Возможен ли союз Tesla и AMD?

 | 07.00

Некоторое время назад один из американских каналов опираясь на слова руководителя GlobalFoundries, обнародовал информацию о сотрудничестве автопроизводителя Tesla с AMD, которое заключается в разработке последними микросхемы для автопилотирования транспортных средств. После этого заявления пресс-служба GlobalFoundries опровергла причастность их директора к распространению этой новости, но, как известно, дыма без огня не бывает, к тому же AMD довольно часто заключают подобные контракты и занимается разработкой различных микросхем, поэтому говорить о союзе Tesla и AMD вполне уместно.

Tesla autopilot

Что известно наверняка?

Основным преимуществом автомобилей Tesla в сравнении с другими авто такого же типа является наличие автопилота второго уровня. Автопилотом оснащены все Model S, выпущеные с 2014 года, а также Model X и Model 3. Для обеспечения работы автопилота в Model S и Model X используется аппаратная платформа MobilEye EyeQ3 или как ее называют в Tesla — Hardware 1, а все Model 3 работают с NVIDIA Drive PX2 или Hardware 2. Разработчики компании Tesla утверждают, что Hardware 2 имеет все возможности для обеспечения автономного вождения пятого уровня, компьютер для автопилота легко поддается не только модернизации, но и полной замене.

NVIDIA Drive PX2

Основная цель Tesla —  повышение уровня автопилота от второго до пятого. По мнению разработчиков компании, таких результатов достичь очень сложно, полагаясь на гарантии сторонних предприятий, поэтому в Tesla создали собственное подразделение, которое занимается разработкой микросхем и прочего программного обеспечения. Стоит отметить, что разработкой такого ПО занимается не кто иной, как автор прорывных процессорных архитектур для AMD и Apple Джим Келлер, а отдел искусственного интеллекта (Artificial Intelligence) и компьютерного зрения (Computer Vision) возглавляет Андрей Карпатый.

Обеспечение мощности и корректной работы автопилота зависит не только от программного обеспечения и качественного процессора, но и от камер, набора лидаров и различных коммуникационных технологий. Основная задача Д. Келлера – создание системы на кристалле (system-on-chip, SoC) с широкими возможностями в сфере искусственного интеллекта. Учитывая масштабы обеспечения работы автопилота, задания, стоящие перед Келлером значительно шире.

Несколько недель ранее, в сентябре, телеканал CNBC сообщил о совместном договоре Tesla и AMD, что подтвердил на конференции GTC 2017 Санджей Джа — исполнительный директор GlobalFoundries. Канал CNBC также сообщил, что в штате Келлера находится около 50 человек, которые интенсивно работают над производством компонентов автомобилей Tesla. После выхода этой информации в широкие массы акции AMD возросли на 5%, но сообщение о сотрудничестве содержит много неточностей, которые заставляют усомнится в не то что в заключенном договоре, но и в возможности союза впринципе.

Почему союз вызывает сомнения?

На конференции GTC 2017 присутствовало достаточное количество представителей прессы, которые могут опровергнуть информацию телеканала CNBC, поскольку, по их словам, Санджей Джа не только не упоминал в своей речи детали совместной работы с AMD, но и вообще не делал заявлений об их союзе даже в перспективе. Компания GlobalFoundries предлагает огромное количество технологических процессов, которые ориентированы на разработчиков микросхем для автомобилей, к тому же в своем выступлении GF использовали в качестве иллюстрации Model S от Tesla, но стоит ли делать выводы о факте сотрудничества и уж тем более подписания договора на основе косвенных доводов?

Стоит также отметить, что команду Келлера из 50 человек вряд ли стоит расценивать как самостоятельное подразделение Tesla, весь штат которой 33 тысячи человек. Несмотря на то, что факт стремления Tesla к вертикальной интеграции действительно есть, поспешных выводов делать не стоит, поскольку многие автопроизводители занимаются приобретением компонентов для транспортных средств на стороне, как например Audi и Mercedes сотрудничают с NVIDIA.

На сегодняшний день сотрудничество Tesla и AMD лишь слухи и разговоры, возможно даже, что это желание общественности объединить эти две компании в единое целое. К тому же пока не известно насколько серьёзны планы Tesla касающиеся вертикальной интеграции. Некоторые современные продукты компании, а именно автомобили Tesla Model S экипированы модемами, которые интегрированы в SoC. Производство таких модемов под заказ компанией AMD вызывает сомнения, что является еще одним противоречием в возможном союзе.

Три основных причины перспективности сотрудничества Tesla и AMD

Развенчивающие заявления и ложная информация, конечно же, отрицают наличие официального контракта Tesla и AMD, но называть их сотрудничество бесперспективным нельзя, поскольку, если учесть специфику создания автомобилей на автопилоте, то союз этих компаний мог бы стать одним из сильнейших в этой индустрии.

Как известно, высокоинтегрированная микросхема включает в себя вычислительные ядра общего назначения и специализированные блоки, которые отвечают за определенные нагрузки. На сегодняшний день есть множество компаний, которые занимаются разработкой различных микросхем, но качество их работы существенно уступает AMD, к тому же у них недостаточно опыта и авторитетности, поэтому пользоваться их услугами, если речь идет о Tesla, крайне рискованно. Список компаний, которые способны качественно создавать свои собственные процессорные разработки, также очень мал и лишь некоторым из них, таким как Apple и Qualcomm это удалось, а вот опыт Samsung удачным назвать нельзя.

В настоящее время автопроизводители даже не пытаются создавать собственные ядра и микросхемы, более того ни одна компания не берется даже за создание бортового компьютера для автопилота, что еще раз подтверждает перспективность совместной работы Tesla и AMD. Tesla естественно претендует на первенство в создании системы на кристалле (SoC) для автопилота, но если учесть многомиллионные затраты и большое количество необходимого для этой работы времени, то есть ли в этом смысл?

Сотрудничество именно с господином Келлером имеет смысл, ведь именно он как никто другой знает специфику работы AMD и какие возможности имеют их вычислительные ядра и микросхемы, а если вспомнить о том, что технологический процесс GlobalFoundries рассчитаны на SoC, то вероятность совместной работы вырастает в разы. Если предположить, что AMD создаст микросхему для Tesla, то это даст возможность использовать ее для уже готовых блоков, что ускорит процесс модернизации автомобилей и позволит Tesla выйти на совершенно новый уровень.

Как упоминалось выше, система автопилотирования – это не только качественный компьютер и грамотное программное обеспечение, но и огромный комплекс устройств. Разработка  специализированного SoC с AMD или любой другой компанией вполне может быть частью большого плана по созданию собственного совершенного автопилота пятого уровня. Современные радары для автомобилей базируются на микросхемах, произведённых по основе соединения кремния и германия (SiGe). GlobalFoundries является одной из немногих, кто использует SiGe с качественными транзисторами и при этом ом разрабатывает 55-нм SiGe техпроцесс. Создание радаров по последней технологии имеет большой смысл, поскольку позволит упростить работу автопилота, поднять его эффективность и сделать преимущественным путем перемещения части вычислений непосредственно на микросхему.

tesla amd

И в заключение …

Факт сотрудничества Tesla и AMD на данный момент очень противоречив, даже не смотря на возможность работы с Д. Келлером и стремление заполучить микросхемы, которые смогут обеспечить работу автопилотов пятого уровня. Спорные моменты есть и для компании AMD, поскольку разработка нужных микросхем требует больших ресурсов, как материальных так и человеческих, к тому же, по расчетам прибыль  будет составлять около $78 млн в год, что в сравнении с консольным бизнесом AMD не очень внушительная цифра. Тем не менее, понаблюдать за совместной работой Tesla и AMD, проанализировать, сколько микросхем будут реализованы, было бы крайне интересно.