GoPro HERO3 Black Edition и другие экшен-камеры
23.10.13
Спортивные экшен-камеры — их еще нередко называют экстремальными камерами или POV—камерами (point of view, от первого лица) — предназначены для использования в тех ситуациях, когда традиционные камеры оказываются неудобными в применении, недостаточно компактными или банально не выдерживают условий эксплуатации. С огромным количеством разнообразных креплений и аксессуаров экшен-камеры можно устанавливать практически везде: на велосипеде, мотоцикле, на наружных панелях и в салоне автомобиля, доске для серфинга, на шлеме, прямо на себе и т. д. Собственно, для этого они и созданы. Кстати, все большее распространение получают варианты использования камеры, когда съемка производится не от первого лица, а снимающий снимает себя сам. Например, камера крепится прямо напротив лица при прыжках с парашютом или во время трюков на велосипеде. Или еще распространенный вариант, когда снимающий направляет камеру, закрепленную на специальной штанге-штативе, на себя. Хочется же иногда видеть и себя в эффектном кадре. J Еще интересный момент: экшен-камеры все чаще используют для профессиональной съемки (передачи, различные ролики, фильмы).
Ввиду такого использования экшен-камера, разумеется, должна быть легкой, компактной и желательно прочной и водонепроницаемой. Некоторые производители делают защищенными сами камеры, но более распространенное решение — когда камера помещается в специальный защитный бокс, который идет в комплекте.
GoPro и остальные
Самыми популярными и, фактически, основоположниками класса являются экшен-камеры GoPro. Ниша таких камер сегодня уже настолько велика, что экстремальными камерами начинают интересоваться не только различные мелкие компании, но и крупные производители, например, Sony, JVC, Panasonic. Но в данный момент, несмотря на все их усилия, доминирующее положение занимает именно GoPro. Эти камеры настолько популярны, что GoPro является чуть ли не нарицательным именем для экшен-камер. Успех GoPro действительно впечатляет: в 2011 году компания продала около 800 тыс. своих камер, в 2012-м — уже 2,3 млн. Сегодня стоимость компании оценивается уже в несколько миллиардов долларов. Некоторые аналитики называют GoPro самой быстрорастущей компанией, которая занимается видеокамерами. А ведь начиналось все с малого…
В 2001 году у Ника Вудмана (Nick Woodman, основатель и управляющий компанией GoPro), 24-летнего парня, увлекающегося серфингом, родилась идея специального бласлета для крепления фотокамеры на руке, позволяющая снимать непосредственно в центре событий при катании на серфинге. Как продолжение идеи, в 2004 появилась его первая камера GoPro (пленочная фотокамера), а в 2006 году появляется уже цифровая камера GoPro, умеющая снимать десятисекундные VGA-видеоролики (
is very old» target=»_blank» rel=»nofollow»>youtu.be/_AxJkCHbtGw). Первая камера, снимающая в HD-качестве, вышла в начале 2010 года.
В чем секрет популярности? В данный момент камеры GoPro наиболее распространены на рынке, для них существует самое большое количество разнообразных аксессуаров и креплений. Они способны обеспечить высокое, если не самое высокое в классе, качество изображения. Да и если судить по одним характеристикам, только GoPro сегодня умеет снимать в режимах с разрешением выше Full HD. Можно вспомнить еще режим Protune (о нем далее в статье), альтернативу которому не встретишь в других камерах.
Использование экшен-камер сложно представить без вспомогательных приспособлений. Вполне логично, что для самых популярных экшен-камер на рынке (GoPro) доступен и самый широкий выбор различных креплений и аксессуаров, как фирменных, так и от сторонних производителей
Конструктивные особенности
Мы неоднократно указываем на то, что качество получаемого изображения в фотокамерах и видеокамерах сильно зависит от размера светоприемной матрицы. При прочих равных, чем больше матрица, тем выше качество. Но крупная матрица потребует и более крупного объектива, да и сама будет занимать больше места в корпусе. С учетом того, что экшен-камеры должны быть компактными и легкими, производителям не остается ничего другого, как устанавливать небольшие матрицы, которые, скажем так, способны обеспечить хорошее, но не высочайшее качество изображения.
Какого именно типоразмера получаются эти матрицы? В разных камерах по-разному, но если, для примера, возьмем мощную GoPro Hero 3 Black Edition, то там установлена матрица типоразмера 1/2,3”. Матрицы такого же типоразмера используются в очень многих компактных камерах. Матрицы камер в смартфонах, даже продвинутых, как правило, еще меньше.
Но небольшая матрица уместна в экшен-камерах не только из-за обеспечиваемой ею компактности. Экстремальные камеры не имеют системы автофокусировки. Объектив жестко сфокусирован на гиперфокальное расстояние, что обеспечивает самую большую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Чем меньше матрица, тем ГРИП больше. Применительно к GoPro Hero 3 Black Edition при широкоугольной съемке «все резко» в кадре будет начиная с расстояния примерно в 25 см от объектива и до бесконечности. Если бы матрица была крупнее, то «резкость в кадре» начиналась бы с большего расстояния.
Объектив у спортивных камер имеет фиксированное фокусное расстояние (зума нет), что обеспечивает его компактность и надежность (нет движущихся частей). Как правило, такие объективы имеют широкий угол обзора, который полезен не только тем, что в кадр помещается больше объектов, но и тем, что создается ощущение более высокой динамичности при съемке от первого лица. К примеру, если установить камеру на автомобиль, скорость будет ощущаться сильнее на ролике, снятом с более широким углом обзора.
Так как в экшен-камерах объективы имеют фиксированное фокусное расстояние (нет зума), изменение угла обзора происходит за счет использования разных участков на матрице. На рис. это показано схематически. Для максимально широкого угла обзора используется вся ширина матрицы (желтый прямоугольник на рис.), а для более узких углов обзора — участки в центре матрицы (зеленый и розовый прямоугольники)
Хоть объектив камер не имеет зума, камеры все же умеют снимать с разными углами обзора. Достигается это за счет использования части матрицы в центре. Можно было бы предположить, что в режимах не с максимально широким углом обзора качество съемки будет заведомо ниже, так как используется не вся матрица, но это далеко не всегда так. Дело в том, что камеры (не только экшен-камеры, а и обычные компакты, беззеркалки, зеркальные) при видеосъемке нередко используют не все пиксели матрицы. Процессоры камер просто не успевают на скорости в несколько десятков кадров в секунду снять данные со всех пикселей (а в современных матрицах их очень много), провести обработку каждого кадра с уменьшением его до разрешения Full HD (или другого выбранного) и все это еще и сконвертировать в видеоролик. Применяются некоторые алгоритмы, позволяющие обрабатывать пиксели выборочно или же с пропуском целых рядов пикселей на матрице. Кстати, такие вот пропуски нередко приводят к появлению на изображении нежелательных эффектов (роллинг шаттер, «желе»). К сожалению, такая любопытная информация о том, в каком режиме, при какой скорости съемки, сколько пикселей действительно использует камера, пропускаются они или нет, не предоставляется. К примеру, экшен-камера при записи видео 1080P30 и широком угле обзора вполне может использовать то же количество пикселей матрицы, что и записи видео 1080P30 с более узким углом обзора, и это притом что площадь, с которой снимаются данные, во втором случае будет меньше.
Формфактор
За редкими исключениями экшен-камеры имеют конструкцию, напоминающую уменьшенные фотокамеры, например GoPro, или же конструкцию, напоминающую уменьшенные видеокамеры, например Sony HDR—ASXX, Contour, камеры Drift. Преимущества и недостатки и одного, и другого типа конструкции зависят от того, куда устанавливаются камеры. GoPro удобнее крепить на груди, Sony HDR—ASXX и другие камеры подобной конструкции — на шлеме сбоку, к тому же они более аэродинамичны. В общем, на наш взгляд, каждый должен самостоятельно оценивать, какой формфактор ему будет удобнее. Из необычных решений можно привести довольно необычную камеру Panasonic HX—A100. Она словно состоит из двух частей: основного блока и выносного компактного модуля камеры, соединенного с этим блоком проводом.
Panasonic HX—A100 в оранжевом цвете
Хотя экшен-камеры GoPro занимают доминирующее на рынке положение, сегодня существует немало конкурентных решений как от крупных, так и от небольших компаний
Кадры в секунду
Если позволяет камера, то съемка со скоростью 60 кадр./с в формате Full HD будет хорошим универсальным выбором. Вместе с хорошим разрешением такие ролики будут воспроизводиться на вашем компьютере плавнее, по сравнению с записями 30 кадр./с. Если же планируется загрузка видео в Youtube, а YouTube по-прежнему поддерживает максимальную скорость воспроизведения в 30 кадр./с, то вы будете иметь некий запас кадров для эффектов slo-mo. Режим записи 120 кадр./с еще лучше подойдет для slo-mo-видео, но в данный момент камеры не позволяет снимать с такой скоростью в Full HD.
Пробуем в деле
Для практических экспериментов мы взяли популярную и мощную экшен-камеру GoPro HERO3 Black Edition. Совсем недавно эта камера была топовой в линейке GoPro (1 октября компания представила ее усовершенствованную версию GoPro HERO3+ Black Edition).
Сама камера не имеет крепления. Для монтажа ее следует использовать защитный бокс
Опыт использования GoPro HERO3 Black Edition вполне можно экстраполировать и на другие камеры GoPro, так как они очень похожи между собой, но, версия Black Edition имеет более продвинутые характеристики и возможности.
Сама камера очень компактная, ее размеры можно сравнить с обычным спичечным коробком. Впрочем, без защитного бокса вы вряд ли будете ее использовать, так как все крепления подсоединяются именно к боксу. Сама камера выполнена очень прилично и приятна на ощупь, хотя для такого устройства это и не столь важно. Крошечного ЖК-дисплея вполне хватает для настройки камеры и вывода самых необходимых параметров. А вот управление камерой не очень удобное. Все манипуляции и настройка осуществляются при помощи всего двух кнопок. На корпусе в нескольких местах размещены информационные светодиоды, помогающие определить состояние камеры, включена ли она, ведется ли запись, даже если вы не видите сам дисплей. Для быстрого включения Wi—Fi предусмотрена отдельная кнопка. Wi—Fi тут используется и для работы с пультом ДУ, который входит в комплект, и для подключения смартфона или планшета.
ЖК-экран очень небольшой, но его хватает для отображения всех необходимых настроек и контроля камеры
Пультом ДУ можно не только запускать и останавливать запись, но и полностью управлять и настраивать камеру, как и на самой камере, при помощи двух кнопок. На экран пульта может дублироваться информация с экрана самой камеры. Кстати, дальность действия пульта приятно удивила. Речь идет не о паре метров, когда вы, например, управляете камерой, закрепленной снаружи автомобиля, а о внушительных 180 м (заявленное производителем значение). Пульт, к тому же, допускает одновременное подключение до 50 камер.
Для зарядки камеры microUSB-провод, который используется в большинстве современных телефонов, не подойдет. Тут необходим провод со штекером miniUSB
HERO3 Black Edition, как и другие камеры GoPro, не имеет дисплея-видоискателя. Если вам все же необходимо видеть, что снимает камера, у вас есть несколько вариантов решения этой задачи. Среди аксессуаров доступен подключаемый к специальному разъему на камере цветной экран, или же вы можете подключить ваш смартфон к HERO3 Black Edition по Wi—Fi. Для работы необходимо установить фирменное приложение (поддерживаются устройства на базе Android и iOS). Изображение на смартфон передается с ощутимой задержкой, но все же это позволяет увидеть, куда именно направлена камера, что помещается в кадр и т. д. Кроме того, со смартфона можно производить настройку HERO3 Black Edition. Хорошее решение для тех, кому не очень удобно пользоваться двухкнопочным управлением на самой камере.
При желании все настройки камеры можно производить при помощи смартфона или планшета. Экран смартфона также можно использовать в качестве видоискателя
Сам бокс для камеры, да и аксессуары производят впечатление крепких надежных устройств. Учитывая опыт GoPro, в этом как-то даже и не сомневаешься. Бокс выдерживает погружение на глубину до 60 м, возможность управления камерой при этом сохраняется. Любопытный момент для сравнения: даже в своих самых защищенных часах Casio серии G—Shock производитель не рекомендует нажимать кнопки под водой. Если что-то случится со стеклом, находящимся перед объективом камеры, нет необходимости менять весь защитный бокс, предусмотрена замена только этого отдельного узла.
При записи видео вполне можно рассчитывать на полуторачасовую работу с отключенным Wi—Fi. С включенным Wi—Fi это время будет меньшим. Заметим, что если вы активировали Wi—Fi, он будет продолжать работать, даже если выключить камеру. Это необходимо для включения камеры со смартфона или пульта ДУ. Об этом стоит помнить, так как можно оставить камеру якобы выключенной, но она будет потихоньку разряжаться.
GoPro HERO3 Black Edition очень компактна
А что же качество съемки? Для начала надо сказать, что набор всевозможных режимов записи в HERO3 Black Edition очень богат. Имеется в виду сочетания разрешения, угла обзора, скорости съемки. Весь возможный набор перечислить очень сложно, поэтому для наглядности приводим скриншот из документации по камере, где эти все режимы удобно сведены в таблицу.
На что хотим обратить внимание… Если на рынке все же можно отыскать другие экшен-камеры, умеющие сминать в довольно тяжелом режиме 1080P60 (Full HD cо скоростью 60 кадр./с; например, это умеют экшен-камеры Sony), то вот режимы записи с разрешением выше Full HD доступны только в HERO3 Black Edition (и HERO3+ Black Edition).
При желании, камеру можно доукомплектовать цветным экраном
Коллеги с сайта ifixit.com (http://www.ifixit.com/Teardown/GoPro+Hero3+Teardown/12457/1) разобрали камеру GoPro HERO3 Black Edition и выяснили, что в качестве сенсора тут используется матрица производства Sony. Она имеет типоразмер 1/2,3” — кстати, информация о типоразмере матриц почему-то не указывается в спецификациях на сайте GoPro.
Объектив имеет фиксированное фокусное расстояние и фиксированную диафрагму F:2.8. Как мы указывали выше, автофокусировки камера не имеет. При этом все объекты в кадре будут в резкости на расстоянии примерно в 25 см от объектива (при широкоугольной съемке) и до бесконечности. Возможности съемки макро, соответственно, нет. Но для камеры можно найти немало различных насадок, которые, в том числе, позволят снимать макро. Объектив способен обеспечить действительно очень широкий (до 170°) угол обзора, что для экшен-камеры немаловажно.
Комплектным пультом ДУ можно не только управлять запуском и остановкой съемки, но и осуществлять полную настройку камеры. При этом информация на дисплее камеры будет дублироваться на дисплее пульта
С учетом размера самой камеры и особенностей матрицы, качество изображения, можно сказать, очень порадовало. Пробуя разные режимы съемки, мы не встретили каких-то явных проблем с роллинг-шаттером и появлением «желе», что нередко встречается в других камерах. Заметим, что режимы съемки с низкой скоростью (15 кадр./с при съемке 4K—видео) мы бы рекомендовали использовать лишь для каких
Инженер тестовой лаборатории
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!