На стыках интерконнекта: взаиморасчеты операторов
12.05.08"Телеком. Коммуникации и сети" 5/2008, с. 20
Больше года назад отрасль получила практически единственный нормативный документ, который был призван урегулировать вопрос взаиморасчетов — Порядок взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций за услуги доступа к телекоммуникационным сетям при предоставлении услуг телефонной связи (решение НКРС № 351 от 06.09.2006 года). Этим документом была предложена новая система взаиморасчетов, которая определила общие принципы расчетов между операторами после установления взаимосоединения в соответствии с Правилами взаимосоединения сетей общего пользования (решение комиссии № 155 от 08.12.2005 года). Порядком взаиморасчетов были установлены расчетные таксы на начало, завершение и транзит звонков при предоставлении услуг местной, междугородней и международной телефонной связи и звонков к сетям операторов мобильной связи и от них. Кроме того, были установлены размеры расчетных такс за услуги доступа к телекоммуникационным сетям операторов, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке телекоммуникаций при предоставлении различных видов услуг телефонной связи. Также согласно документу было установлено, что расчетные таксы за услуги доступа к сетям операторов определяются на основе себестоимости и с учетом прибыльности тех услуг, которые предоставляются операторами.
Стоит отметить, что до этого Порядка действовала система межоператорских взаиморасчетов за услуги междугородней и международной связи только за входящий трафик путем распределения доходов. Ранее вообще не проводились взаиморасчеты за трафик при предоставлении услуг местной телефонии, а также за завершение трафика на местных сетях альтернативных операторов связи при предоставлении услуг местной, междугородней и международной телефонной связи.
По мнению члена НКРС Людмилы Ежовой, Порядок взаиморасчетов сделал свое дело: был введен новый механизм взаиморасчетов и вместе с тем его принятие на тот момент было по многим параметрам компромиссным решением для участников рынка. Даже, если это и было так, по мнению операторов, Порядок не изменил к лучшему ситуацию на рынке и не решил ряд проблем. По словам Тамары Кузнецовой (компания «Голден Телеком»), данное решение комиссии стало таким же грузом, каким был когда-то для операторов известный приказ, выданный в 1996 году.
Рояль в кустах
Согласно проекту отчета НКРС за 2007 год, проанализированные обращения операторов телекоммуникаций позволили комиссии выделить две основные группы проблем.
Во-первых, при предоставлении услуг местной телефонной связи выросли расходы на завершение звонков, и такая деятельность принесла убытки операторам, которые не внедрили в своих сетях систему оплаты с учетом времени для абонентов. Суть вопроса состоит в том, что данным Порядком введена поминутная система расчетов за трафик между операторами, а при предоставлении услуг абонентам некоторые из них применяют систему оплаты без учета времени. Во-вторых, операторы телекоммуникаций стали прибегать к ограничениям пропуска трафика из-за невозможности договориться о размере оплаты за услуги завершения соединения на сетях операторов мобильной связи.
Если в первом случае регулятор рекомендует операторам решить проблему, внедрив систему оплаты с учетом времени за предоставление услуг абонентам, то во втором — НКРС сможет урегулировать вопрос после того, как Антимонопольный комитет определит операторов, предоставляющих услуги мобильной связи, такими, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке вышеуказанных услуг. Но сегодня такие рекомендации не работают. В то же время на рынке появились прецеденты, когда оператор мобильной связи в одностороннем порядке отключает другого от доступа к своей сети из-за невозможности договориться о ставках доступа (переговоры между «УМС» и «Голден Телекомом» — см. ТЕЛЕКОМ 3/2008). Более то-го, законодательный коллапс вокруг НКРС сделал ее заложником ситуации и привел к тому, что регулятор отрасли оказался не в состоянии влиять на какие-либо процессы на рынке, тем более разрешать конфликтные ситуации.
Стоит отметить, что при экономических спорах, которые возникают между операторами, также могут пострадать потребители их услуг. Поэтому приоритетом в деятельности любого регулятора должна быть защита прав и интересов абонентов.
Решение экономических проб-лем — место пересечения интересов всех участников рынка, каждый из которых защищает свой бизнес и интересы своих абонентов. При этом, несмотря на существующие противоречия между ними, ухудшение условий для развития конкуренции на рынке и несбалансированность тарифной политики, заставляют их совместно искать оптимальную систему взаиморасчетов. Этому вопросу уделяют особое внимание операторы телекоммуникаций — члены одного из наиболее крупных профессиональных объединений на рынке — ассоциации «Телас», в состав которой входят 29 участников рынка.
Операторы единодушны в том, что проблема расчетов за пропуск голосового трафика лежит в нормативной плоскости. По словам руководителя секции международной и междугородной телефонной связи Александра Кульчицкого (генерального директора компании «Укомлайн»), себестоимость услуги доступа к сетям при предоставлении услуг телефонной связи рассчитывается на основе того, что после коммутации на АМТС международный и междугородный трафики проходят исключительно через транспортную магистральную сеть Укртелекома. Таким образом, существующие модели расчетов между операторами при предоставлении услуг международной и междугородной телефонной связи (приложения 2, 3, 4 Порядка) не могут корректно применяться для осуществления расчетов за звонки, маршруты которых проходят не через сеть Укртелекома, а по магистральным сетям других операторов (в том числе с поддержкой ІP-протокола).
Отдельная группа проблем связана со «спецификой» Порядка взаиморасчетов, согласно которому услуги фиксированной связи предоставляются по территориальному принципу, а мобильной — равномерно по всей территории страны (что логически). Кроме того, услуги местной телефонии являются самыми дешевыми, а международной — самыми дорогими.
Что регулировать?
Операторы телекоммуникаций видят несколько вариантов решения вышеуказанных проблем. Один из них — регулятор устанавливает расчетные ставки доступа к сетям только лишь монопольных операторов, а ставки доступа к сетям других операторов будут устанавливать участники рынка самостоятельно на договорных началах.
Другим вариантом может стать возможность установления ставок доступа к сетям всех операторов — как фиксированной, так и мобильной связи (см. вставку на с. 21). Еще одним возможным вариантом операторы предлагали определить и установить принцип взаиморасчетов, к примеру паритетные ставки и т. д.
Наиболее приемлемой альтернативой, по мнению многих операторов, может стать определение формулы расчетов ставок, которая должна основываться на методике расчета себестоимости взаимосоединения и доступа. Для этого, с одной стороны, нужно иметь прозрачные методы оценивания рынка и определить операторов, которые занимают монопольное (доминирующее) положение на определенных сегментах рынка, а с другой — объективную позицию НКРС.
Кроме того, операторы телекоммуникаций считают, что есть необходимость проводить антидемпинговое регулирование в тех случаях, когда оператор устанавливает самостоятельно внутрисетевые тарифы по более низким ценам, а доступ к своей сети для других операторов — по более высоким. «Практика показывает, что к демпингу чаще всего прибегают монопольные операторы. У нас такие сегодня не определены, тем не менее налицо все признаки скрытого монополизма», — добавил А. Кульчицкий.
Более того, обязательным условием эффективного государственного регулирования в сфере телекоммуникаций является анализ рынков телекоммуникационных услуг, который сегодня так и не проведен. При этом необходимо внести изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях» относительно анализа рынков, определения конкуренции на них и обеспечения потребностей абонентов услуг связи в телекоммуникационных услугах.
Надежда на методику
В результате использование методики расчета себестоимости взаимосоединения и доступа должна разрешить экономические споры и привести к установлению справедливых конкурентных условий работы на рынке для всех участников. Но это будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, нужно определиться, в каких ситуациях она будет использоваться: исключительно при предоставлении услуг монопольными операторами или для всех. Если рассматривать последний вариант, то каким образом ее можно будет использовать?
Определенные опасения высказал руководитель секции мобильной связи ассоциации «Телас» Александр Медяновский (компания «Киевстар»): «Если в методике будет рассчитываться стоимость взаимосоединения, это
значит, что соответствующую плату должны будут брать все игроки рынка (хотя сейчас они этого не делают, поскольку рассчет производится только за трафик)». По его словам, сегодня такую оплату берет лишь одна компания — Укртелеком, другие операторы, в том числе «Киевстар», этого не делают. В свою очередь, А. Медяновский предложил определиться с принципами взаиморасчетов: за что должен платить оператор — за взаимосоединение и трафик или только за трафик? «Если в методике будет закреплен первый вариант, мы сдвинем рынок телекоммуникаций в сторону удорожания услуг для конечного потребителя», — прогнозирует А. Медяновский.
Кроме того, чтобы методика принесла изменения, нужно решить вопрос с уровнем рентабельности телекоммуникационных услуг и установить ставки на уровне себестоимости. По мнению операторов, при определении себестоимости возникает вопрос: как определить рентабельность, если один оператор считает, что у него рентабельность должна быть 20 %, другой — 50 %? Операторы рынка телекоммуникаций опасаются, что методика позволит некоторым участникам рынка таким образом обосновывать высокую стоимость услуг при низкой эффективности использования инфраструктуры и других ресурсов.
Возникает ряд спорных моментов при подсчете себестоимости в пределах области (региона). Так, национальный оператор может определить общенациональную себестоимость и подтянуть большие инвестиции, например, в Киев. Однако в отдельно взятом регионе малым или средним операторам это делать будет невыгодно. Кроме того, стоит определиться, будет ли методика распространяться на предоставление услуг в пределах собственной сети. Также необходимо понять: нужно ли регулировать соотношение себестоимости доступа к себестоимости предоставления услуг в пределах собственной сети. «Наверное, лишь решение всего комплекса проблем может позволить изменить общую ситуацию на рынке», — отметил Александр Кульчицкий.
Вообще, операторы высказываются о целесообразности внедрения рыночных механизмов регулирования цен и тарифов, создания конкурентной среды. Они считают необходимым ограничить монополизм на рынке путем опережающего регулирования. В письме, которое по итогам собрания «Телас» было направлено в НКРС, операторы предлагали пересмотреть решение комиссии № 351, усовершенствовать и упростить процедуры взаимосоединения и доступа к сетям. Кроме этого, они считают необходимым определить принципы и порядок проведения взаиморасчетов. «Ведь сегодня в Украине нужно вводить европейские нормы регулирования доступа к ресурсам монопольных операторов. Если НКРС создаст для этого условия, операторы смогут договориться между собой», — считает А. Кульчицкий.
Марина Бондарчук
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 — доступные флагманские технологии



У Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 одинаково хорошие дисплеи, емкие аккумуляторы, есть поддержка обновлений софта в течение 6 лет. Расскажем подробнее чем еще они интересны

Figment — аскетичная консоль с E Ink-экраном для текстовых игр Google фото
Figment оснащен горизонтальным 7,5-дюймовым дисплеем E Ink и минимальным набором кнопок.
Honor GT Pro — смартфон с производительностью как у Galaxy S25 Ultra, но вдвое дешевле Honor смартфон
Honor официально представила свой новый флагманский смартфон GT Pro. На бумаге устройство выглядит более мощным, чем большинство конкурентов и при этом существенно дешевле