Motorola на связи: история золотого неудачника

 | 20.18

Даже если бы сотовый телефон оказался единственным стоящим изобретением компании Motorola, ее уже было бы за что уважать. Однако до этого устройства случилось еще много интересного. А началось все 25 сентября 1928 года. Именно тогда Пол Галвин зарегистрировал Galvin Manufacturing Corporation – прародительницу Motorola. И хотя к изобретению мобильного телефона мистер Галвин не имеет никакого отношения, свой вклад в развитие техники он внес.

Зачем забрали пальто?

На самом деле Galvin Manufacturing Corporation была уже третьим детищем мистера Галвина и последней его надеждой на успех. Еще с юных лет Пол ощущал тягу к предпринимательской деятельности. Вместо того, чтобы ходить в школу, он подрабатывал нелегальной торговлей на вокзале родного Гарварда. Надо сказать, что рынок юный бизнесмен чувствовал отлично. Он быстро понял, что летом лучше продается мороженое, а зимой – бутерброды и попкорн. Тем и зарабатывал, там и приобретал навыки предпринимательства. На том же вокзале Пол Галвин познакомился с системой государственного регулирования и налогообложения. Как-то начальник станции узнал о нелегальной деятельности школьника и решил положить ей конец. Скрываясь от чиновника и в прямом смысле слова рискуя жизнью, пересекая рельсы, Полу удалось сбежать. И тогда он понял – за место под солнцем нужно бороться. И уже на следующий день появился на том же вокзале с новой порцией бутербродов.

Несмотря на систематические прогулы школы в 1914 году Полу Галвину таки удалось поступить в университет штата Иллинойс. Так совпало, что как раз в период его учебы огромную популярность приобрели радиоприемники. Бедные студенты тратили существенную часть скудных стипендий на батарейки к этим устройствам. Видимо, тогда у будущего изобретателя и появилась мысль питать приемники от постоянного источника тока, по-нашему — от розетки.

Длительное время эта мечта так и оставалась мечтой. После учебы 22-летний Пол попал на фронт. Два армейских года впоследствии помогли ему в профессиональной деятельности. После войны он возвратился домой, женился и поступил рабочим на аккумуляторный завод. Но не гоже вольной птице жить в клетке. Страсть к собственному бизнесу не покидала перспективного инженера. В 1920 году Пол ушел с завода и основал свое первое предприятие — Stewart­Galvin Battery Company. Компания занималась производством батареек. Но недолго. Галвин еще не научился адекватно общаться с государственными органами и уже через три года после основания компанию закрыли за неуплату налогов. Офис опечатали как раз во время обеденного перерыва, когда большинства сотрудников не было на месте. Так случилось, что вместе со всем имуществом фирмы было опечатано и пальто ее основателя. Позже Галвин вспомнит: «Мне было жалко это пальто. Правительство имело полное право закрыть компанию, но зачем забирать у меня пальто?».

«Я падал много раз и знаю, как подняться»

После краха своих амбиций Полу нужно было время, чтобы прийти в себя и накопить сил для новых начинаний. К тому же жена только родила и семья нуждалась в средствах к существованию. Галвину пришлось забыть о присущих ему имперских замашках и устроиться личным секретарем к владельцу одной кондитерской компании. На этой позиции он продержался три года и вновь пустился в свободное плавание. В тандеме со своим старым другом он снова занялся производством батареек. И вновь ненадолго. Уже через два года, не выдержав конкуренции, компания закрылась.

Когда через пару недель после краха Галвин вознамерился вложить в очередное дело последние $750, жена воспротивилась. «Я падал много раз и знаю, как подняться», — ответил Пол и отправился на аукцион по распродаже имущества разорившихся компаний. Но уже не в качестве продавца, а как покупатель. На аукционе были куплены установки для производства сетевых источников питания. На это ушла вся сумма. Больше у предпринимателя ничего не было.

На помощь пришел брат Джозеф. Он согласился вступить в долю и внес $565 в общую казну. Этого хватило, чтобы зарегистрировать Gal­vin Manufacturing Corporation, нанять пятерых сотрудников и снять помещение в Чикаго. Так началась эпоха Motorola.

Хорошо, но мало

Первая продукция будущего телекоммуникационного гиганта называлась выпрямители — это были приспособления для замещения батареек в радиоприемниках. Вместо съемных источников напряжения предлагалось использовать постоянный, что на перспективу оказывалось существенно дешевле. Торговля шла бойко, проблем со сбытом не возникало. Однако цена на выпрямители не позволяла компании держаться на плаву. Согласно документам, за первую неделю деятельности пяти сотрудникам было заплачено целых $63 на всех. Наученный опытом, Пол понимал, что долго так продолжаться не может. Следует либо искать дополнительные источники прибыли, либо готовиться к банкротству. Мистер Галвин выбрал первое.

И тут надо представить американское общество начала прошлого века. А оно жило двумя вещами: радио и автомобилями. Причем по значению эти два устройства были примерно равны. Нельзя сказать, что идея соединить два американских фетиша впервые пришла именно Полу Галвину. Нет, до него такое уже существовало и пользовалось некоторым спросом. Широкому распространению таких устройств препятствовало лишь одно обстоятельство: чтобы послушать передачу, приходилось заглушать двигатель.

Автомобильное радио, которое работает во время движения, казалось невозможным. Настолько, что Галвин даже отбросил это предложение, заявив: «Если такое радио и возможно, его тут же запретят — ведь оно будет отвлекать водителя от дороги».

Но уже через пару месяцев молодой предприниматель понял, что был неправ. В Нью-Йорке появилась компания, готовая установить в машину обычный приемник, переделанный под такие нужды. Цена услуги равнялась $240. По тем временам это составляло примерно треть стоимости самого автомобиля. И Галвин решил сыграть на этом.

Успех на грани фола

На производстве тут же была поставлена задача выпустить автоприемник дешевле, чем у конкурентов. Причем способы достижения такой цели его интересовали весьма мало. Он во всем мог положиться на своих подчиненных и очень ценил персонал. Стала крылатой его фраза: «Любая компания эффективна ровно настолько, насколько эффективны ее сотрудники». Забегая наперед, скажем, что доверие начальника было оправдано.

Пол Галвин всегда считал, что лучший способ продать товар — это продемонстрировать его на практике. Как раз через пару месяцев должен был состояться съезд производителей радиотехники. Лучшего повода, чтобы представить новинку, быть не могло, и упустить такой шанс предприниматель не мог. Чтобы успеть в срок, служащим Galvin Manufacturing Corporation приходилось работать в три смены без выходных. Буквально в последний момент производственный образец был готов. Времени на испытания не оставалось. Пришлось проверять изобретение по дороге на съезд. Устройство установили в личный автомобиль Галвина, а по дороге предприниматель сам отлаживал свое детище. Все работало. А главное, была выполнена главная задача – дешевле, чем у конкурентов. Да еще и более чем в два раза.

Демонстрация проходила средне. Наблюдался определенный интерес со стороны публики, но были и опасения. Стала распространенной мысль, что новинка портит двигатель. В довершение ко всему, когда потенциальный покупатель захотел испробовать новшество самостоятельно, магнитола задымилась.

Однако, несмотря ни на что, к концу выставки Пол Галвин таки набрал несколько крупных заказов. Благодаря им компания получила первую серьезную прибыль в размере $287 тыс.

Для большего успеха необходимо было придумать особый бренд для продукции. Это бы способствовало узнаваемости производителя и, как следствие, успеху предприятия. Так как первым действительно успешным товаром было автомобильное радио, бренд хотелось связать с движением и радиовещанием. Самым популярным приемником на тот момент в Америке был Victrola. А движение по-английски – motion. Соединив оба слова, Галвин получил Motorola.

Как заработать во время войны

Рынок автомагнитол в начале столетия был не настолько велик, как сегодня. Во-первых, еще не так много автомобилей ездило по дорогам, а во-вторых, стоимость такого устройства хоть и была снижена Галвином, но не настолько, чтобы быть доступной каждому владельцу машины. Следовало снова искать новые рынки. Идея пришла неожиданно.

Отдыхая вместе с семьей в 1936 году в Германии, Пол обратил внимание на строящиеся автобаны. Имея почти сверхъестественное чутье, он быстро заключил, что эти дороги предназначены не только для гражданской техники, но и для военной. Готовилась война. Галвин был в этом уверен, остальные крутили у виска. Никто не мог поверить, что менее чем через два десятилетия после Перовой мировой человечество вступит в новое вооруженное противостояние. Однако проницательный предприниматель оказался прав. Война началась в 1939­м. Галвин был к этому готов. Motorola оказалась одной из немногих компаний, выигравшей от политических катаклизмов.

Еще в 1936 году, вспомнив свою службу в армии, Пол решил начать разработку военных раций — Handie­talkie. Уже в 1940 году его компания получила огромный заказ на эти устройства. Предприятие увеличило свою прибыль в разы. В 1940 году она составила без малого $10 млн. В 1940 Handie­talkie была усовершенствована — родилась легендарная Walkie­talkie. В результате всех этих изобретений к концу войны прибыль Motorola достигла $80 млн. По тем временам это была просто космическая сумма. Но Пол Галвин понимал, что война рано или поздно закончится. Пришлось искать новые пути для достижения успеха.

Размер имеет значение

По окончании войны сердцами американцев завладело телевидение. Первые телевизоры имели в диагонали аж 10 дюймов и стоили $300! Пол снова пошел на ценовой демпинг. В результате Motorola выпустила свой за $179,95. Правда, для этого пришлось уменьшить диагональ до семи дюймов. Зато устройство стало легче и компактнее.

Во многом по причине столь демократичной цены за первый год продаж около 100 тыс. семей обзавелись телевизором Motorola. Он стал действительно массовым продуктом. Именно благодаря этому товару компания не обанкротилась в послевоенные годы. Ведь основную прибыль предприятия на протяжении предыдущих пяти лет составляли военные заказы. В связи с их отменой фирма лишилась львиной доли выручки. Но уже в 1949 году продажи вернулись на прежний уровень, а через год удвоились. В этот же период в связи с успехом бренда было решено переименовать Galvin Manufacturing Corporation в Motorola.

В 1956 году руководство компанией взял на себя сын Галвина – Роберт. А через три года основатель империи Motorola умер.

Позже Роберт вспоминал: «Отец никогда не имел четко продуманного плана развития компании, но он был прирожденным импровизатором, находившим все новые и новые возможности для применения радио».

Галвин­младший оказался достойным продолжателем дела отца. В 1969­м ему удалось подписать контракт с NASA. В итоге Нейл Армстронг именно по передатчику Motorola транслировал на весь мир свою легендарную речь. А чуть позже, в 80-х, Роберт ухватился за идею беспроводной связи — и снова победил. И по сей день компания уверенно держится на плаву, занимая почетное место под солнцем.

Robo User
Robo User
Web-droid editor