Укртелеком против операторов: борьба за стратегический ресурс
27.08.08"Телеком. Коммуникации и сети" 7-8/2008, с. 34
Изначально на рынке сложилась ситуация, что деятельность операторов и провайдеров телекоммуникаций формировалась путем присоединения к телефонной сети общего пользования Укртелекома, так как национальный оператор выступал в роли точки обмена телефонным трафиком для других участников рынка.
Со временем Укртелеком стал управлять стратегически важной для всех участников рынка инфраструктурой — Центром управления сетями, сетью телефонных канализаций (ТК), которая, по мнению большей части игроков рынка, является коммунальной собственностью, в разное время переданной на баланс оператору. По словам члена правления ИнАУ Александра Ольшанского, сегодня Укртелеком, управляя этим ресурсом совместного пользования, практически «душит» бизнес всех частных операторов и провайдеров. По мнению главы правления ИнАУ Татьяны Поповой, Укртелеком использует доступ к телефонной канализации и предоставление каналов электросвязи в аренду в качестве инструментов конкурентной борьбы на рынке фиксированной и широкополосной связи. «Именно тот факт, что предприятие планируется приватизировать со всей национальной сетью ТК — масштабная проблема для дальнейшего развития рынка телекоммуникаций. Более того, от этого может пострадать потребитель», — считает Т. Попова. Насколько реальны опасения участников рынка и какова позиция руководства Укртелекома в этом вопросе?
Дело о приватизации — 2008
В последние два года ситуация с приватизацией Укртелекома еще никогда не была так близка к финалу и не вызывала серьезную обеспокоенность участников рынка телекоммуникаций, особенно в условиях «блокирования» работы регулятора отрасли (см. ТЕЛЕКОМ 3/2008).
Еще в начале прошлого года Верховая Рада приняла закон, который закрепил приватизацию Укртелекома на общих основаниях. Тогда в марте ФГИУ утвердил уточненный план размещения акций: закрепил в госсобственности 50 %+1 акция и запланировал продать 37,86 % акций на международных биржах и 5 % (по 1 %) — на украинских. Но правительству так и не удалось реализовать планы и провести торги на украинских биржах: тогда были реализованы только 0,07 % акций (см. ТЕЛЕКОМ 1–2/2008).
Однако президент Украины Виктор Ющенко выступил против вышеуказанной схемы приватизации Укртелекома и заявил о целесообразности продать контрольный пакет акций, что, по его мнению, позволит привлечь стратегического инвестора.
В январе 2008 года правительство во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко согласилось на такие условия: закрепить в собственности государства пакет из 25 % + 1 акция Укртелекома и выставить на продажу на конкурсных условиях 67,79 % акций (по принципам аукциона). И 16 января 2008 года Кабмин начал процесс подготовки к приватизации: утвердил список первоочередных объектов приватизации на текущий год, в который вошел и Укртелеком, а также начал работу по подготовке условий приватизации.
Далее в ситуацию вмешался президент, который потребовал вначале утвердить Государственную программу приватизации, а потом выставлять оператора на продажу. Кроме того, свои предостережения относительно приватизации Укртелекома выразила Специальная контрольная комиссия по вопросам приватизации. А именно должна быть предусмотрена продажа госпакета акций на международных фондовых рынках. Но, несмотря на все, Кабмин продолжал свою политику и начал подготовку предприятий к продаже, в частности и Укртелекома. Тогда в действия правительства вмешалась председатель ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко, которая на исполнение решения СНБО направила запрос в АМКУ о монопольном статусе Укртелекома и получила подтверждение, что оператор является монополистом на рынке местной телефонной связи.
После этого Фонд госимущества заявил о намерении прекратить подготовку Укртелекома к приватизации, поскольку АМКУ подтвердил его монопольное положение, а СНБО запретил его продавать до утверждения Государственной программы приватизации. Тем временем Кабмин утвердил условия продажи Укртелекома по стартовой цене 12 млн грн с аукционным шагом 125 млн грн. Стоит отметить, что окончательной версии условий приватизации оператора нет (по крайней мере в публичном доступе). Но известно, что в документе существуют около десяти поправок, которые, в частности, касаются обеспечения доступа других операторов к сетям связи Укртелекома.
Кроме того, еще в конце января 2008 года ФГИУ предложил потенциальным покупателям, в том числе и мобильным операторам, принять участие в разработке условий продажи контрольного пакета Укртелекома. Так, известно, что оператор «Киевстар GSM» направил в Фонд госимущества письмо с изложением своего видения принципов продажи национального оператора. Они сводятся к тому, что при приватизации Укртелекома «прежде всего нужно обеспечить не краткосрочное наполнение бюджета, а гарантировать соблюдение дальнейшего динамичного развития отрасли, не допустить негативное влияние на рынок телекоммуникаций и обеспечить баланс интересов всех участников рынка».
Сам себе регулятор
За долгие годы по-разному складывались отношения Укртелекома с другими участниками рынка телекоммуникаций. По словам директора компании Relcom Ukraine Алексея Бурсука, с 1994 года провайдер взаимодействует с Укртелекомом и с тех пор периодически изменялась политика Укртелекома: «Высказывалось мнение, что провайдеры паразитируют на его сетях, поэтому при получении какого-либо ресурса их вынуждали покупать опционы или применялись другие механизмы. Однако все вопросы так или иначе решались».
С осени 2007 года операторы заявляли об изменении отношения к ним Укртелекома в худшую сторону: начались серьезные задержки сроков выдачи технических условий (ТУ), искусственно был ограничен доступ к планшетам и картограммам ЛКС, канализационным сооружениям и многое другое. В частности, в данном вопросе за долгие годы политика взаимоотношений Киевского городского филиала (КГФ) Укртелекома с другими операторами складывалась на основе действующей тогда инструкции «О порядке взаимодействия КГФ Укртелекома с арендаторами кабельно-канализационных сооружений» (от 21.03.2001 года). Операторы отмечают, что механизм работы был четко отлажен и не было задержек с получением технических условий.
Однако, по мнению многих участников рынка, ситуация стала угрожающей с выходом «закрытого от всех операторов» приказа № 94, выданного 23 января 2008 года КГФ Укртелекома «Об установлении порядка разработки и предоставления ТУ КГФ Укртелекома для операторов (провайдеров) телекоммуникаций… и порядка предоставления допуска на проведение работ в кабельной канализации филии, согласно с предоставленными техническими условиями». В качестве примера Александр Ольшанский привел «казусные» пункты приказа, в которых прописаны случаи, когда оператору можно отказать в прокладке кабеля в ТК. В частности, если «реализация технических условий является убыточной для филии или предусматривает предоставление заказчиком услуг третьему оператору, или приводит к взаимосоединению сетей разных операторов». Если обобщить претензии операторов, можно подытожить, что при получении технических условий на проведение каких-либо работ, при разработке или утверждении проектов и др. операторы по отношению к Укртелекому находятся в ситуации дискриминации. В свою очередь, заместитель главы правления Укртелекома по вопросам маркетинга и продаж услуг Игорь Сиротенко согласился с необходимостью разработать условия получения операторами (провайдерами) ТУ для прокладки кабеля, однако пообещал, что картограммы ТК никогда не будут находиться в публичном доступе.
Основные ущемления операторов и провайдеров в правах со стороны КГФ Укртелекома были высказаны участниками рынка в ходе работы круглого стола «Конструктивный диалог операторов — возможность цивилизованного телекоммуникационного рынка Украины». В частности, они кроются в следующих пись-менных «объяснениях»: операторам не дают добро «в соответствии с перспективными планами развития Укртелекома, что касается развития сетей широкополосного доступа и подключения базовых станций мобильной связи третьего поколения Утел к АТС филии». Комментируя такие действия КГФ Укртелекома, И. Сиротенко ответил: «Я подтверждаю, что все вопросы, связанные с ТК, регулируются внутренними документами Укртелекома, так как она является собственностью предприятия. Согласно Хозяйственному кодексу Украины, Укртелеком имеет право распоряжаться своим имуществом. Что касается «необходимости докладывать кабель» операторам для «развития «Утел», то с этим вопросом я разберусь лично».
Кроме того, на сегодня действует еще один внутренний приказ Укртелекома — от 30 декабря 2003 года, которым введены тарифы на так называемый вход в телефонную канализацию. По словам президента компании «Адамант» Ивана Петухова, в этом приказе написано, что «строительство канализации и расширение существующей требует значительных капиталовложений, возврат которых должен быть компенсирован за счет предоставления места в ТК другими потребителями». «Таким образом, каждый раз при прокладке кабеля оператор платит Укртелекому за вход в ТК: до 12 мм — 1781 грн, 12–25 мм — 3,5 тыс грн, 25–41 мм — около 7 тыс грн, независимо от того, прокладывается новый кабель или заменяется старый. Более того, замена старого чаше всего идет с уменьшением диаметра кабеля», — подытожил он.
Однако руководство Укртелекома считает этот приказ судьбоносным, так как он позволил изменить сложившуюся практику нечестных работников Укртелекома брать деньги в свой карман, а операторов ходить и договариваться с его представителями на местах. В то же время И. Сиротенко выразил готовность о пересмотре тарифов: «Если операторы считают этот приказ нецелесообразным, нужно подумать, как сделать по-другому. Можно рассмотреть вариант, когда за вход в телефонную канализацию Укртелеком не будет взимать плату, но установим тарифы на выдачу технических условий, в которые включим плату за вход. И в таком случае Укртелеком будет гарантировать реальность их реализации, и, более того, может взять на себя обязанности по докладке каналов за определенную цену».
Отстаивая высокие тарифы за вход в ТК, и. о. директора Киевской городской филии Укртелекома Василий Гандабура привел данные, согласно которым срок окупаемости построения телефонной канализации с прокладкой волоконно-оптического кабеля составляет больше 100 лет. «Таким образом, сегодня Укртелеком не зарабатывает на сдаче в аренду ТК, хотя, возможно, нужно было бы этим заниматься», — сказал он.
Экономика вопроса
Наибольшее количество запросов от операторов и интернет-провайдеров касалось выдачи Укртелекомом технических условий на прокладку (докладку) кабеля в Киеве. Именно столицу и обслуживает КГФ Укртелекома, к которому было зафиксировано много претензий.
Отвечая на вопросы участников рынка телекоммуникаций, Василий Гандабура подготовил краткий об-
зор ситуации в столице и тенденций последнего времени. Так, если в 2005 году поступило 4200 запросов, то в 2007-м количество обращений операторов и провайдеров составило 7200. Для примера: в I квартале 2007 года от участников рынка поступило 620 обращений, тогда как за аналогичный период 2008-го — 1578 (трехкратный рост). Кроме того, если прежде операторы обращались за ТУ для прокладки (докладки) телефонного кабеля по конкретным адресам, потом — по названиям улиц, то сейчас обращения о выдачи ТУ касаются целых микрорайонов. И действительно, в последнее время операторы телекоммуникаций активно работают над телефонизацией жилого сектора в новопостроенных массивах, заключая эксклюзивные договоры с застройщиками, а также бизнес-сектора.
По словам В. Гандабуры, когда в Укртелекоме появляются заказчики в этих домах или бизнесах-центрах, оператор практически не имеет возможности туда «зайти».
Кроме того, были приведены другие цифры: в 2007 году КГФ Укртелекома сделал прокладку 590 км кабеля, тогда как операторы разных форм собственности — 2011 км (в четыре раза больше). В. Гандабура подытожил: «Это говорит о том, что есть доступ к ресурсам. Операторы ропщут, что Укртелеком не выдает технические условия, тем не менее уже в этом году нашей филией было выдано более 500 технических условий. Но из-за сильного увеличения объемов работ осталось много необработанных обращений — свыше 10 тыс. домов».
Операторы также высказывались о том, что Укртелеком в этом году практически прекратил продлевать сроки договоров аренды технологических помещений с другими операторами, которые уже создали в них тысячи технологических площадок. Отвечая на эти претензии, В. Гандабура заверял, что за последние три года в Киеве не было отказано ни одному оператору. Также, по его словам, Киевский городской филиал Укртелекома ни разу не отказал операторам в подключении их к телефонной сети оператора. В то же время Василий Гандабура отметил: «Возможно, были задержки во времени, связанные с необходимостью согласова-ний технических проблем и пр. Но хочу отметить, что наоборот сложилась ситуация, когда операторы резервируют за собой потоки, но не задействуют их».
Чей ресурс?
Еще в начале 2000-х годов было понятно, что подготовка к приватизации оператора невозможна без такого ресурса, как сеть телефонных канализаций, которая строилась многими госструктурами, после чего передавалась Укртелекому на баланс. Во время подготовки Укртелекома к корпоратизации возник вопрос о необходимости провести инвентаризацию всего имущества и описать все объекты, которые ему не принадлежат. Однако в случае его узаконивания в собственности Укртелекома нужно заплатить налоги: 30%-й на прибыль и 20 %-й на добавленную стоимость. И по состоянию на сегодняшний день Укртелеком проводит работы по узакониванию собственности и оформлению земельных участков, под которыми расположены кабельные канализации, а также часть земель, котораая отведена под другие службы, о чем заявил И. Сиротенко.
Решение этого вопроса усложняется из-за «пробелов» в украинском законодательстве, в котором не прописанный порядок оформления земель госпредприятиями. Внося в этот вопрос ясность, Игорь Сиротенко отметил, что «менеджмент оператора не является собственником этого ресурса или какой-либо другой части его имущества. Только правительство должно принять решение, каким образом и с каким имуществом (с телефонными канализациями или без них) будет проходить приватизация Укртелекома».
В то же время на сети ТК, которые строились не Укртелекомом, могут претендовать территориальные общины городов. В частности, о своих видениях заявила Киевская город-ская государственная администрация.
В свою очередь, И. Сиротенко выразил сомнения по поводу возможности управления таким ресурсом какой-либо муниципальной структурой: «Кроме того, необходимо будет внести изменения в типовой договор с операторами о том, что Укртелеком не несет ответственность за устранение неполадок до тех пор, пока оператора не пустит в ТК муниципальная служба. И мы будем этим пользоваться», — добавил он.
Возможности для прорыва
В условиях возрастающей конкуренции на рынке вопрос о повышении рыночной стоимости Укртелекома стоит как никогда остро. Доходы оператора, начиная с 2004 года не показывают яркую тенденцию роста. При этом такой ресурс, как телефонная канализация, переданная на баланс Укртелекома, является одним из «ценообразующих» факторов: «Мы четко должны понимать, что стоимость Укртелекома будет сильно зависеть от решения вопроса о собственности ТК», — считает И. Сиротенко.
Наиболее эффективный вариант выхода из ситуации операторы видят в необходимости внести изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях», а именно сделать «доступ в телефонную канализацию» телекоммуникационной услугой и за регулятором, НКРС, определить возможность разработки правил доступа туда. С таким предложением выступила Т. Попова. В свою очередь, И. Сиротенко предложил переформулировать фразу и вычеркнуть из нее слово «телекоммуникационная» и добавил: «Мы согласны принять участие в разработке таких изменений и внесем свои предложения. Мы отлично понимаем, что просто так блокировать доступ к ТК других участников рынка можно продолжать еще определенный период, но рано или поздно это приведет к кризису. Поэтому наш подход — разрешить его как можно раньше, но всем вместе. На самом деле, ведь для нас это тоже кусок бизнеса».
Свои предложения вынес И. Петухов: проводить конкурсы в тех местах ТК, на которые есть больший спрос. «Когда ситуация станет прозрачной, операторам будет ясно, на каких условиях можно получить доступ к канализации. Многие из них будут готовы сложиться деньгами и построить ТК». Кроме того, предлагался такой вариант: взимать с операторов высокую единоразовую оплату за вход в ТК, чтобы ее хватало на содержание и достройку каналов.
Тем не менее на сегодня все вопросы повисли в воздухе и окончательного решения Укртелеком не принял. Как стало известно позже, в это время Главная контрольно-ревизионная комиссия по распоряжению правительства проводила проверки деятельности оператора в прошлом году. В частности, по словам главы ведомства Николая Сивульского, результаты проверки установили «недочеты в просчетах», которые привели к тому, что государство недополучило дивиденды на сумму 100 млн грн. Кроме того, было выявлено нецелевое использование средств, превышение расходов на рекламу и многое другое. Несмотря на то что руководство Укртелекома опровергает информацию, ситуация видится неустойчивой и может негативно повлиять на процесс приватизации оператора.
Марина Бондарчук
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 — доступные флагманские технологии



У Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 одинаково хорошие дисплеи, емкие аккумуляторы, есть поддержка обновлений софта в течение 6 лет. Расскажем подробнее чем еще они интересны

Audi A6 Sedan будет выпускаться в версии мягкого гибрида Audi автомобиль
Audi A6 Sedan с классическим для бизнес-класса кузовом дополнила представленную ранее в марте A6 Avant и, как и универсал, построена на платформе Premium Platform Combustion (PPC).
Как рассчитать прибыльность ASIC-майнинга? криптовалюта майнинг Попросили разместить
Майнинг криптовалют с использованием специализированных устройств, таких как асик майнер, остаётся одним из самых популярных способов заработка на цифровых активах. Однако, прежде чем инвестировать в оборудование, важно определить его потенциальную прибыльность