Современный мобильник — как швейцарский нож (история уменьшения и заполнения корпуса), №2
10.09.08Играй, гармонь!
Siemens SL45 – первый плеерофон с карточкой памяти |
Извлекать различные звуки, которые при некоторой фантазии можно было назвать мелодиями, мобильные телефоны научились достаточно быстро. Естественно, первые мобилки «калинку-малинку» и «тореадора» еще не могли пропищать, но вопрос был только в желании производителя и спросе, возможность сия реализовывалась копеечной модификацией, которая практически не повышала цену телефона. Некоторые проблемы у первых «музыкофонов» были с памятью (тогда ее не хватало даже на телефонную книгу приличных размеров), но постепенно flash-память дешевела и ее объем в мобилках увеличивался до того заветного момента, когда о «весе» дополнительных midi-мелодий для звонков можно было уже не беспокоиться.
Впрочем, это все лирика, слабо связанная с функциональностью мобильника, которую проще всего назвать общим словом «медиаплеер». По-настоящему задумываться о такой возможности стали, как ни странно, после появления первых телефонов с функцией диктофона. Тогда использовались исключительно «внутренние» форматы записи звука, с очень слабым качеством — все из-за небольшого объема встраиваемой памяти. Однако, как правило, все эти форматы были вариациями на тему старого доброго WAV (что тоже было связано с аппаратными ограничениями, поскольку более сложные форматы требовали большей мощности встроенного процессора для своего декодирования).
Спустя еще некоторое время в дополнение к различным вариантам midi-мелодий для звонков стали встраивать возможность проигрывания вот таких страшно пережатых, но все же «реальных» мелодий, названных позже «реалтонами» (а в простонародье «звонки с голосом» :-). Появление mp3-телефонов стало всего лишь вопросом времени.
SE Walkman W660i |
Первыми до идеи совмещения плеера и телефона додумались умельцы из компании Siemens (кстати, на их счету есть еще одна знаковая разработка, о которой скажу чуть позже). В 2000-м году был выпущен телефон имидж-класса Siemens SL 45. Технологически он представлял собой еще одно новшество, которое впоследствии стало стандартом для всех последующих плеерофонов. В SL 45 был встроен слот для flash-карточек формата MultiMedia Card (MMC) и в комплекте поставлялась карта на 32 Мб. На свое время вполне неплохой запас памяти для mp3-плеера. Впоследствии объем основной памяти телефона особо наращивать не пытались (вернее, он тоже увеличивался, но такие модели, как правило, не считались мультимедийными, даже при наличии приличной камеры и mp3-плеера), главной идеей оставалось наличие разъема для съемных флэшек. Выгода была очевидной (и остается таковой до сих пор): емкость flash-микросхем растет, цены стремительно падают — если ориентироваться на объем встроенной памяти, то вполне еще конкурентоспособная модель рискует стать устаревшей или просто невыгодной покупкой. Из последних плеерофонов ярчайшим примером оправданности такого подхода является SonyEricsson W300i, который за последний год практически не упал в цене, и при этом до сих пор остается очень популярным в своем сегменте. Малый объем комплектной флэшки (256 Мб) не является для него проблемой, учитывая цену ниже 1000 гривен, к нему можно спокойно докупить карточку на 1-2 Гб, и в результате все равно получится дешевле, чем при покупке свежей модели с картой аналогичного объема. В то же время с функциональностью и удобством фирменного проигрывателя Walkman уже давно никаких вопросов не возникает. По количеству поддерживаемых форматов и качеству звучания с ним могут поспорить только на порядок более дорогие смартфоны и коммуникаторы. В том же, что касается удобства управления, у Walkman вообще конкурент всего один — это продукция Apple, которая вовсю использует сенсорные панели. Впрочем, это тоже вопрос спорный, некоторым нравится сенсорный «джойстик» iPod-ов, а другим гораздо приятнее ощущать под рукой реальные кнопки, на которых четко ощущается клик. Дело вкуса.
Музыкофон от Nokia – 5310 Xpress Music |
Кроме карточки первый плеерофон комплектовался USB-доком, с помощью которого можно было связаться с компьютером и «залить» музыку (ну, помимо обычной на то время синхронизации адресной книги и органайзера), а также стереогарнитурой.
Кстати, по части гарнитур производители до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, какой вариант лучше. Первые плеерофоны (в том числе и Siemens SL 45) поддерживали только «родные» гарнитуры с фирменным разъемом. Неудобство такого подхода очевидно, пользователь вынужден тратить больше денег (гарнитуры с «хитрыми» разъемами дороже обычных наушников аналогичного качества) и мириться со скудным выбором вариантов наушников. Поэтому сейчас наиболее популярным является вариант гарнитуры-переходника, в которой имеется стандартный разъем minijack.
Компания Nokia предлагает в некоторых своих моделях (например, из свежего, Nokia N82) третий вариант. Разъем minijack располагается прямо в корпусе телефона, поэтому пользователь может обходиться вообще без гарнитуры, пользуясь исключительно теми наушниками, которые ему больше понравятся. При этом одна из важных функций гарнитуры вполне по силам и обычным наушникам — речь идет о роли антенны для FM-радио. Но если вспомнить, что речь идет все-таки о телефоне, нужно сказать, что гарнитура-переходник определенно удобнее. Когда телефон нужно использовать именно как телефон, тем, у кого имеется гарнитура, не приходится снимать-надевать наушники и доставать аппарат из кармана (входящие вообще принимаются одной кнопкой, расположенной рядом с микрофоном на петлице, которая пристегивается к одежде). Так что, отдавая должное заботе инженеров Nokia об удобстве клиентов, все-таки отметим, что разъем minijack на самом телефоне пригодится далеко не всем.
iPod Nano играет mp3 на час меньше, чем SE Walkman |
А теперь хочется развеять один миф, в который я сам верил до недавних пор. Дело в том, что ранние плеерофоны обладали достаточно скромным временем работы от одной зарядки (да что там говорить, даже без плеера телефон мог спокойно «сесть» в течение одного насыщенного дня). Поэтому разряжать средство связи, без которого современному человеку обходиться уже не так-то просто, хотелось не каждому. Но прогресс не стоит на месте, и время работы всех без исключения портативных устройств за последние восемь лет выросло в несколько раз. И в результате плеерофоны добрались до важной психологической отметки — суток непрерывной работы в режиме проигрывания mp3.
Тут надо сделать одну небольшую ремарку. Дело в том, что на данный момент большинство производителей мобильных телефонов стремится к переходу на экраны с разрешением 240х320 точек, которые являются стандартом для коммуникаторов и смартфонов. А, стало быть, все варианты веб-страниц для мобильных устройств (за исключением wap-страниц, которые уже почти отжили свое), а также софт, в который можно занести и мобильные варианты офисных приложений, оптимизированы под это разрешение. Что ж, стремление вполне похвальное, однако вполне очевидно, что в результате установки такого экрана (а именно экран на данный момент можно назвать самым «прожорливым» элементом телефона) растет его цена и, что самое плохое, падает время автономной работы аппарата. В результате заветной отметки в 24 часа достигла пока только уже упомянутая выше компания SonyEricsson (в частности, мой SE W660i отрабатывает это время на 90% громкости при подключении комплектных «затычек»). Нужно сказать, что заявленное время работы телефона в режиме плеера у свежих моделей SE вообще-то составляет 25 часов, но очевидно, что это достижимо только в «тепличных» условиях, при минимальном использовании органов управления (активизирующих экран и подсветку клавиш). Тем не менее, конкуренты пока что даже в специализированных плеерофонах до такой отметки не добрались (например, Nokia 5310 XpressMusic имеет заявленное время работы 20 часов, реальное, очевидно, будет ниже), но процесс идет.
Motorola U9 – интересный плеерофон-раскладушка с внешним тачскрином |
Очевидно, что в течение суток хотя бы раз телефон (вместе с хозяином 🙂 появится либо дома, либо на работе, где можно будет без проблем подзарядить батарею.
Об удобстве плеерофонов говорить тоже долго не буду. Самым основным преимуществом можно назвать то, что с таким «гибридом» вы вряд ли пропустите важный звонок из-за того, что не слышали вызов. Плеерофоны останавливают проигрывание музыки в момент вызова, так что пользователь всегда сможет обратить внимание на входящий звонок.
Если же говорить об отдельных плеерах (ну, для сравнения), то возьмем, пожалуй, всемирно признанный эталон — iPod Nano, в котором тоже используется flash-память (но не карточки, что заметно снижает их привлекательность для нашего практичного покупателя). Последняя итерация этой линейки может похвастать временем работы от одной зарядки… до 24 часов!
Siemens S10 – первый мобильник с цветным экраном |
Надеюсь, вас эти цифры убедили в том, что толковый плеерофон получается гораздо более удобной альтернативой двум отдельным устройствам. Но остается еще один вопрос, который касается воспроизведения видео. В этом отношении ситуация пока что не настолько радужная, как в случае с музыкой. Например, серия SonyEricsson Walkman (с плеером версии 2.0) способна воспроизводить форматы MP3 , AAC, AAC+, E-AAC+, WAV, WMA, AMR и m4a без каких-либо ограничений по битрейту (включая файлы с переменным битрейтом). Но в то же время большинство аппаратов SE поддерживает только один формат видео — 3gp. Для любого владельца относительно современного телефона особенности этого формата не являются тайной — он предлагает неплохое качество картинки при очень высоком уровне компрессии (больше всего, как ни странно, страдает звук, а не изображение). Но в то же время пользователь становится «ленивее» год от года, да и качество 3gp оставляет желать лучшего. Поэтому возможность того же iPod Nano проигрывать обычные avi и mov привлекает многих. В мобильных телефонах подобной функциональностью могут похвастать пока немногие, да и цена на такие аппараты вряд ли устроит всех. Но, честно говоря, не вижу никаких проблем с превращением массовых мобилок (а не только моделей высшего ценового сегмента) в «видеофоны» в самые короткие сроки. Как и в случае с mp3, вопрос лишь за небольшим увеличением мощностей стандартных «мобилочных» чипов и падении цен на flash.
Nokia N-Gage первого выпуска, функциональное слонячье ухо |
Кстати, о памяти. В нашем цикле материалов, посвященном flash-микросхемам, было уделено некоторое внимание различным форматам карточек от разных производителей. Так вот, на данный момент различия между отдельными разновидностями «флэшек» стираются все больше и больше. Не будем брать в расчет формат SDHC (для мобилок это пока еще слишком), но в том, что касается Sony Memory Stick (в том числе и форм-фактора М2), его «ценовой отрыв» от SD/MMC тает с каждым днем. В то же время благодаря тому, что Sony поддерживает и развивает свой формат на протяжении стольких лет, в любом кард-ридере, который рассчитан хотя бы на 3 принципиально разных формата (то есть, MS, MS Pro и MS Duo, например, считаем за один формат), присутствует поддержка Memory Stick. Наиболее актуально это для владельцев ноутбуков — перенос информации на карточку через кард-ридер получается гораздо быстрее, чем по USB-кабелю или Bluetooth. Правда, для этого нужно иметь «расширитель» мини-формата до размеров своего «старшего брата». То есть, MicroSD — до SD, а Memory Stick M2 до обычного MS. Жаль только, что производители телефонов частенько жлобятся и не кладут в комплект таких переходников (отдельно их, естественно, тоже никто не продает, так что приходится покупать вторую карточку и использовать один переходник «на двоих»).
Вкратце, подытоживая все вышесказанное, я могу просто-напросто сказать, что с появлением плеерофонов судьба отдельных mp3-плееров (включая те, которые проигрывают видео) уже фактически решена. Когда телефоны научатся крутить видео на протяжении хотя бы 10-15 часов без перерыва, плеерам просто не останется места на рынке.
Flawless Victory!
Смартфон Nokia N82 номинально ещё принадлежит к серии N-Gage (и имеет в меню соответствующий пункт), но назвать его игрофоном язык не поворачивается |
Признаюсь честно, вычислить, в каком из телефонов впервые появилась возможность запуска игр, мне не удалось. Но не особо и старался, поскольку на данный момент это уже абсолютно не важно — первые робкие попытки сделать мобилку игровой платформой были очень слабо похожи на то, что началось после того, как мобильные процессоры перевалили некую планку производительности, а их экраны стали достаточно крупными и (что, пожалуй, еще важнее) цветными.
Кстати, первый «цветной» телефон тоже числится на совести компании Siemens. Таковым стал Siemens S10, выпущенный аж в 1997 году. Трубка поддерживала всего 4 цвета (красный, синий, зеленый и белый), но лиха беда начало, первые цветные компьютеры с CGA-адаптерами тоже четырьмя цветами обходились. Дальше, как обычно, все пошло по накатанной — 16 цветов, 256, 48 000… Ну, до 32-битного пока еще не добрались, но скажем по секрету, современные ЖК-мониторы тоже 32-битный цвет по-честному показывать не умеют. Так что условный паритет достигнут. Промежуточное звено в виде экранов с 256-ю градациями серого тоже надо упомянуть, но и только.
Итак, игры. Как и в случае с mp3-плеерами, мобильные телефоны развивались параллельно с первыми портативными консолями, самой успешной из которых в первые годы 21 века была GameBoy Advance. Вместе со своей модификацией SP эта консоль только в Европе на 2004 год (время запуска портативной консоли следующего поколения — Nintendo DS) разошлась в количестве 6.5 миллионов штук. Такой рынок оставлять без внимания было бы просто преступлением против здравого смысла. Тем более, что мобильные телефоны по всем признакам «тянули» на мобильные консоли — есть экран (цветной), есть кнопки и есть хорошие возможности для воспроизведения звуков (как midi, так и wav).
Sony PSP – качество игр на этой консоли не уступает качеству игр на Play Station 2, а до этого уровня Java-играм ещё расти и расти |
В результате на 2002-2003 годы пришелся настоящий «игромобильный» бум, в ходе которого многие компании старались откусить свой кусок пирога.
Прежде всего нужно отметить четыре основных независимых игровых платформы (не для каждой из них подходит термин «движок») — J2ME, ExEn, Mophun и WGE. Если последние три сейчас могут вам мало о чем сказать, то более привычное название J2ME (Java 2) должно быть известно практически каждому. Игровой платформой Java может считаться лишь довольно условно, по-настоящему толковые игры на ней стало возможно писать только в последнее время, после появления RISC-процессоров для мобилок с аппаратной поддержкой обработки Java-кода (о них я писал в прошлом номере). А на 2002-2003 года преимуществом Java была только ее универсальность — эта платформа была создана для приложений на любой вкус, от органайзеров до офисных пакетов, от браузеров до медиаплееров — и так далее. Основным же недостатком Java была (и до сих пор остается, пока еще не все телефоны имеют современные процессоры) низкая производительность. Тем не менее, универсальность J2ME обеспечила этой технологии повсеместное распространение, ведь телефоны покупали далеко не в первую очередь ради игр. А возможность установки дополнительных приложений без нудного процесса перепрошивки стоила многого. Распространенность Java в итоге сделала эту платформу фактически основной для разработчиков игр для мобильных телефонов, несмотря на всю «тормознутость».
На момент своего появления очень многообещающе выглядела платформа Mophun, разработанная компанией Synergenix. В 2002 году по отдельным тестам скорость выполнения программного кода на Mophun превышала скорость Java в 150 раз! Однако слабым местом этого движка оказался… маркетинг. Разработчикам удалось убедить в перспективности своей технологии только компанию SonyEricsson, которая выпустила с поддержкой Mophun модели T300, T310 и T610 (и еще несколько, имевших с этими моделями общие «потроха», например, T230, который был родным братом Т310). Владельцы этих телефонов должны помнить, насколько быстрыми и качественными были игры на этих телефонах, но в то же время, насколько мал был их выбор. Поскольку SonyEricsson в то время не задавалась целью создать «игрофон» (у Sony как раз начался серьезный спад продаж плееров серии Walkman и все силы мобильного подразделения были брошены на создание плеерофонов, первым из которых стал W800, выпущенный в 2005 году, ну а игровой рынок была должна захватить мобильная консоль PSP, в чем, кстати, вполне преуспела), а другие производители проигнорировали Mophun, этой платформе не суждено было выжить.
Game Boy Advance SP — портативная консоль, с которой пытались конкурировать первые специализированные мобильные игроплатформы |
Собственно, одной из причин гибели технологически удачного Mophun’а можно считать и то, что второй мировой лидер на рынке мобильных телефонов, компания Nokia, в то время активно продвигала в массы платформу собственной разработки — N-Gage. Для нее в октябре 2003 года был создан специализированный телефон Nokia N-Gage, который действительно больше походил на консоль, чем на телефон. Игры на N-Gage выглядели гораздо лучше, чем на других телефонах с поддержкой Java (но и Java-игры N-Gage поддерживал), однако сам телефон оказался довольно спорным. Больше всего нареканий ему досталось за непривычное расположение динамиков и микрофона — на ребре. Из-за этого во время звонков абоненту приходилось прикладывать N-Gage к голове в позиции «слонячьего уха», а это не только было неудобно, но и выглядело со стороны просто смешно.
Обновленный Nokia N-Gage QD решил некоторые проблемы предшественника, получил нормальный динамик и микрофон, однако лишился mp3-плеера, FM-радио и разъема USB. Тем не менее, благодаря более низкой цене, N-Gage QD пользовался большей популярностью, чем его предшественник (причем при поддержке Java самостоятельная установка mp3-плеера не составляла особого труда). Как игровая платформа N-Gage жив до сих пор, однако ее старт пришелся как раз перед запуском Nintendo Double Screen (DS) и Sony Play Station Portable (PSP). При всех своих преимуществах N-Gage просто не мог выдержать конкуренции с двумя монстрами игрового бизнеса, имевшими в активе отличную базу игровых франчайзов и команд разработчиков.
Платформы ExEn и WGE ничем особым не запомнились, да и не актуальны они сегодня, поэтому, с вашего позволения, о них более ничего рассказывать не буду.
В итоге мы имеем практически безраздельное доминирование J2ME в качестве игровой платформы для мобильных телефонов, а тот факт, что наконец-то появились процессоры с аппаратной поддержкой Java, пророчит этому рынку большое будущее. Но как ни крути, органы управления обычных «трубок» под активный гейминг заточены очень слабо, поэтому вопрос о настоящих игрофонах пока еще открыт. Возможно, таковым станет новое поколение N-Gage или неожиданно «выстреливший» iPhone (недавно Apple открыла доступ к SDK для своего мобильника, который в первый же день загрузило более 100 000 пользователей; не факт, что все они создадут хотя бы по одной игре, но перспективы для игроманов с iPhone вырисовываются очень радужные). Но так или иначе, спорить на рынке портативных консолей с Sony и Nintendo пока никому не под силу.
Возможно, кто-то ожидал появления в ближайшем будущем продукта под названием «SonyEricsson PSP» или что-то в таком духе, однако обновленная PSP не имеет никаких намеков на поддержку мобильных сетей. Так что, несмотря на гораздо лучшие предпосылки, чем в случае с фотокамерами, мобилкам пока не светит стать полноценной заменой для портативных консолей.
Снова не уложились в отведенное место, поэтому крепитесь, дорогие читатели, грядет еще и третья часть этого материала. В ней будет уделено особое внимание коммуникационным свойствам мобилок, а также экзотическим «гибридам» телефонов с другими устройствами.
Bateau
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор TWS-наушников Oppo Enco Air4: новее
У компании Oppo вырисовывается довольно разнообразное портфолио Bluetooth-наушников. Посмотрим, что предлагают доступные TWS-наушники Oppo Enco Air4
STALKER 2 отзывы: россияне платят за негатив война игры
Негативные отзывы S.T.A.L.K.E.R. 2 оплачиваются россиянами, но… недорого. Игра стала объектом информационной атаки и поэтому STALKER воспринимается не только как игровой проект, но и как символ стойкости Украины перед лицом российской агрессии.
BMW выпустила M3 GTR в дизайне из игры NFS Most Wanted BMW Need For Speed дизайн
В честь 30-летия серии игр Need for Speed компания BMW представила реставрированный автомобиль M3 GTR в том культовом дизайне и сине-серебристом цвете