Специальный репортаж: Изменениями надо управлять
23.06.11Восемнадцатая международная конференция «Банковские системы и сети», проходящая с 19 по 25 июня в Ялте, собрала около 300 участников, в том числе представителей 32 банков. Среди приглашенных: специалисты коммерческих банков Украины и стран СНГ, Национальных/Центральных банков СНГ и дальнего зарубежья, ведущие отечественные и зарубежные поставщики, а также разработчики современных информационных технологий, системные интеграторы, представители государственных структур.
Организаторами мероприятия выступили департамент информационных технологий Национального банка Украины, управление защиты информации Национального банка Украины, Центр Банковских Информационных Технологий «ЦЕБИТ» (корпорация «Атлас»).
Обсуждаемые вопросы
Конференция, на которой прозвучало более 60 докладов, была разделена на пять тематических секций: стратегия развития ИТ; системы автоматизации банков и документооборот; защита информации; платежные системы, управление информационной инфраструктурой; телекоммуникации и сетевые решения.
Основные темы работы конференции:
- подходы к организации работы ИТ-менеджмента в соответствии с лучшими мировыми практиками;
- внедрение международных стандартов по системе управления информационной безопасностью; операционные риски в банках;
- построение высокоэффективной инженерной, телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры банка;
- привлечение, удержание и обслуживание клиентов. Практика реализации в СRM-системах;
- возможности использования SaaS для сокращения затрат на программное обеспечение;
- внутренний ИТ-аудит в банках Украины;
- ИТ-аутсорсинг – как средство снижения затрат на ИТ-инфраструктуру;
- cистемы мониторинга и управления информационной инфраструктурой;
- системы автоматизации банковской деятельности – новые подходы;
- обслуживание клиентов банков – системы клиент-банк, интернет-банкинг, мобильный банкинг, системы перевода денег.
Стратегический капитал
Аналитики свидетельствуют: с 2008 года банковский ландшафт изменился во всем мире. Кризис показал, что негативные финансовые явления в одной стране непосредственно влияют на ситуацию в другой. Большинство банковских структур, работающих на территории Украины, уже включены в глобальную финансовую экосистему. По данным компании IBM, 75 % руководителей планируют выход на новые рынки, восемь из десяти руководителей видят значительные изменения впереди. При этом 87% рисков выходят за рамки чисто финансовых и зависят от стратегического и оперативного планирования, геополитических, экологических и правовых аспектов.
В настоящее время информация, фактически является стратегическим активом, которым оперируют банки. Поэтому очень важно понять, что это за информация, знает ли банк своих клиентов, может ли оценить риски от внедрения тех или иных сервисов, насколько оптимальны бизнес-процессы и гармонично интегрирован в них персонал. Необходимо иметь четкое представление о том, что нужно изменить в управлении и организации бизнеса, иметь четкий план развития, а также как это будет влиять на рыночное положение банка, его финансовые показатели.
Банк. Что необходимо?
Аналитики определили основные изменения, которые происходят в банковском секторе сегодня. И в этой связи перед бизнес- и ИТ-менеджерами финансовых структур стоит целый ряд задач.
- Консолидация и глобализация рынка требует как можно более быстрого объединения операционных систем банков при интеграции.
- Клиенты становятся все более образованными. Поэтому необходимо предоставить им не просто разнообразие сервисов, а облегчить возможность выбора наиболее выгодных.
- Оптимизация рисков при принятии решений, внедрении новых технологий, финансовых схем и соответствие им процессов.
- В условиях коммодитизации продуктов (унификация товарной группы, когда вместо одного уникального товара возникает множество торговых марок) особое значение приобретает дифференцирование и персонификация предложений.
- Дестабилизация рынка требует гибкого управления стоимостью услуг, не теряя при этом конкурентоспособности.
В этой связи от ИТ- и бизнес-менеджмента банков в условиях постоянно изменяющегося рынка требуется хорошее знание потребностей потенциальных и существующих клиентов, своевременное внедрение технологических инноваций (виртуализация, внедрение решений по безопасности в условиях использования технологий cloud computing), внедрение новых бизнес-моделей.
Расширенный материал о мероприятии смотрите в наших печатных изданиях
Программу конференций на http://cbit.ua
Приветственное слово почетного председателя оргкомитета Анатолия Савченко
Алексей Билаш, директор департамента информационных технологий: «Мы будем стремиться к тому, чтобы регулятор помогал бизнесу»
Александр Кардаков, председатель Наблюдательного совета компании «Октава капитал», основатель компаний «Инком» и «Датагрупп»: «Банковский бизнес сегодня является наиболее ИТ-зависимым сегментом»
Игорь Гончар, ведущий менеджер в области Information Management компании IBM: «Израиль и Швеция – единственные страны, в которых банковский кризис практически не ощущался»
Владимир Шаров, глава представительства Intel Украина: «Во многих случаях модернизация вычислительных систем значительно снижает операционные расходы, что позволяет в короткое время окупить инвестиции, сделанные в развитие инфраструктуры»
Подгаевский Владимир Сергеевич, начальник отдела департамента информационных технологий НБУ: «Актуальные вопросы осуществления информационного обмена между банками и Государственной службой финансового мониторинга»
Алексей Перекатов, вице-президент компании «Миратех» по маркетингу: «Анализ результатов деятельности украинских банков за последние два года показывает, что с точки зрения оптимизации расходов сделано еще не все»
Мнение 1
Александр Агре, технический директор ЧАО «Атлас»
Требования текущего момента. Телекоммуникации в банке
Телекоммуникационная инфраструктура для банка не является профильным направлением деятельности и представляет собой одну из обеспечивающих подсистем для функционирования банковских приложений. Так было всегда. Другое дело – насколько ранее были зрелы эти приложения, и мог ли менеджмент банка сформулировать свои требования к телекоммуникациям. Фактически, обычной была практика, когда сотрудники ИТ-подразделений, занимающиеся внедрением и обеспечением работы телекоммуникационных и ИТ-систем, ставили и выполняли технические задачи по отношению к телекоммуникационной инфраструктуре независимо от бизнес-руководства. Для данной ситуации подходит следующая аналогия — построение железной дороги, по которой еще не понятно, что перевозить. Постановка задачи сводилась к следующему: «обеспечить максимально возможную скорость при современных стандартах и уровне технического развития». В результате зачастую совершенно неэффективно вкладывались средства в построение систем, потенциал которых в полной мере не использовался.
Ситуация несколько изменилась, когда появилась необходимость обеспечения работы определенных банковских ИТ-приложений. Хотя бы можно было определить требования этих приложений к телекоммуникациям.
Как сейчас поменялся подход к формулированию требований к телекоммуникациям в банковской сфере? После кризиса 2008-2009 годов банки стали более внимательно подходить к планированию затрат. И, соответственно, практика, когда ИТ-подразделение навязывает свое мнение, как нужно развивать телекоммуникационную инфраструктуру, постепенно вытесняется тем, что переориентируются на запросы по развитию ИТ, в том числе и телекоммуникаций, от профильных подразделений банка. Это, естественно, более правильный подход.
Кто может грамотно поставить в этом случае задачу для развития ИТ? Иногда это сами профильные банковские специалисты, иногда ИТ-менеджеры, которые смогли вникнуть в проблемы бизнеса и сформулировать требования к ИТ. В любом случае, эта аналитическая работ должна предшествовать планированию развития ИТ в банке. В результате определения требований к ИТ возникает и подмоножество требований к телекоммуникационному слою. Эти требования уже вытекают из реальных потребностей бизнеса. Правда остаётся вопрос, насколько адекватно эти требования отражают запросы приложений.
Мнение 2
Лев Матвеев, генеральный директор компании SearchInform
Контур информационной безопасности
Под таким названием предлагает свой основной продукт компания SearchInform. Решение позволяет выявить утечки конфиденциальной информации и персональных данных через электронную почту; ICQ; голосовые или текстовые сообщения Skype; посты на форумах или комментарии в блогах; внешние устройства (USB или CD); FTP; файл-серверы; ноутбуки; в том числе отключенные от корпоративной сети; документы, отправляемые на печать; а также появление конфиденциальной информации на компьютерах пользователей (подробнее см. на www.searchinform.ru).
Лев Матвеев, генеральный директор компании SearchInform: «В настоящее время проблема безопасности данных для банков становится все более актуальной. Существует две идеологии. Первая – никто не должен знать в организации, что система безопасности вообще внедрена (даже в договоре говорится об инсталляции поисково-инфорамционной системы), вторая – все сотрудники знают что «большой брат» за тобой наблюдает. В России, которая для нас является основным рынком, и где мы имеем очень большие количество внедрений, распределение между этими идеологиями в компаниях составляет примерно 50 на 50.
Мы больше склоняемся к первой идеологии. Ведь никакая система информационной безопасности сама по себе проблем не решает. Необходимо знать, где и что искать. Сохранность базы данных клиентов банка это, безусловно, важно, но еще не все. Рядом лежат другие проблемы. Например, топ-менеджер начинает искать работу. Необходимо принимать меры (предложение дополнительных бонусов и так далее), поскольку его уход может болезненно сказаться на бизнесе. Это не совсем вопросы безопасности, но сам инцидент отслеживается контуром информационной безопасности.
Еще есть вопрос с недостаточным объемом бюджетов на систему безопасности. Он имеет хорошую аналогию. Если сломался замок в квартиру, вы оставите ее открытой или быстро установите новый замок? Ответ, в общем очевиден. Тем более, что всегда присутствуют достаточно прозрачные схемы по которым окупаемость внедрения системы рассчитается достаточно легко».
Мнение 3
Владимир Шаров, глава представительства Intel в Украине
Когда модернизация выгодна?
Вряд ли можно выработать единый сценарий или подход, благодаря которому можно четко оценить эффект от модернизации, так как в эту оценку вовлечено множество разнообразных факторов, которые, в той или иной степени, уникальны для каждого предприятия или организации. Но, тем не менее, есть ряд факторов, которые, на наш взгляд, присущи всем. Проведя некоторые внутренние исследования и оценки, мы пришли к определенным выводам, которые, конечно же, носят информативный характер, так как очень многое зависит от выбранной системы оценки производительности и энегропотребления, версии набора эталонных тестов, различий в аппаратных платформах, конкретных моделей процессоров, коммерческой стоимости различных ресурсов (электроэнергия, оплата труда персонала, размер контракта по обслуживанию) и т.д.
Оценку эффекта от модернизации правильнее всего разбить на две категории: для серверных решений начального уровня и дата-центров крупных предприятий и организаций.
Серверы начального уровня.
В ситуации с серверами начального уровня эффект модернизации, зачастую, связан с возможностью замены (уменьшения) количества серверов. Как следствие, при сохранении того же самого уровня вычислительной производительности происходит уменьшение энергопотребления и оплаты за лицензирование ПО, которое считается от количества процессоров или процессорных ядер. Также высвобождается место и время обслуживающего персонала или уменьшается объем аутсорсингового контракта на обслуживание серверов. В наших иследованиях мы пришли к выводу, что замена 3-х серверов 4-х летней давности на базе процессоров Intel® Xeon® X3230 на один современный сервер, построенный на базе процессоров новейшего поколения Intel® Xeon® E3-1280, приводит к потенциальной экономии электроэнергии до 80% и суммарной финансовой экономии в течение года до 2500$. При этом, вычислительная производительность остается практически на том же уровне.
Дата-центры
Хотя в дата-центрах действуют те же принципы экономической эффективности от модернизации, что мы рассматривали в примере с серверами начального уровня (снижение энегропотребления, стоимости лицензий ПО, обслуживания внешними компаниями и т.д.), но для дата-центров рассмотрим модернизацию в двух вариантах: когда количество модернизируемых серверов останется тем же, и когда нужно обеспечить тот же уровень вычислительной производительности.
Рассмотрим оба варианта на примере процессоров, наиболее соответствующих для посторения дата-центров.
Вариант №1
Для примера рассмотрим 20 серверных стоек (точное количество не принципиально) образца 2006 года, построенных на базе одноядерных процессоров Intel® Xeon® МР. Если заменить каждый старый сервер на новый, п на базе процессоров новейшего поколения Intel® Xeon® E7-88ХХ серии, Вы получаете значительное увеличение производительности всего дата-центра за счет роста производительности каждого отдельного сервера. При этом, значительно уменьшается энергопотребление и сохраняются параметры помещения дата-центра (его дизайн), что исключает необходимость в ре-дизайне. В результате, это дает до 18% экономии в оплате счетов за электроэнергию в год, но при этом прирост в производительности составляет до 20 раз !!!
Вариант №2
При неизменной общей вычислительной производительности дата-центра заменим 20 серверных стоек образца 2006 года, построенных на базе одноядерных процессоров Intel® Xeon® МР, на несколько стоек с серверами на базе процессоров новейшего поколения Intel® Xeon® E7-88ХХ серии. В итоге, мы получаем безпрецендентную консолидацию стоек в отношении 20:1 (!), и при этом получаем существенную экономию и эффективность: значительное уменьшение расходов на электроэнергию, кондиционирование помещения, аренду помещения, лицензирование серверного ПО, обслуживание и техническую поддержку и т.д. По нашим предположениям, экономия лишь на оплате ПО и электроэнергии может окупить затраты на приобритение новых серверов менее, чем за год.
В этих оценках много условностей и предположений. Как следствие, результаты могут колебаться в каждом конкретном случае, но мы и не претендуем на эталонность наших исследований. Свою задачу мы видим в том, чтобы показать, что модернизация, сама по себе, эффективна, и эффект тем выше, чем больше количество устаревших серверов заменяется, и чем выше желание и возможность использования новых технологий и решений в момент модернизации.
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!
Обзор смартфона Oppo A40m (CPH2669): начало
Смартфон Oppo A40m приятно удивляет дизайном и набором некоторых компонентов, которые делают из него модель уверенного нижнего среднего класса. Разберемся в деталях
Концепт Honda 0 SUV получит серийную версию уже в 2026 году Honda автомобиль
Год назад компания Honda представила концепт-седан Honda 0 Series Saloon Concept, который намекал на возможное направление развития электромобилей бренда
Робот-пылесос: как не переплатить за ненужные функции Попросили разместить робот умный дом
С приходом в нашу жизнь современных технологий все стало гораздо проще. В число занятных и полезных вещей, от которых в восторге хозяйки, вошел робот пылесос