Укртелеком против операторов: борьба за стратегический ресурс
27.08.08"Телеком. Коммуникации и сети" 7-8/2008, с. 34
Изначально на рынке сложилась ситуация, что деятельность операторов и провайдеров телекоммуникаций формировалась путем присоединения к телефонной сети общего пользования Укртелекома, так как национальный оператор выступал в роли точки обмена телефонным трафиком для других участников рынка.
Со временем Укртелеком стал управлять стратегически важной для всех участников рынка инфраструктурой — Центром управления сетями, сетью телефонных канализаций (ТК), которая, по мнению большей части игроков рынка, является коммунальной собственностью, в разное время переданной на баланс оператору. По словам члена правления ИнАУ Александра Ольшанского, сегодня Укртелеком, управляя этим ресурсом совместного пользования, практически «душит» бизнес всех частных операторов и провайдеров. По мнению главы правления ИнАУ Татьяны Поповой, Укртелеком использует доступ к телефонной канализации и предоставление каналов электросвязи в аренду в качестве инструментов конкурентной борьбы на рынке фиксированной и широкополосной связи. «Именно тот факт, что предприятие планируется приватизировать со всей национальной сетью ТК — масштабная проблема для дальнейшего развития рынка телекоммуникаций. Более того, от этого может пострадать потребитель», — считает Т. Попова. Насколько реальны опасения участников рынка и какова позиция руководства Укртелекома в этом вопросе?
Дело о приватизации — 2008
В последние два года ситуация с приватизацией Укртелекома еще никогда не была так близка к финалу и не вызывала серьезную обеспокоенность участников рынка телекоммуникаций, особенно в условиях «блокирования» работы регулятора отрасли (см. ТЕЛЕКОМ 3/2008).
Еще в начале прошлого года Верховая Рада приняла закон, который закрепил приватизацию Укртелекома на общих основаниях. Тогда в марте ФГИУ утвердил уточненный план размещения акций: закрепил в госсобственности 50 %+1 акция и запланировал продать 37,86 % акций на международных биржах и 5 % (по 1 %) — на украинских. Но правительству так и не удалось реализовать планы и провести торги на украинских биржах: тогда были реализованы только 0,07 % акций (см. ТЕЛЕКОМ 1–2/2008).
Однако президент Украины Виктор Ющенко выступил против вышеуказанной схемы приватизации Укртелекома и заявил о целесообразности продать контрольный пакет акций, что, по его мнению, позволит привлечь стратегического инвестора.
В январе 2008 года правительство во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко согласилось на такие условия: закрепить в собственности государства пакет из 25 % + 1 акция Укртелекома и выставить на продажу на конкурсных условиях 67,79 % акций (по принципам аукциона). И 16 января 2008 года Кабмин начал процесс подготовки к приватизации: утвердил список первоочередных объектов приватизации на текущий год, в который вошел и Укртелеком, а также начал работу по подготовке условий приватизации.
Далее в ситуацию вмешался президент, который потребовал вначале утвердить Государственную программу приватизации, а потом выставлять оператора на продажу. Кроме того, свои предостережения относительно приватизации Укртелекома выразила Специальная контрольная комиссия по вопросам приватизации. А именно должна быть предусмотрена продажа госпакета акций на международных фондовых рынках. Но, несмотря на все, Кабмин продолжал свою политику и начал подготовку предприятий к продаже, в частности и Укртелекома. Тогда в действия правительства вмешалась председатель ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко, которая на исполнение решения СНБО направила запрос в АМКУ о монопольном статусе Укртелекома и получила подтверждение, что оператор является монополистом на рынке местной телефонной связи.
После этого Фонд госимущества заявил о намерении прекратить подготовку Укртелекома к приватизации, поскольку АМКУ подтвердил его монопольное положение, а СНБО запретил его продавать до утверждения Государственной программы приватизации. Тем временем Кабмин утвердил условия продажи Укртелекома по стартовой цене 12 млн грн с аукционным шагом 125 млн грн. Стоит отметить, что окончательной версии условий приватизации оператора нет (по крайней мере в публичном доступе). Но известно, что в документе существуют около десяти поправок, которые, в частности, касаются обеспечения доступа других операторов к сетям связи Укртелекома.
Кроме того, еще в конце января 2008 года ФГИУ предложил потенциальным покупателям, в том числе и мобильным операторам, принять участие в разработке условий продажи контрольного пакета Укртелекома. Так, известно, что оператор «Киевстар GSM» направил в Фонд госимущества письмо с изложением своего видения принципов продажи национального оператора. Они сводятся к тому, что при приватизации Укртелекома «прежде всего нужно обеспечить не краткосрочное наполнение бюджета, а гарантировать соблюдение дальнейшего динамичного развития отрасли, не допустить негативное влияние на рынок телекоммуникаций и обеспечить баланс интересов всех участников рынка».
Сам себе регулятор
За долгие годы по-разному складывались отношения Укртелекома с другими участниками рынка телекоммуникаций. По словам директора компании Relcom Ukraine Алексея Бурсука, с 1994 года провайдер взаимодействует с Укртелекомом и с тех пор периодически изменялась политика Укртелекома: «Высказывалось мнение, что провайдеры паразитируют на его сетях, поэтому при получении какого-либо ресурса их вынуждали покупать опционы или применялись другие механизмы. Однако все вопросы так или иначе решались».
С осени 2007 года операторы заявляли об изменении отношения к ним Укртелекома в худшую сторону: начались серьезные задержки сроков выдачи технических условий (ТУ), искусственно был ограничен доступ к планшетам и картограммам ЛКС, канализационным сооружениям и многое другое. В частности, в данном вопросе за долгие годы политика взаимоотношений Киевского городского филиала (КГФ) Укртелекома с другими операторами складывалась на основе действующей тогда инструкции «О порядке взаимодействия КГФ Укртелекома с арендаторами кабельно-канализационных сооружений» (от 21.03.2001 года). Операторы отмечают, что механизм работы был четко отлажен и не было задержек с получением технических условий.
Однако, по мнению многих участников рынка, ситуация стала угрожающей с выходом «закрытого от всех операторов» приказа № 94, выданного 23 января 2008 года КГФ Укртелекома «Об установлении порядка разработки и предоставления ТУ КГФ Укртелекома для операторов (провайдеров) телекоммуникаций… и порядка предоставления допуска на проведение работ в кабельной канализации филии, согласно с предоставленными техническими условиями». В качестве примера Александр Ольшанский привел «казусные» пункты приказа, в которых прописаны случаи, когда оператору можно отказать в прокладке кабеля в ТК. В частности, если «реализация технических условий является убыточной для филии или предусматривает предоставление заказчиком услуг третьему оператору, или приводит к взаимосоединению сетей разных операторов». Если обобщить претензии операторов, можно подытожить, что при получении технических условий на проведение каких-либо работ, при разработке или утверждении проектов и др. операторы по отношению к Укртелекому находятся в ситуации дискриминации. В свою очередь, заместитель главы правления Укртелекома по вопросам маркетинга и продаж услуг Игорь Сиротенко согласился с необходимостью разработать условия получения операторами (провайдерами) ТУ для прокладки кабеля, однако пообещал, что картограммы ТК никогда не будут находиться в публичном доступе.
Основные ущемления операторов и провайдеров в правах со стороны КГФ Укртелекома были высказаны участниками рынка в ходе работы круглого стола «Конструктивный диалог операторов — возможность цивилизованного телекоммуникационного рынка Украины». В частности, они кроются в следующих пись-менных «объяснениях»: операторам не дают добро «в соответствии с перспективными планами развития Укртелекома, что касается развития сетей широкополосного доступа и подключения базовых станций мобильной связи третьего поколения Утел к АТС филии». Комментируя такие действия КГФ Укртелекома, И. Сиротенко ответил: «Я подтверждаю, что все вопросы, связанные с ТК, регулируются внутренними документами Укртелекома, так как она является собственностью предприятия. Согласно Хозяйственному кодексу Украины, Укртелеком имеет право распоряжаться своим имуществом. Что касается «необходимости докладывать кабель» операторам для «развития «Утел», то с этим вопросом я разберусь лично».
Кроме того, на сегодня действует еще один внутренний приказ Укртелекома — от 30 декабря 2003 года, которым введены тарифы на так называемый вход в телефонную канализацию. По словам президента компании «Адамант» Ивана Петухова, в этом приказе написано, что «строительство канализации и расширение существующей требует значительных капиталовложений, возврат которых должен быть компенсирован за счет предоставления места в ТК другими потребителями». «Таким образом, каждый раз при прокладке кабеля оператор платит Укртелекому за вход в ТК: до 12 мм — 1781 грн, 12–25 мм — 3,5 тыс грн, 25–41 мм — около 7 тыс грн, независимо от того, прокладывается новый кабель или заменяется старый. Более того, замена старого чаше всего идет с уменьшением диаметра кабеля», — подытожил он.
Однако руководство Укртелекома считает этот приказ судьбоносным, так как он позволил изменить сложившуюся практику нечестных работников Укртелекома брать деньги в свой карман, а операторов ходить и договариваться с его представителями на местах. В то же время И. Сиротенко выразил готовность о пересмотре тарифов: «Если операторы считают этот приказ нецелесообразным, нужно подумать, как сделать по-другому. Можно рассмотреть вариант, когда за вход в телефонную канализацию Укртелеком не будет взимать плату, но установим тарифы на выдачу технических условий, в которые включим плату за вход. И в таком случае Укртелеком будет гарантировать реальность их реализации, и, более того, может взять на себя обязанности по докладке каналов за определенную цену».
Отстаивая высокие тарифы за вход в ТК, и. о. директора Киевской городской филии Укртелекома Василий Гандабура привел данные, согласно которым срок окупаемости построения телефонной канализации с прокладкой волоконно-оптического кабеля составляет больше 100 лет. «Таким образом, сегодня Укртелеком не зарабатывает на сдаче в аренду ТК, хотя, возможно, нужно было бы этим заниматься», — сказал он.
Экономика вопроса
Наибольшее количество запросов от операторов и интернет-провайдеров касалось выдачи Укртелекомом технических условий на прокладку (докладку) кабеля в Киеве. Именно столицу и обслуживает КГФ Укртелекома, к которому было зафиксировано много претензий.
Отвечая на вопросы участников рынка телекоммуникаций, Василий Гандабура подготовил краткий об-
зор ситуации в столице и тенденций последнего времени. Так, если в 2005 году поступило 4200 запросов, то в 2007-м количество обращений операторов и провайдеров составило 7200. Для примера: в I квартале 2007 года от участников рынка поступило 620 обращений, тогда как за аналогичный период 2008-го — 1578 (трехкратный рост). Кроме того, если прежде операторы обращались за ТУ для прокладки (докладки) телефонного кабеля по конкретным адресам, потом — по названиям улиц, то сейчас обращения о выдачи ТУ касаются целых микрорайонов. И действительно, в последнее время операторы телекоммуникаций активно работают над телефонизацией жилого сектора в новопостроенных массивах, заключая эксклюзивные договоры с застройщиками, а также бизнес-сектора.
По словам В. Гандабуры, когда в Укртелекоме появляются заказчики в этих домах или бизнесах-центрах, оператор практически не имеет возможности туда «зайти».
Кроме того, были приведены другие цифры: в 2007 году КГФ Укртелекома сделал прокладку 590 км кабеля, тогда как операторы разных форм собственности — 2011 км (в четыре раза больше). В. Гандабура подытожил: «Это говорит о том, что есть доступ к ресурсам. Операторы ропщут, что Укртелеком не выдает технические условия, тем не менее уже в этом году нашей филией было выдано более 500 технических условий. Но из-за сильного увеличения объемов работ осталось много необработанных обращений — свыше 10 тыс. домов».
Операторы также высказывались о том, что Укртелеком в этом году практически прекратил продлевать сроки договоров аренды технологических помещений с другими операторами, которые уже создали в них тысячи технологических площадок. Отвечая на эти претензии, В. Гандабура заверял, что за последние три года в Киеве не было отказано ни одному оператору. Также, по его словам, Киевский городской филиал Укртелекома ни разу не отказал операторам в подключении их к телефонной сети оператора. В то же время Василий Гандабура отметил: «Возможно, были задержки во времени, связанные с необходимостью согласова-ний технических проблем и пр. Но хочу отметить, что наоборот сложилась ситуация, когда операторы резервируют за собой потоки, но не задействуют их».
Чей ресурс?
Еще в начале 2000-х годов было понятно, что подготовка к приватизации оператора невозможна без такого ресурса, как сеть телефонных канализаций, которая строилась многими госструктурами, после чего передавалась Укртелекому на баланс. Во время подготовки Укртелекома к корпоратизации возник вопрос о необходимости провести инвентаризацию всего имущества и описать все объекты, которые ему не принадлежат. Однако в случае его узаконивания в собственности Укртелекома нужно заплатить налоги: 30%-й на прибыль и 20 %-й на добавленную стоимость. И по состоянию на сегодняшний день Укртелеком проводит работы по узакониванию собственности и оформлению земельных участков, под которыми расположены кабельные канализации, а также часть земель, котораая отведена под другие службы, о чем заявил И. Сиротенко.
Решение этого вопроса усложняется из-за «пробелов» в украинском законодательстве, в котором не прописанный порядок оформления земель госпредприятиями. Внося в этот вопрос ясность, Игорь Сиротенко отметил, что «менеджмент оператора не является собственником этого ресурса или какой-либо другой части его имущества. Только правительство должно принять решение, каким образом и с каким имуществом (с телефонными канализациями или без них) будет проходить приватизация Укртелекома».
В то же время на сети ТК, которые строились не Укртелекомом, могут претендовать территориальные общины городов. В частности, о своих видениях заявила Киевская город-ская государственная администрация.
В свою очередь, И. Сиротенко выразил сомнения по поводу возможности управления таким ресурсом какой-либо муниципальной структурой: «Кроме того, необходимо будет внести изменения в типовой договор с операторами о том, что Укртелеком не несет ответственность за устранение неполадок до тех пор, пока оператора не пустит в ТК муниципальная служба. И мы будем этим пользоваться», — добавил он.
Возможности для прорыва
В условиях возрастающей конкуренции на рынке вопрос о повышении рыночной стоимости Укртелекома стоит как никогда остро. Доходы оператора, начиная с 2004 года не показывают яркую тенденцию роста. При этом такой ресурс, как телефонная канализация, переданная на баланс Укртелекома, является одним из «ценообразующих» факторов: «Мы четко должны понимать, что стоимость Укртелекома будет сильно зависеть от решения вопроса о собственности ТК», — считает И. Сиротенко.
Наиболее эффективный вариант выхода из ситуации операторы видят в необходимости внести изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях», а именно сделать «доступ в телефонную канализацию» телекоммуникационной услугой и за регулятором, НКРС, определить возможность разработки правил доступа туда. С таким предложением выступила Т. Попова. В свою очередь, И. Сиротенко предложил переформулировать фразу и вычеркнуть из нее слово «телекоммуникационная» и добавил: «Мы согласны принять участие в разработке таких изменений и внесем свои предложения. Мы отлично понимаем, что просто так блокировать доступ к ТК других участников рынка можно продолжать еще определенный период, но рано или поздно это приведет к кризису. Поэтому наш подход — разрешить его как можно раньше, но всем вместе. На самом деле, ведь для нас это тоже кусок бизнеса».
Свои предложения вынес И. Петухов: проводить конкурсы в тех местах ТК, на которые есть больший спрос. «Когда ситуация станет прозрачной, операторам будет ясно, на каких условиях можно получить доступ к канализации. Многие из них будут готовы сложиться деньгами и построить ТК». Кроме того, предлагался такой вариант: взимать с операторов высокую единоразовую оплату за вход в ТК, чтобы ее хватало на содержание и достройку каналов.
Тем не менее на сегодня все вопросы повисли в воздухе и окончательного решения Укртелеком не принял. Как стало известно позже, в это время Главная контрольно-ревизионная комиссия по распоряжению правительства проводила проверки деятельности оператора в прошлом году. В частности, по словам главы ведомства Николая Сивульского, результаты проверки установили «недочеты в просчетах», которые привели к тому, что государство недополучило дивиденды на сумму 100 млн грн. Кроме того, было выявлено нецелевое использование средств, превышение расходов на рекламу и многое другое. Несмотря на то что руководство Укртелекома опровергает информацию, ситуация видится неустойчивой и может негативно повлиять на процесс приватизации оператора.
Марина Бондарчук
Web-droid editor

влажность:
давление:
ветер:

Обзор игрового ноутбука Lenovo Legion 5i 15IMH05: дуализм



Аналитики говорят о важности умения быть гибким, что в жизни, что в бизнесе. Рассматриваемый ноутбук Lenovo Legion 5i 15IMH05 – хороший пример того, как можно успешно работать на две стороны – и в работе, и в развлечениях

Viber дозволив блокувати дзвінки від невідомих контактів
Viber блокировка мессенджер обновлениеУ Viber з’явилась функція “Блокування невідомих абонентів”, користувачі не будуть отримувати дзвінки від невідомих контактів
Игровой смартфон Asus ROG Phone 5 стоит 35 000 грн в Украине
ASUS Republic of Gamers игры смартфон события в УкраинеКомпания ASUS начинает продажи в Украине нового игрового смартфона ROG Phone 5. Модель имеет очень впечатляющие характеристики и некоторые необычные решения
