Дефицит ИТ-кадров: проблема национального масштаба
16.09.08"Телеком. Коммуникации и сети" № 7-8, с. 42
Учебные заведения, которые занимаются подготовкой соответствующих специалистов, не поспевают за бурным развитием телеком-рынка. Причем как в количественном, так и в качественном отношении. Темпы устаревания информации сегодня таковы, что знания, полученные студентами в процессе обучения, чаще всего становятся неактуальными уже при получении ими диплома. Выпускники вузов в большинстве случаев не обладают навыками, востребованными в данное время ИТ-рынком.
Представители компаний считают, что нехватка специалистов становится основным сдерживающим фактором развития отечественного телеком-рынка. При этом решение проблемы большинство экспертов видят в разработке государственных программ в сотрудничестве с вендорами.
Чтобы разобраться в особенностях национального рынка ИТ-кадров, мы пообщались с экспертами данной отрасли: представителями компаний, которые непосредственно занимаются развитием образования ИТ-специалистов.
Как выглядит проблема дефицита ИТ-кадров в Украине, каков ее масштаб и в чем причины? Как нехватка ИТ-специалистов отражается на развитии рынка телекоммуникаций? Каким образом, по-вашему, можно решить данную проблему?
Игорь Закалов, директор Центра Знаний компании«Инком»: Проблема действительно существует и она носит глобальный характер, особенно в Украине и странах СНГ. Мы работаем со многими компаниями в Украине и практически от всех поступают заявки: помогите нам со специалистами, посоветуйте кого-нибудь. К сожалению, мы зачастую не можем этого сделать, потому что в основном обучаем специалистов заказчиков.
Нехватка специалистов существует в различных сегментах: проектирование информационных систем, внедрение, поддержка. Остро стоит также вопрос с дефицитом специалистов в области IP-телефонии, безопасности.
Такая ситуация сложилась из-за интенсивного развития ИТ-рынка. Образование за этим ростом не успевает. У нас много высших учебных заведений, но технологиям и продуктам, которые сейчас востребованы работодателями, мало кто обучает. Проблема в том, что такое обучение требует разработанных соответствующих учебных программ, наличия обученных преподавателей, также необходима материальная база, то есть лабораторное оборудование, с помощью которого студенты могли бы на практике осваивать полученные знания. Для всего этого необходимы серьезные инвестиции. Далеко не все вузы могут себе это позволить.
На сегодняшний день крупные вендоры, например Cisco, Microsoft, Sun, разрабатывают учебные программы для того, чтобы внедрять их в вузах. Так, в компании Cisco существует программа сетевых академий, которые работают при вузах. В Украине их уже более шестидесяти. Это хорошее начинание, оно существенно сокращает дефицит такого рода специалистов.
Основная проблема вузов сегодня в том, что они не могут угнаться за темпами развития технологий, выходом новых продуктов, протоколов. В Центре Знаний, например, могут смениться две версии курса за год. Нам это просто сделать: уже налажен механизм обновления учебных программ. Практически через несколько недель мы можем перейти на новый курс. Для того чтобы подобное сделать в университете, зачастую нужны годы.
Если говорить о роли высших учебных заведений в подготовке ИТ-специалистов, то она на самом деле невелика. Вузы, как раньше, дают базовые знания, расширяют кругозор, учат, как учиться. Но актуальные знания какой-то отдельной области и, тем более, практические навыки работы с аппаратным и программным обеспечением они не дают. Академии, созданные при вузах крупными вендорами, конечно, ситуацию существенно улучшают. Но пока данные инициативы достаточно слабо развиты в Украине. Шансы трудоустроиться у студентов, закончивших академиии, очень велики: работодатели сами идут туда и ищут специалистов.
Кроме академий при вузах, есть еще один способ решения проблемы, это авторизованные учебные центры. Они открываются на базе компаний-партнеров, которым вендоры предоставляют право проведения тренингов по своим технологиям. В настоящее время на Украине количество крупных центров приближается к десяти, что для страны с населением 47 млн, является явно недостаточным. Для сравнения: в России существует более пятидесяти авторизованных центров такого масштаба.
Дефицит специалистов очень сильно отражается на развитии ИТ-отрасли Украины: последние несколько лет это основной сдерживающий фактор развития экономики страны в целом и отдельных компаний в частности. Складывается такая ситуация, что порой найти инвестиции для развития компании проще, чем специалиста, который сможет непосредственно воплотить конкретные проекты.
Проблема должна решаться на государственном уровне: нужна глобальная программа, а также договоренности вендоров с правительством. Для того чтобы за пару лет насытить рынок специалистами, необходимо порядка пятидесяти, а то и сотни учебных центров, подобных Центру Знаний.
В 90-е годы одной из самых актуальных проблем была проблема «утечки умов» за рубеж. Что происходит сейчас? Есть ли обратный процесс?
И. З.: Я бы не сказал, что это сейчас большая проблема. Некоторые специалисты выезжают, но выезжают не так массово. За последние пять лет в нашей стране существенно вырос уровень заработных плат. Разница в оплате труда за рубежом и у нас значительно сократилась. Хотя не всегда зарплата является главным фактором, заставляющим искать работу за рубежом. Некоторых пугает нестабильность украинской экономики и политики. Но если говорить об условиях труда, там и здесь они сопоставимые. Зарплаты пока у нас все же ниже, чем за рубежом, но они еще будут расти.
Существует мнение, что основ-ная проблема кадров в ИТ-индуст-рии — отсутствие среднего класса. Есть высококвалифицированные специалисты, но их мало, и есть низкоквалифицированные, которых много. Прокомментируйте, пожалуйста.
В Украине серьезных менеджеров, которые готовы работать техническими директорами в компаниях, немного: их можно пересчитать по пальцам. Вакансии по ключевым позициям компании могут закрывать в течении полугода. Что касается среднего звена, то в следствие того что оно более массовое, подобных специалистов необходимо намного больше. Проблема существует и там, и там.
Расскажите о роли Центра Знаний «Инком» в решении проблемы дефицита ИТ-специалистов. Какова стратегия развития Центра Знаний на ближайшее будущее?
И. З.: Рынок учебных центров развивается слабо, потому что требует инвестиций и знания особенностей ИТ-отрасли.
Центр Знаний за пять лет добился значительных результатов, потому что мы инвестировали в учебные центры. Изначально мы хотели сделать обучение отдельным бизнесом, который будет приносить прибыль компании. Мы растем и продолжаем инвестировать в развитие, что является залогом нашего успеха. Вначале у нас был один класс, потом три, сейчас стало десять классов. Первоначальные инвестиции в оборудование составляли $10 тыс., в данным момент стоимость нашего оборудования 1,5 млн долларов.
В Центре Знаний за 2007 год прошло обучение порядка 2 тыс. специалистов. Всего за пять лет работы — более 5 тыс. Основная часть обучающихся — это работающие специалисты.
Базовые трениниги состаляют у нас 30—40 % от остальных курсов, это связано, в первую очередь, с тем, что труднее всего начать знакомить-ся с новым направлением.
По окончании начального курса специалисту проще заниматься самообучением. Но если у компании достаточно средств на обучение, мы предоставляем возможность овладеть конкретной специальностью в совершенстве, закончив 10—20 курсов по интересующему направлению.
Особенностью Центра Знаний является то, что мы специализируемся на высокотехнологичных тренингах. Большая часть курсов, которые мы предлагаем, не проводятся нигде в Украине, поэтому они пользуются спросом. Сейчас мы проводим своими силами тридцать тренингов Cisco по беспроводным сетям, по продуктам безопасности, IP-телефонии, по дата-центрам. В данный момент кроме Cisco мы сотрудничаем с Microsof, Sun.
Также мы проводим свои тренинги по Oraсle, Linux, Unix, по управлению проектами. В сотруднчестве с российской компанией «5-55» уже третий год обучаем ITSM (IT Service Management).
В прошлом году Центр Знаний подписал эксклюзивный договор о предоставлении тренингов в СНГ по мобильным технологиям: построение мобильных сетей для операторов.
Не оставлены нами без внимания и такие популярные ныне направления, как управление людьми, временем, продажами.
В этом году было очень знаменательное событие для Центра Знаний: мы получили статус Cisco Learning Solution Partner. В связи с этим у нас расширились перспективы и возможности для ведения бизнеса в других странах. Впереди предстоит много работы.
Как выглядит проблема дефицита ИТ-кадров в Украине, каков ее масштаб и в чем причины? Как нехватка ИТ-специалистов отражается на развитии рынка телекоммуникаций? Каким образом, по-вашему, можно решить проблему?
Сергей Карпенко, руководитель Центра Бизнес-знаний SI BIS: Прежде всего следует разграничить проблему дефицита ИТ-кадров в Украине в целом и в Киеве в часности — это безусловно две большие разницы. Уровень информатизации социума и бизнеса в Киеве существенно выше, чем в регионах, и, как следствие, дефицит ощущается намного острее и имеет ярко выраженную специфику.
Благодаря концентрации вузов в столице, проблемы с рядовыми пользователями ПК в Киеве практически не ощущаются. Сегодня базовые ИТ-дисциплины включены в программы подготовки практически всех специальностей — от философов до бухгалтеров, от железнодорожников до аграриев. Так что набрать документ в стандартном текстовом редакторе или отправить электронное письмо в состоянии каждый молодой специалист. Сложности начинаются при попытке найти высококвалифицированных специалистов, способных «поднять» тяжелые решения со сложной инфраструктурой.
Фокус проблемы в том, что скорость развития ИТ-технологий в мире, и ИТ-рынка конкретно в Украине настолько высоки, что отечественные вузы в силу целого ряда объективных причин просто не в состоянии самостоятельно обеспечить необходимый уровень специализации. Масштаб этой проблемы сложно недооценить. Основываясь на личном опыте, и не только, могу с уверенностью утверждать: сегодня практически невозможно найти молодого специалиста, готового приступить к работе в ИТ-проекте, более сложном, чем построение локальной сети из десятка рабочих станций, без дополнительного обучения. Более того, столичные ИТ-компании, да и не только ИТ-, фактически стоят на пороге конкурентной войны, но уже не за потребителя, а за грамотных специалистов. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть в Сети, какой уровень заработных плат компании уже сегодня готовы платить подготовленным айтишникам.
Что касается регионов, то нехватка высококвалифицированных кадров там не меньше, чем в столице, просто она еще не до конца осознана региональными бизнес-структурами. Дефицит профи в регионах пока еще смазывается нехваткой рядовых исполнителей. Хотя нужно отметить, что в нашем центре все чаще появляются гости из областных городов.
Безусловно, нехватка ИТ-специалистов негативно влияет на развитие профильного рынка, этот факт лежит на поверхности. Но при этом важно понимать, что главная проблема состоит совершенно не в отсутсвии рабочих рук. Главное — уметь видеть перспективу, цель, к которой стоит стремиться, что невозможно без должного уровня подготовки. Повторюсь: ИТ-рынок и рынок телекоммуникаций как его составляющая сегодня являются наиболее динамично развивающимися рынками и в мире, и в Украине. Более того, Украина, для того чтобы стать полноценным участником мирового экономического сообщества, просто обязана развивать эти рынки многократно опережающими темпами.
Можно подытожить: любая ИТ-компания, желающая занять место лидера на ИТ-рынке Украины, должна не просто успешно решать текущие задачи, но и четко понимать свои стратегические цели, видеть перспективы на годы вперед. Залог успеха в этом деле — образованные, высококвалифицированные специалисты, способные увидеть эту перспективу и решить задачу по ее достижению.
Прежде всего хочу отметить, что решение сложившейся проблемы — не дело одного дня или даже одного года. Должна быть разработана и реализована некая государственная программа, нацеленная на устранение разрыва между классическим образованием и сегодняшними потребностями рынка.
Очевидно, что к решению проблемы нужно подходить комплексно — во-первых, постоянно усовершенствовать программы подготовки ИТ-специалистов в отечественных вузах, во-вторых, развивать сеть коммерческих учебных центров, в-третьих — обеспечить сотрудничество бизнеса и образования.
Как бы вы оценили уровень образования молодых ИТ-специалистов?
С. К.: Я сам долгое время работал в одном из ведущих технических вузов Киева, поэтому имею возможность оценить ситуацию с двух сторон. С одной стороны, университеты дают неплохую базовую подготовку, формируют у молодых специалистов понимание базовых знаний ИТ, основ программирования и т. д. Но, с другой стороны, классический подход к обучению в ИТ себя практически исчерпал. Ни для кого не секрет, что полученные в ИТ знания старятся примерно на 15—20 % в год, и вузы попросту не успевают обновлять учебные программы, а часто и не хотят. Например, актуально ли сегодня изучать язык программирования Basic, что практикуется во многих вузах? Именно затеоретизированность является основным минусом университетского ИТ-образования.
Если пытаться охарактеризовать уровень образования молодых ИТ-специалистов одним словом, я бы назвал его базово-теоретическим. К сожалению, в большинстве случаев это пока лишь компьютерный ликбез, и не более.
В 90-е годы одной из самых актуальных проблем была проблема «утечки умов» за рубеж. Что происходит сейчас? Есть ли обратный процесс?
С. К.: Думаю, проблема несколько утратила остроту, но не потеряла актуальность. К счастью, сейчас подготовленный специалист может найти себе достойную работу и в Киеве. Ранее я уже говорил, что серьезные компании уже стоят на пороге борьбы за персонал, а это, безусловно, повышает уровень заработных плат, и следовательно приостанавливает «утечку умов». Наверное, сейчас главной причиной такой утечки является скорее общеэкономическая ситуация в стране, чем отсутствие рабочих мест, особенно в ИТ-индустрии. Говорить об обратном процессе, к сожалению, пока рано.
Какие специальности на ИТ-рынке являются наиболее востребованными?
С. К.: Назвать конкретные специальности в этом случае довольно сложно. Дело в том, что разные компании могут по-разному называть сходные по сути вакансии. Однако следует отнести к категории востребованных, например, администраторов баз данных, программистов, разработчиков. Каждую из этих категорий можно дополнительно дифференцировать по продуктам и решениям, с которыми они работают. Это некий аналог «рабочих специальностей» для айтишников.
С другой стороны, не менее востребованы менеджеры по продажам, руководители проектов, аналитики. При этом необходимо учитывать, что ИТ-менеджер должен не только обладать навыками руководителя или продавца, но и глубокими знаниями самых современных информационных технологий.
Расскажите о роли Центра Бизнес-знаний SI BIS в решении проблемы дефицита ИТ-специалистов. Какова стратегия развития Центра Бизнес-знаний SI BIS на ближайшее будущее?
С. К.: Чуть ранее я уже говорил о возможных путях решения проблемы дефицита кадров в сфере ИТ и обозначил три основных направления. Наша компания активно реализует два из них.
Во-первых, был создан и успешно действует Центр Бизнес-знаний. Он создан компанией SI BIS, имеющей статус премьер-партнера IBM. Мы осуществляем подготовку ИТ-специалистов по авторским программам и по авторизованным учебным курсам IBM. В рамках работы центра регулярно проводятся бесплатные практикумы по авторским решениям SI BIS на платформах IBM.
Во-вторых, в центе разработана и запущена социально-ориентированная партнерская программа для вузов «Образовательный партнер». Данная программа поможет подготовить компетентных специалистов-практиков, воспрепятствовать «утечке умов», модернизировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями рынка. Впервые программа была анонсирована в рамках Всеукраинского Форума «Бізнес і освіта: неминучість співпраці» 11 апреля 2008 года, и ее первым партнером стал Национальный авиационный университет. Цели программы:
— развить у студентов практические ИТ-навыки и ознакомить их с последними разработками мировых лидеров в области аппаратного и программного обеспечения информационных технологий;
— предоставить студентам возможность в дополнение к диплому получить ряд авторизованных сертификатов, подтверждающих практические навыки в области современных ИТ-технологий.
Логическим продолжением реализации партнерства с Национальным авиационным университетом стала передача компанией SI BIS университету RISC-сервера IBM eServer pSeries 670. На сегодняшний день ощущается острая нехватка ИТ-специалистов в области администрирования систем Linux и Unix. Использование вышеупомянутого сервера позволит организовать работу с несколькими независимыми экземплярами операционных систем, на которых смогут обучаться администрировнаию операционной системы IBM AIX.
В рамках программы «Образовательный партнер» на базе НАУ планируется организовать совместную тренинг-площадку для проведения авторизованного обучения, развернуть современную систему дистанционного обучения и профессионального тестирования. По окончании обучения студенты смогут получить не только государственный диплом, но и целый ряд авторизованных сертификатов, признанных во всем мире. Это, безусловно, даст выпускникам университета неоспоримые конкурентные преимущества при трудоустройстве. Более того, следующим шагом реализации программы будет создание механизма гарантированного трудоустройства сертифицированных выпускников.
Что касается стратегии дальнейшего развития, то мы, безусловно, будем расширять спектр предлагаемого обучения, как авторизованного, так и авторского. Только в этом году мы уже получили статус авторизованного центра обучения DrWeb и открыли авторизованный центр тестирования Prometric. Теперь мы можем предложить нашим клиентам не только пройти авторизованные курсы ИБМ по таким направлениям, как AIX, Lotus, WebSphere, DB2 др., но и возможность сдать сертификационный экзамен и получить соответствующий международный сертификат признания.
Еще одним приоритетным направлением дальнейшего развития для нас является менеджмент и аудит систем информационной безопасности. Уже сегодня на нашем сайте вы можете найти уникальные для Украины учебные курсы по стандартам ISO/IES 27001:2005.
Также в этом году мы планируем получить авторизацию по ряду систем электронного документооборота, расширить спектр предлагаемого так называемого сопутствующего обучения. Например, курсы по эффективной презентации, проводимые в нашем центре, сфокусированы именно на ИТ-технологиях и т. п. Мы учитываем, что для успешной карьеры на ИT-рынке сегодня понадобится также целый ряд soft skills — универсальных для любой области деятельности знаний и навыков. Всегда приветствуются хотя бы базовые знания в области управления проектами. Личное планирование, распределение ресурсов, рациональные действия и их контроль оказываются весьма полезными для построения правильных взаимоотношений с руководством, сослуживцами и подчиненными.
Как выглядит проблема дефицита ИТ-кадров в Украине, каков ее масштаб и в чем причины? Как нехватка ИТ-специалистов отражается на развитии рынка телекоммуникаций? Каким образом, по-вашему, можно решить проблему?
Татьяна Гриценко, директор по кадровым вопросам компании «Софтлайн»: Мировая тенденция в ИТ-сфере — борьба за привлечение кандидатов и удержание лучших сотрудников. Такая же ситуация на данный момент и в Украине. Скорее кандидат выбирает компанию, а не компания кандидата. Рынок ИТ-услуг растет, и между компаниями идет борьба не только за квалифицированных сотрудников, но и за перспективных студентов.
Как и любой дефицит ресурсов, нехватка ИТ-специалистов отражается на развитии рынка телекоммуникаций отрицательно. Тем более, что человеческий ресурс является одним из самых важных.
Реальность такова, что вузы не в состоянии оперативно реагировать на требования рынка. Даже фундаментальные знания в области ИТ меняются быстро, не говоря уже о специализациях. Проблему можно решить с помощью учебных центров, которые более мобильны и могут быстро подстраиваться под требования рынка.
Для себя проблему дефицита ИТ-кадров компания «Софтлайн» решает следующими путями:
— ротацией кадров внутри компании, что дает возможность специалисту попробовать себя в новом проекте или роли;
— использованием модели профессионального и карьерного роста
— систематическим и планомерным обучением сотрудников;
— привлечением сотрудников из регионов.
Относительно уровня образования молодых ИТ-специалистов, то КПИ и Киево-Могилянская академия — это те киевские вузы, которые дают хорошие базовые технические знания для айтишников. Необходимо также отметить, что основные пробелы в образовании молодых специалистов — это невысокий уровень знаний, умений и навыков в области методологии разработки в контексте всего жизненного цикла ПО, управления проектами, правил командной разработки.
Данные проблемы проистекают из двух источников. Во первых, вузы слабо представляют, сколько и каких специалистов нужно ИТ-отрасли. Во вторых, высшие учебные заведения очень медленно реагируют на требования рынка.
В 90-е годы одной из самых актуальных проблем была проблема «утечки умов» за рубеж. Что происходит сейчас?
Т. Г.: Обратный процесс начался в начале этого десятилетия, сейчас можно говорить не об утечке, а о циркуляции высококлассных специалистов. Многие едут на Запад на время и обязательно возвращаются. Появилось большое количество хороших специалистов, которые принципиально не хотят работать за рубежом.
Существует мнение, что основная проблема кадров в ИТ-индустрии — отсутствие среднего класса: мало высококвалифицированных и много низкоквалифицированных специалистов. Прокомментируйте, пожалуйста.
Т. Г.: Такая проблема существует, и наша компания успешно ее решает, введя в действие модель профессионального и карьерного роста. Данная модель дает возможность развиваться как в профессиональном, так и карьерном плане. Каждые полгода сотрудник растет как минимум на одну ступень. При этих условиях, например, начинающий программист первого уровня за год может вырасти до программиста второго уровня, затем третьего, стать руководителем проектной группы, а в дальнейшем — руководителем проекта или при желании архитектором.
Какие специальности на ИТ-рынке являются наиболее востребованными?
Т. Г.: По нашим данным, наиболее востребованными в этом году являются архитекторы и разработчики, которые работают с языками java и ASP.NET. Как всегда, востребованы хорошие менеджеры по продажам, бизнес-аналитики, руководители.
Какие требования предъявляют компании к кандидатам на ИТ-вакансии? Назовите наиболее эффективные способы мотивации для удержания сотрудника.
Т. Г.: Западные, а в последнее время и отечественные компании большое внимание при подборе кандидатов уделяют как техническим навыкам, так и личностным, а также профессиональным компетенциям кандидата. Специалист будет долго и хорошо работать не только когда он подходит компании, но и когда компания подходит кандидату.
Наиболее эффективные способы мотивации — возможность карьерного продвижения, профессиональный рост, работа над интересными проектами, увеличение заработной платы без изменения в должности и возможность обучения за счет работодателя.
Инга Коломиец
Web-droid редактор
Не пропустите интересное!
Підписывайтесь на наши каналы и читайте анонсы хай-тек новостей, тестов и обзоров в удобном формате!


Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 — доступные флагманские технологии



У Samsung Galaxy A36 и Galaxy A56 одинаково хорошие дисплеи, емкие аккумуляторы, есть поддержка обновлений софта в течение 6 лет. Расскажем подробнее чем еще они интересны

Первая квантовая система навигации оказалась в 50 раз точнее GPS навигация
Австралийская компания Q-CTRL впервые публично продемонстрировала собственную квантовую навигационную систему под названием Ironstone Opal, которая работает полностью автономно и не нуждается в GPS.
Audi A6 Sedan будет выпускаться в версии мягкого гибрида Audi автомобиль
Audi A6 Sedan с классическим для бизнес-класса кузовом дополнила представленную ранее в марте A6 Avant и, как и универсал, построена на платформе Premium Platform Combustion (PPC).