти детальную историю вселенной, технические характеристики звездолетов, точные описания каждой мелочи — от рецептов традиционных клингонских блюд до правил игры в трехмерные шахматы.
6. «2001 год: Космическая одиссея» (www.kubrick2001.com)
Режиссер: Стэнли Кубрик
США, Великобритания, 1968
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0062622
Культовый кинофильм, оказавший огромное влияние на развитие кинофантастики и представляющий собой один из наиболее визуально интересных и сложных фильмов мирового кинематографа. Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, еще 10 других наград и 6 номинаций. В основу фильма легли рассказы Артура Кларка, автора тетралогии «Космическая одиссея», который сам и работал над сценарием.
На протяжении более чем двух часов перед зрителем разворачивается неторопливый сюжет фильма, построенный вокруг иноземных артефактов, позднее названных «монолитами».
Для исследования одного из «монолитов» было решено использовать готовящуюся экспедицию «Discovery One» по исследованию кольца и спутников Сатурна. Так как к тому времени люди еще не совершали столь длительные перелеты, команда исследователей была приведена в состояние анабиоза, а полет доверен трем членам экипажа — двум пилотам НАСА и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом HAL 9000. Однако помимо логических построений в алгоритмы работы HAL 9000 были привнесены и имитации человеческих эмоций, а также жесткие инструкции об истинной цели экспедиции со стороны военных.
Фильм особенно ценен своим визуальным рядом. По композиции кадра, работе камеры, цветовому оформлению и спецэффектам картина не имела себе равных на момент создания и по сей день считается одним из самых визуально интересных фильмов мирового кинематографа. А сцены посадки на Луну, а также движения астронавтов, полеты космических кораблей, состояние невесомости выглядят настолько реалистично, что в Америке до сих пор распространены слухи, будто в 1970-х годах Кубрик участвовал в так называемом «лунном заговоре» и снимал в Неваде сцены высадки на Луну американских астронавтов проекта «Аполлон».
«Космическая одиссея 2001» проводит зрителя через всю историю человечества — от каменного века к звездной эре, недостижимой пока и манящей цели. Фильм рассматривает интеллект как границу между животным и человеком и задает вопрос: а какой будет следующая граница и что будет за ней? «Одиссея» при этом, как и другие фильмы Кубрика, полна элементами сюрреализма и пронизана едкой сатирой и иронией над человеком. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от подозрительности и недоверия к созданным ими же машинам (http://metaphilm.com/philm.php?id=449_0_2_0_M).
7. «Солярис» (www.filmsolaris.narod.ru)
Режиссер: Андрей Тарковский
СССР, 1972
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0069293
Снятая Андреем Тарковским в 1972 году экранизация одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лема о контактах человечества с внеземным разумом. Фильм состоит из двух равных частей. По результатам опросов регулярно включается в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Обладатель гран-при Каннского кинофестиваля.
Действие происходит в отдаленном будущем. После провала миссии Бертона соляристика — наука, изучающая планету Солярис, — зашла в тупик. Свидетельство Бертона указывает на то, что океан планеты обладает разумом, который способен выборочно материализовывать образы, возникающие в сознании находящихся на планете людей.
Крис Кельвин вылетает на Солярис, чтобы выяснить целесообразность продолжения научной миссии на планете. Целью его путешествия является научная станция, на которой уже много лет живут ученые Снаут, Сарториус и Гибарян. На станции скептически настроенный Крис сам оказывается объектом исследований со стороны разумного океана планеты.
Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами Брейгеля, копией Венеры Милосской, музыкой Баха) выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. Предлагаемые режиссером ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство.
8. «Западный мир»
Режиссер: Майкл Крайтон
США, 1973
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0070909
В этом фильме впервые в полнометражном кино были использованы обработанные компьютером изображения (фрагменты, показанные с «точки зрения» робота). Для этого была разработана специальная программа оцифровки и обработки изображений. Создание 10-секундного эпизода потребовало 8 часов машинного времени.
Западный мир — это один из трех гигантских тематических парков, построенных на остатках американской природы. Есть еще Римский мир и Мир средних веков. За 1000 долларов в день туристы могут развлекаться в меру своих потребностей и аппетитов.
Роботов, населяющих эти парки развлечений, можно насиловать, убивать, любить, расстреливать, рубить мечом. С ними можно даже подружиться. Они никогда не дают сдачи и не испытывают эмоций.
Но вдруг в отлаженном механизме аттракциона что-то разлаживается. Компьютерная неполадка распространяется как чума. Роботы начинают восстание…
9. «Бегущий по лезвию» (http://bladerunnerthemovie.warnerbros.com)
Режиссер: Ридли Скотт
США, Гонконг, 1982
Фильм на IMDb: www.imdb.com/title/tt0083658
Культовый фильм по мотивам научно-фантастического романа Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968). Существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная версия с хэппи-эндом (1982), которая была плохо принята кинокритиками и провалилась в прокате, и так называемая режиссерская версия с открытым финалом (1992), которая по опросу ученых была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.
Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Человечество разделено на классы людей и репликантов — продуктов генной инженерии, искусственных людей, киборгов. Последние внешне практически неотличимы от людей, но находятся на положении их рабов и выполняют либо рискованные для жизни, либо унижающие достоинство функции. Несмотря на их производность от людей и второсортность, новейшие модели репликантов превосходят своих создателей физической силой и интеллектом.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор монитора Acer Nitro XF240Y S3: лучшее за меньшее
Игровой монитор Acer Nitro XF240Y S3 (UM.QX0EE.301) имеет необходимый минимум параметров для игр и при этом является бюджетным устройством. Расскажем про его возможности
Механизированный журнальный столик Carpentopod умеет ходить
разработкаИнженер-энтузиаст создал уникальный журнальный столик под названием Carpentopod, который способен самостоятельно передвигаться по комнате и даже подносить предметы.
Ноутбук Acer Swift 14 AI на платформе Qualcomm Snapdragon X начал продаваться в Украине
Acer Qualcomm ноутбук события в УкраинеAcer Swift 14 AI доступен в двух вариантах: с 10-ядерной однокристальной системой Snapdragon X Plus (X1P-64-100) и 12-ядерной SoC Snapdragon X Elite (X1E-78-100).